В связи с поступившей от ООО "СССР" (вх. N 12302-ЭП/23 от 19.05.2023) информацией, в соответствии с п. 1 ч. 1, пп. "б" п. 1 ч. 3 и п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании приказа Санкт-Петербургского УФАС России "О проведении внеплановой документарной проверки" Инспекцией Санкт-Петербургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере закупок (далее - Инспекция УФАС)
при участии представителей:
Комитета финансов Санкт-Петербурга (далее - Заказчика), по доверенности;
в отсутствии представителей:
ООО "СССР" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленных о месте и времени проведения Инспекции УФАС;
проведена внеплановая документарная проверка по соблюдению Заказчиком законодательства о контрактной системе при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по реализации мероприятий по вовлечению граждан (учащихся 9-11 классов государственных бюджетных образовательных учреждений Санкт-Петербурга) в бюджетный процесс посредством использования практики школьного инициативного бюджетирования в 18 административных районах Санкт-Петербурга. (извещение N 0172200003223000004).
Адрес проверяемой организации: 191144, Санкт-Петербург, ул. Новгородская, д. 20, лит. А;
Место проведения Инспекции УФАС: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13.
Внеплановой документарной проверкой установлено:
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 24.03.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС). Начальная (максимальная) цена государственного контракта 9 399 947,52 руб.
Информация, изложенная в обращении, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
1. Относительно доводов Заявителя, касающихся установления Заказчиком ненадлежащего порядка оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.", Инспекция УФАС приходит к следующим выводам.
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
В силу п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ППРФ 2604) утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу п. 24 ППРФ 2604 Для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно Приложению к извещению (Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе) установлено положение о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации." осуществляется, в том числе следующим образом:
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. |
В рамках подпоказателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" оценивается информация об опыте по двум компетенциям: 1. Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема, выраженный в количестве проектов в сферах социального проектирования и предпринимательства, инициативного бюджетирования в том числе в рамках развития проектной деятельности школьников, за период с 2018 года по 2022 год. Информация по данной компетенции может быть представлена участником конкурса с использованием рекомендуемой Формы (рекомендуемая форма оценки представлена в Таблице 1 Приложения N 1.
По данной компетенции оцениваются и учитываются сведения о количестве исполненных контрактов в сферах социального проектирования и предпринимательства, инициативного бюджетирования, в том числе в рамках развития проектной деятельности школьников, выполненных с привлечением сотрудников участника на условиях трудовых договоров и (или) договоров гражданско-правого характера за период с 2018 года по 2022 год. Под успешным оказанием услуг и/или выполнением работ понимается выполнение принятых обязательств в полном объеме в установленный срок. Оказанными услугами сопоставимого характера и объема считаются оказанные услуги, выполненные с привлечением сотрудников участника закупки с ценой контракта, составляющей не менее 20% от начальной (максимальной) цены государственного контракта, указанной в настоящей конкурсной документации. Подтверждением наличия у участника опыта успешного оказания услуг и/или выполнения работ в сфере организации проектной деятельности школьников за период с 2018 года по 2022 год служит предоставление копий следующих документов по каждому проекту: 1. государственного контракта и/или иного контракта (договора) на реализацию проектов в сферах социального проектирования и предпринимательства, инициативного бюджетирования, в том числе в рамках развития проектной деятельности школьников в период с 2018 года по 2022 год (в случае государственного контракта подтверждается ссылкой на сведения о контракте, размещенные в единой информационной системе в сфере закупок); 2. акта сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) к государственному контракту сферах социального проектирования и предпринимательства, инициативного бюджетирования, в том числе в рамках развития проектной деятельности школьников (в случае государственного контракта подтверждается ссылкой на сведения об исполнении контракта, размещенные в единой информационной системе в сфере закупок). В случае реализации проекта по договору о предоставлении гранта/договору пожертвования требуется предоставление письма о выполнении договора о предоставлении гранта/договору пожертвования и не возврате сумм гранта/пожертвования с контактной информацией представителя грантодателя. 3. договора гражданско-правового характера, акта сдачи-приемки и (или) отчета об оказании услуг, подтверждающих участие сотрудников участника закупки в проекте в сферах социального проектирования и предпринимательства, инициативного бюджетирования, в том числе в рамках развития проектной деятельности школьников в период с 2018 года по 2022 год. |
В соответствии с пп. а) п. 28 ППРФ 2604, в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки: общая цена исполненных участником закупки договоров; общее количество исполненных участником закупки договоров; наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
В соответствии с подпунктом в) пункта 28 ППРФ 2604, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
В соответствии с пп. г) п. 28 ППРФ 2604, последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
В соответствии с пп. е) п. 28 ППРФ 2604, к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Инспекцией УФАС приходит к выводу, что требования о предоставлении исполненных контрактов за определённый период (с 2018 по 2022 года) с ценой контрактов не ниже 20% от НМЦК проводимой закупки, а также отсутствие требования о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек) и принятия к оценки документов в полном объеме, нарушают положения п. 28 ППРФ 2604.
Таким образом Инспекция УФАС приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика и его конкурсной комиссии нарушения п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2. Относительно доводов Заявителя, касающихся установления Заказчиком ненадлежащего порядка оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.", Инспекция УФАС приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 30 ППРФ 2604, в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д" пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются:
а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 настоящего Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта:
трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. |
В рамках подпоказателя "наличие у участников закупки специалистов определенного уровня квалификации" оценивается информация об опыте по двум компетенциям: 1. Квалификация исполнителей (специалистов, работающих у участника) по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема, выраженный в количестве проектов в сферах социального проектирования и предпринимательства, инициативного бюджетирования, в том числе в рамках развития проектной деятельности школьников, за период с 2018 года по 2022 год.
Информация по данной компетенции может быть представлена участником конкурса с использованием рекомендуемой Формы (рекомендуемая форма оценки представлена в Таблице 2 Приложения N 1. По данному показателю оцениваются и учитываются сведения об опыте исполнителей (специалистов, работающих у участника) по успешному оказанию аналогичных услуг за последние 5 лет, с ценой контракта, составляющей не менее 20 % от начальной (максимальной) цены государственного контракта, указанной в настоящей конкурсной документации. По данной компетенции оцениваются и учитываются сведения о количестве исполненных контрактов в сферах социального проектирования и предпринимательства, инициативного бюджетирования, в том числе в рамках развития проектной деятельности школьников, выполненных с привлечением сотрудников участника на условиях трудовых договоров, договоров гражданско-правого характера за период с 2018 года по 2022 год. Под успешным оказанием услуг понимается выполнение исполнителем (специалистом, работающим у участника) принятых обязательств в полном объеме в установленный срок. Подтверждением наличия у сотрудников участника опыта успешного оказания услуг и/или выполнения работ в сферах социального проектирования и предпринимательства, инициативного бюджетирования, в том числе в рамках развития проектной деятельности школьников, за период с 2018 года по 2022 год, служит предоставление копий следующих документов по каждому проекту: 1. государственного контракта и/или иного контракта (договора) на реализацию проектов в области социального проектирования и предпринимательства, инициативного бюджетирования, в том числе в рамках развития проектной деятельности школьников в период с 2018 года по 2022 год (в случае государственного контракта подтверждается ссылкой на сведения о контракте, размещенные в единой информационной системе в сфере закупок); 2. акта сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) к контракту в сфере социального проектирования и предпринимательства, инициативного бюджетирования, в том числе в рамках развития проектной деятельности школьников (в случае государственного контракта подтверждается ссылкой на сведения об исполнении контракта, размещенные в единой информационной системе в сфере закупок). В случае реализации проекта по договору о предоставлении гранта/договору пожертвования требуется предоставление письма о выполнении договора о предоставлении гранта/договору пожертвования и не возврате сумм гранта/пожертвования с контактной информацией представителя грантодателя. 3. договора гражданско-правового характера, акта сдачи-приемки и (или) отчета об оказании услуг, заверенных руководителем организации, подтверждающих участие сотрудников участника закупки в проекте в сферах социального проектирования и предпринимательства, инициативного бюджетирования, в том числе в рамках развития проектной деятельности школьников в период с 2018 года по 2022 год. При оценке по данному показателю информация участника конкурса о наличии опыта оказания аналогичных услуг засчитывается только при условии предоставления в качестве подтверждения документов в отношении каждого сотрудника, работающего у участника. При отсутствии в заявке на участие в открытом конкурсе информации и документов об опыте исполнителей (специалистов, работающих у участника) по успешному оказанию услуг в проекте с аналогичными целями и задачами, участник открытого конкурса получает 0 (ноль) баллов по данному показателю. В случае противоречия между формой и представляемыми копиями документов при определении баллов по показателю учитываться будут сведения, указанные в копии документов. В случае выявления в представленных документах недостоверной информации, начисление баллов по данному показателю не производится. |
Инспекцией УФАС приходит к выводу, что ППРФ N 2604 не предусмотрена возможность подмены оценки показателя "наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" показателем "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
Следовательно, Заказчиком установлен показатель "наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" несоответствующий требованиям ППРФ 2604.
Таким образом Инспекция УФАС приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика и его конкурсной комиссии нарушения п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Инспекция УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях конкурсной комиссии Заказчика нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику, его конкурсной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении членов аукционной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 29 мая 2023 г. N 11-74/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.06.2023