Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 109" (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей:
ООО "Медико-Производственная Компания "Елец" (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 12563-ЭП/23 от 22.05.2023) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку расходного материала для оказания медицинской помощи в Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N 109" в 2023 году (извещение N 0372200257723000075) (далее - Аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 15.05.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), номер извещения 0372200257723000075. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 940 140,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении Заказчиком правил описания объекта закупки.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, опубликованная в ЕИС, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
Описание объекта установлено Заказчиком в Приложении к извещению.
Из сведений вышеуказанного приложения документации об аукционе следует, что к поставке необходимы системы подъема и перемещения пациента с помощью верхних направляющих.
На заседании Комиссии УФАС представители Заказчика пояснили, что все характеристики необходимых к поставке товаров являются потребностью Заказчика.
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Заказчика сообщил, в том числе следующее:
На медицинские шприцы существует несколько ГОСТов, которые объединены в системе ГОСТ ISO 7886-2011. Система ГОСТов состоит из нескольких стандартов:
1. ГОСТ ISO 7886-1-2011 Шприцы инъекционные однократного применения стерильные. Часть 1. Шприцы для ручного использования
2. ГОСТ Р ИСО 7886-2-2017 Шприцы инъекционные однократного применения стерильные. Часть 2. Шприцы для использования с автоматическими насосами инфузионными шприцевыми
3. ГОСТ Р ИСО 7886-3-2017 Шприцы инъекционные однократного применения стерильные Часть 3 Шприцы для иммунизации фиксированной дозой, автоматически приходящие в негодность после применения (т.н. шприцы для вакцинации)
4. ГОСТ ISO 7886-4-2011 Шприцы инъекционные однократного применения стерильные. Часть 4. Шприцы с устройством, препятствующим их повторному применению
Согласно ГОСТ ISO 7886-4-2011: "Для широкого применения ВОЗ разработала спецификации для шприцев, приходящих в негодность после применения (обычно называемых "автоматически приходящими в негодность" шприцами), как для иммунизации фиксированной дозой (т.е. вакцинации), так и для шприцев общего назначения, снабженных устройствами, препятствующими повторному применению. ВОЗ и ISO приняли решение, что дополнительные части ISO 7886 потребуются только для описания автоматически приходящих в негодность шприцев, при этом ISO 7886-1 и ISO 7886-2 не будут содержать изменений"
Таким образом, государственная система стандартизации указывает на разность шприцев для иммунизации фиксированной дозой (шприцы для вакцинации) и шприцев общего назначения. При этом, вышеуказанный ГОСТ указывает на то, что и шприцы для вакцинации, и шприцы общего назначения могут снабжаться устройствами, препятствующими повторному применению.
Подтверждение того, что шприцы с механизмом предотвращения повторного использования являются шприцами общего назначения можно найти в пункте 13.2 ГОСТ ISO 7886-4-2011, где речь идет о посадке цилиндра в поршне: "Для шприцев общего назначения применяют требования подраздела 12.2 ISO 7886-1. Для инсулиновых шприцев применяют требования подраздела 11.3 ISO 8537".
Напомним, что ГОСТ ISO 7886-4-2011 распространяется на шприцы с механизмом предотвращения повторного использования, закупаемые в позициях 5, 6, 8. Данные шприцы не являются инсулиновыми шприцами, ГОСТ ISO 7886-4-2011 относит шприцы с механизмом предотвращения повторного использования к категории - шприцы общего назначения.
Предлагаемый подателем жалобы код КТРУ 32.50.13.110-00003 имеет описание: "Стерильное изделие, состоящее из прозрачного цилиндра с поршнем и встроенным механизмом предотвращения повторного использования, на дистальном конце изделия расположена фиксированная игла; изделие предназначено для использования с целью восстановления/введения вакцин и предотвращения инфекций...", что не соответствует потребности Заказчика.
Позиция КТРУ на шприцы для вакцинации (32.50.13.110-00003) устанавливает характеристики для иглы (в том числе ее размера), не соответствующие потребности Заказчика, более того, шприц для вакцинации не имеет коннектора, игла такого шприца "впаяна" в цилиндр, а также такие шприцы не имеют градуировки.
В качестве примера приводим фотографические изображения шприца с кодом вида 321610 по регистрационному удостоверению N РЗН 2016/4164 от 13.02.2017 года.
Но самое главное, шприц для вакцинации имеет иную сферу применения
Заказчик, руководствуясь своей потребностью, национальной системой стандартизации в части отнесения шприцев с механизмом предотвращения повторного использования к шприцам общего назначения, а также Постановлением Правительства N 145 (пункт 6 Правил) применил соответствующую потребности заказчика позицию КТРУ и установил дополнительные характеристики к позиции "Шприц общего назначения", обосновав каждую из них надлежащим образом.
Шприц с устройством механизма предотвращения повторного использования более удобен, прост в использовании - специалисту достаточно защелкнуть защитный колпачок, или нажать поршень до упора, чтобы игла втянулась внутрь цилиндра, не нужно прикладывать усилий. При этом, разрушение шприца не вызывает каких-либо болезненных ощущений у пациентов, индивидуальная структура предопределяет принудительное разрушение шприца.
Вышеуказанная правовая позиция отражена в том числе в практике региональных УФАС:
5. решение Московского областного УФАС от 28.12.2022 года по делу N 050/06/105-49410/2022;
6. Решение Московского областного УФАС от 17.01.2023 года по делу N 050/06/105-431/2023;
7. Решение Краснодарского УФАС от 07.03.2023 года по делу N 023/06/33-1067/2023 (по жачобе
ООО "МПКЕЛЕЦ";
8. решение Санкт-Петербургского УФАС от 22.03.2023 по делуN 44-932/23.
Обращаем внимание, что в приведенном решении Московского областного УФАС было отмечено наличие нескольких производителей шприцев с механизмами предотвращения повторного использования.
Обращающиеся на территории РФ шприцы с механизмами предотвращения повторного использования зарегистрированы именно как шприцы общего назначения и имеют соответствующий код вида медицинского изделия:
9. РЗН 2020/11665 от 13 августа 2020 года - Россия. "Шприцы инъекционные однократного применения, стерильные, самоблокирующиеся по ТУ 32.50.13-002-93599774-2019"
10. РЗН 2018/7131 - от 10.05.2018 года - Китай, "Шприц безопасный одноразовый, в комплекте с иглой"
11. РЗН 2022/18223 от 08.09.2022 года - Шприц инъекционный безопасный однократного применения стерильный типа "Луер Лок", Россия, Китай
12. РЗН 2022/16912 от 19.10.2022 года - Шприцы инъекционные однократного применения стерильные, саморазрушающиеся, самоблокирующиеся двухдетальные и трехдетальные с иглами по ТУ 32.50.13-002-47603734-2020, Россия, Китай
Все вышеуказанные медицинские изделия являются шприцами общего назначения и имеют коды вида 260600 или 349160 в зависимости от варианта исполнения, при этом, являются шприцами с механизмом предотвращения повторного использования.
Кроме того, в решениях региональных УФАС подтверждено наличие также и иных производителей безопасных шприцев:
Регистрационное удостоверение N ФСЗ 2010/06850 от 07.04.2017 г.- Германия;
Регистрационное удостоверение N РЗН 2018/7245 от 09.08.2018 г. - Россия;
Регистрационное удостоверение N ФСЗ 2009/05590 от 10.07.2017 - Германия.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации, утвержденной Заказчиком требования к товару, создали одному участнику размещения заказов преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников размещения заказа, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников размещения заказа, не представлено.
На российском рынке представлено множество регистрационных удостоверения на шприцы с механизмом предотвращения повторного использования:
13. Регистрационное удостоверение N РЗН 2022/16912 от 19.10.2022 г. - Россия;
14. Регистрационное удостоверение N ФСР 2008/03974 от 26.10.2010 г. - Россия;
15. Регистрационное удостоверение N РЗН 2022/18223 от 08.09.2022 г. - Россия;
16. Регистрационное удостоверение N РЗН 2018/7245 от 09.08.2018 г. - Россия;
17. Регистрационное удостоверение N ФСЗ 2010/06850 от 07.04.2017 г.- Германия;
18. Регистрационное удостоверение N ФСЗ 2009/05590 от 10.07.2017 - Германия;
19. Регистрационное удостоверение N ФСЗ 2009/03803 от 17.02.2009 - Китай.
Более того, реестром заключенных и исполненных государственных контрактов подтверждается свободный оборот шприцев с такими характеристиками
07.03.2023, Решение Краснодарского УФАС от 16.06.2021, Решение Московского областного УФАС от 28.12.2022 г. в котором отдельно указано наличие разных российских производителей шприцев с аналогичными характеристиками. Решение УФАС по Архангельской области N 04- 05/2395 от 27 июня 2022.
Отметим, что аукцион проводится не среди производителей, а среди поставщиков, которые не обладают производственными мощностями. Более того, сам факт отсутствия у неизвестных и не перечисленных Российских производителей закупаемых Заказчиком шприцев не свидетельствует о нарушении прав этих неназванных производителей. Такие производители могут закупить иностранные шприцы или закупить шприцы с механизмами предотвращения повторного использования у других российских производителей.
Также необходимо отметить, что Заказчик сформировал расчет начальной (максимальной) цены по коммерческим предложениям от нескольких организаций, что свидетельствует о том, что как минимум у трех потенциальных поставщиков есть товар, соответствующий потребности Заказчика:
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о свободном обороте на территории Российской Федерации такого медицинского изделия, как Шприц общего назначения (код КТРУ 32.50.13.110-00004564) с указанием характеристик, предполагающих защиту от повторного применения, и в полной мере опровергают довод подателя жалобы относительно того, что к объектам закупки с указанными характеристиками применен неправильный код КТРУ и что медицинские изделия с указанными характеристиками соответствуют продукции исключительно импортного производства.
Согласно ч. 2. ст. 106 Закона о контрактной системе лица, имеющие право действовать от имени участника закупки, подавшего жалобу, от имени субъекта (субъектов) контроля, действия (бездействие) которого (которых) обжалуются, вправе участвовать в рассмотрении жалобы по существу, в том числе с использованием систем видео-конференц-связи при наличии в контрольном органе в сфере закупок технической возможности осуществления видео-конференц-связи.
В силу ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Учитывая данные обстоятельства, отсутствие пояснений со стороны Заказчика, Комиссия УФАС не имеет достаточных оснований для признания доводов жалобы обоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 2, 8, 33, 42, 49, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Медико-Производственная Компания "Елец" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 мая 2023 г. N 44-1978/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.06.2023