Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "Всероссийский научно-исследовательский геологический институт им. А. П. Карпинского" (далее - Заказчик):
ООО "РИО" (далее - Заявитель):
ООО "Технологии Охраны Здоровья" (далее - Заинтересованное лицо):
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 12866-ЭП/23 от 24.05.2023) на действия ФГБУ "Всероссийский научно-исследовательский геологический институт им. А. П. Карпинского" (Заказчик) при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на проведение работ по замене фильтров-поглотителей в защитном сооружении гражданской обороны (противорадиационном укрытии) N5586 (извещение номер 0372100054623000178) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 16.05.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100054623000178. Начальная (максимальная) цена контракта - 606 420,01 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которое выразилось в нарушении правил описания объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе).
В силу п.1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующий электронный документ: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.п. 1-2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
При составлении описания объекта закупки Заказчики обязаны использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального
при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
Описание объекта закупки установлено в электронном документе "Техническое задание (выполнение работ по замене фильтров в ЗСГО).docx" к извещению об осуществлении закупки.
Предмет закупки: проведение работ по замене фильтров-поглотителей в защитном сооружении гражданской обороны (противорадиационном укрытии).
В соответствии с доводами Заявителя, Заказчиком установлено ненадлежащее условие, согласно которому требования к дате изготовления и сопроводительным документам:
"Требования к сопроводительным документам.
Партия фильтров-поглотителей должна сопровождаться следующими документами:
1. Руководство по эксплуатации (техническое описание и инструкция) - не менее 1 штуки на партию.
2. Паспорт или формуляр на партию с заключением ВП МО РФ и заверенный печатью от-дела изготовителя, ответственного за технический контроль - не менее 1 штуки на каждый фильтр-поглотитель".
В соответствии с ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. При этом возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы по существу.
Согласно представленным возражениями Заказчика, информация, которая по мнению заявителя должна находиться в извещении о закупке, содержится в Положении о военных представительствах Министерства обороны 3 Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 1995 года N 804. Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 11 августа 1995 года N 804 контроль качества и приемка продукции, поставляемой вне государственного оборонного заказа, осуществляются на договорной основе.
При этом согласно пункту 1 Положения о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации ВП МО РФ создаются для контроля качества и приемки военной продукции на предприятиях, в организациях и учреждениях, осуществляющих производство этой продукции как непосредственно, так и в порядке кооперации. Согласно пункту 3 Положения о ВП МО РФ в случаях, когда в организациях не создаются военные представительства, Министерство обороны Российской Федерации направляет в них своих представителей, которые осуществляют контроль качества и приемку военной продукции.
Таким образом, из норм указанного постановления Правительства Российской Федерации и положения о ВП МО РФ очевидно следует, что контроль качества и приемка ВП МО РФ осуществляется на договорной основе, при этом договор заключается между производителем продукции, подлежащей контролю качества и приемке и Министерством обороны Российской Федерации в лице Управления ВП МО РФ.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 августа 1995 года N 804 утверждены нормы отчисления денежных средств на содержание военных представительств Министерства обороны Российской Федерации и органов их контроля в размере 1,95 процента стоимости продукции, поставляемой вне государственного оборонного заказа. При этом совокупность положений пункта 2 и 3 постановления Правительства Российской Федерации от 11 августа 1995 года N 804, пунктов 1 и 3 положения о ВП МО РФ, однозначно свидетельствует о том, что 1,95 процента стоимости продукции уплачиваются в адрес Министерства обороны Российской Федерации изготовителем продукции, у которого создано ВП МО РФ или к которому направлены представители ВП МО РФ.
Заказчиком приобретаются работы по замене фильтров-поглотителей в защитном сооружении гражданской обороны (противорадиационном укрытии) N 5586, о чем сказано в извещении о закупке. При этом в состав приобретаемых работ входит демонтаж и монтаж фильтров-поглотителей ФПУ-200 - запасных частей (комплектующих) оборудования, которое эксплуатирует заказчик - ФВА-49 (фильтровентиляционный агрегат).
Пункт 1.1.3.1 руководства по эксплуатации ФВА-49 предусматривает использование в нем исключительно фильтров-поглотителей ФПУ-200 4801 ТУ. Возможность использования иных фильтров-поглотителей документация ФВА-49 не предусматривает. В свою очередь, фильтры-поглотители ФПУ-200 подлежат обязательному контролю качества и приемке со стороны ВП МО РФ, подтверждением чему является паспорт данного фильтра-поглотителя (раздел "Представитель заказчика" - подпись и печать представителя 406 ВП МО РФ), а также информационное письмо изготовителя N 378 от 18 апреля 2022 года. Таким образом, заказчик в составе работ приобретает конкретную запасную часть (комплектующую) (фильтр-поглотитель ФПУ-200) для конкретного оборудования (агрегат ФВА-49), которое эксплуатируется заказчиком укрытии N 5586 и документация которого предусматривает установку конкретной запасной части (комплектующей), которая в свою очередь подлежит обязательной приемке и контролю качества со стороны ВП МО РФ и без которых данная запасная часть изготовлена и поставлена быть не может.
В соответствии с п.3 Положения о лицензировании, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2021 года N 2386 "Об утверждении Положения о лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники, разработки, производства, испытания, хранения, реализации и утилизации боеприпасов", "военная техника" - создаваемые по тактико-техническим (техническим) заданиям государственных заказчиков и (или) документации, утвержденной или согласованной государственным заказчиком, технические средства, предназначенные для боевого, технического и тылового обеспечения деятельности и обучения войск (сил), а также для контроля и испытания вооружения, военной техники и боеприпасов.
В свою очередь, закупка Заказчиком ФПУ-200 осуществляется не для боевого, технического и тылового обеспечения деятельности войск (сил), а для установки на объектах гражданской обороны в целях защиты населения Российской Федерации, в связи с чем ФПУ-200 не относятся в данном случае к военной технике.
Указанная позиция отражена в письме изготовителя исх. N 378 от 18 апреля 2022.
Согласно абз. 1 ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации. Система гражданской обороны не имеет никакого отношения к деятельности войск (сил) Российской Федерации и не входит в ведение указанных войск (сил).
Понятие "фильтр-поглотитель" и предназначение данной продукции раскрывается в документах национальной системы стандартизации ГОСТ Р 22.3.14-2018, ГОСТ Р 22.3.10-2015. Указанные стандарты принадлежат к группе "Безопасность в чрезвычайных ситуациях". Согласно ГОСТ Р 22.0.02-2016 безопасность в чрезвычайных ситуациях - это состояние защищенности населения, объектов экономики и окружающей среды от опасностей в чрезвычайных ситуациях. Таким образом, документы системы стандартизации не приравнивают фильтры-поглотители к категории вооружения или военной техники. Кроме того, ГОСТ Р 22.3.14-2018, ГОСТ Р 22.3.10-2015 (стандарты, регулирующие назначение фильтровпоглотителей) разработаны в рамках технического комитета по стандартизации ТК 071 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций". Более того, область стандартов, регулирующих назначение фильтров-поглотителей, не распространяется на объекты военного назначения. (ч. 1 ГОСТ Р 22.3.14-2018, п. 1.2 ГОСТ Р 22.3.10-2015).
Вышесказанное находит отражение в решении Арбитражного суда Свердловской области от 22.01.2020 года по делу N А60-65860/2019, постановлении N 17АП-13371/2020-ГК 5 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 января 2021 года, согласно выводам которых фильтры-поглотители к военной технике не относятся.
В силу отсутствия принадлежности ФПУ-200 к категории военной техники установление Заказчиком требования о наличии у поставщика лицензии на право производства и реализации военной техники являлось бы нарушением норм Закона о контрактной системе.
Факт осуществления контроля качества и приемки фильтров-поглотителей со стороны ВП МО РФ не приравнивает фильтры-поглотители к средствам защиты от боевых отравляющих веществ и/или военной технике.
Как следует из п. 1 Положения о ВП МО РФ, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 1995 года N 804, военные представительства Министерства обороны Российской Федерации создаются для контроля качества и приемки военной продукции на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от ведомственной подчиненности и организационно-правовых форм (далее именуются - организации), осуществляющих в интересах обороны разработку, испытания, производство, поставку и утилизацию этой продукции как непосредственно, так и в порядке кооперации, а также работ по сервисному обслуживанию, ремонту и (или) модернизации военной продукции, проводимых специалистами организаций непосредственно у потребителей этой продукции в соответствии с условиями государственных контрактов (контрактов).
В настоящем Положении под военной продукцией понимается вооружение, военная техника, военно-техническое и иное имущество, научно-техническая и иная продукция, а также работы, выполняемые в интересах обороны.
Таким образом, продукция, подлежащая контролю качества и приемке со стороны ВП МО РФ, является более широким понятием. Такой контроль и приемка осуществляется не только в отношении военной техники и/или средств защиты от боевых отравляющих веществ, но и в отношении иной продукции и иного имущества.
Согласно ч. 2. ст. 106 Закона о контрактной системе лица, имеющие право действовать от имени участника закупки, подавшего жалобу, от имени субъекта (субъектов) контроля, действия (бездействие) которого (которых) обжалуются, вправе участвовать в рассмотрении жалобы по существу, в том числе с использованием систем видео-конференц-связи при наличии в контрольном органе в сфере закупок технической возможности осуществления видео-конференц-связи.
В силу ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, а также учитывая, что Заявитель, в составе жалобы доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность довода, не представил, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Следовательно, доводы жалобы признаются необоснованным.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "РИО" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 30 мая 2023 г. N 44-1973/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.06.2023