Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
в отсутствии представителя Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики (далее - Заказчик),
в отсутствии представителя Управления Карачаево-Черкесской Республики в сфере закупок (далее - Уполномоченный орган),
в присутствии представителя общества с ограниченной ответственностью "Электронные машины" (далее - Заявитель, ООО "Электронные машины"), надлежащим образом извещенных уведомлением от 24.05.2023 N ИМ/955/23, в том числе публично, путем размещения в единой информационной системе информации о рассмотрении жалобы ООО "Электронные машины", рассмотрев жалобу ООО "Электронные машины" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона N 0179200001923000203 "Шифр: 91-2023-нр5213 Обновление материально-технической базы образовательных организаций для внедрения цифровой образовательной среды и развития цифровых навыков обучающихся в рамках реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" с пользованием программного обеспечения TrueConf, руководствуясь ст.ст. 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19 ноября 2014 г., а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Карачаево-Черкесское УФАС России поступила жалоба ООО "Электронные машины" на действия Заказчика при проведении аукциона.
Согласно жалобе Заявителя, Заказчиком в извещении о проведении закупки не установлен запрет в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации", "Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236).
Заказчик, Уполномоченный орган в своих возражениях сообщили, что объект закупки не содержит характеристик как "программное обеспечение", "встроенное программное обеспечение". Объект закупки (камеры видеонаблюдения), а также предмет контракта, не подпадает под определения программного обеспечения, установленные п. 2(1). Постановления N 1236, вследствие чего, Заказчиком правомерно не применен запрет, предусмотренный Постановлением N 1236.
Рассмотрение жалобы ООО "Электронные машины" Комиссией Карачаево-Черкесского УФАС России состоялось 30 мая 2023 года дистанционно.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ООО "Электронные машины", изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России пришла к следующим выводам.
12.05.2023 в 16:49 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru Уполномоченным органом опубликован электронный аукцион N 0179200001923000203 "Шифр: 91-2023-нр5213 Обновление материально-технической базы образовательных организаций для внедрения цифровой образовательной среды и развития цифровых навыков обучающихся в рамках реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "образование" (извещение о проведении аукциона - 12.05.2023 в 16:49 ч.) путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта - 558 000, 00 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 12.05.2023 в 16:49 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 23.05.2023 в 09:00 ч.
На участие в аукционе подана 1 заявка от участников закупки.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Карачаево-Черкесским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2 Постановления N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
В соответствии с пп. "б" п. 2(1). Постановления N 1236 для целей реализации установленного запрета под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения контрактных обязательств на поставку, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта.
Комиссией Управления установлено, что согласно извещению о проведении закупки при формировании объекта закупки была применена позиция КТРУ 26.70.13.000-00000004 "Камера видеонаблюдения".
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что Заказчиком не установлен запрет в соответствии с Постановлением N 1236, при этом объектом закупки являются камеры видеонаблюдения, которые имеют обязательную к применению характеристику "HD-формат камеры - Full HD 1080p", для использования которой необходимо встроенное программное обеспечение в камере видеонаблюдения.
Согласно п. 2(2). Постановления N 1236 установлено, что в целях реализации настоящего постановления:
- подтверждением происхождения программ для электронных вычислительных машин и баз данных из Российской Федерации является наличие в реестре российского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и баз данных;
- подтверждением, что программа для электронных вычислительных машин и баз данных относится к государству - члену Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, является наличие в реестре евразийского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и баз данных.
Подтверждением соответствия программ для электронных вычислительных машин и баз данных требованиям, установленным настоящим постановлением, является указание участником закупки в составе заявки на участие в закупке порядковых номеров реестровых записей в реестре российского программного обеспечения или реестре евразийского программного обеспечения.
Комиссией Управления установлено, что в реестре российского программного обеспечения имеются сведения о регистрации программного обеспечения для применения на цифровых камерах видеонаблюдения:
1 - реестровая запись N 12466 от 30.12.2021 (Микропрограммное обеспечение "Нексус");
2 - реестровая запись N 12343 от 21.12.2021 (Программное обеспечение для IP-камер серии QVC);
3 - реестровая запись N 16744 от 20.02.2023 (Микропрограммное обеспечение IP-камер "Beward");
4 - реестровая запись N 17186 от 03.04.2023 (Программное обеспечение для камер видеонаблюдения Специальное программное обеспечение РУВЕР).
Согласно письму Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 28.04.2023 N П11-01-04-200-32064, запрет на допуск иностранного ПО применяется в отношении всех классов программного обеспечения, предусмотренных классификатором программ для электронных вычислительных машин и баз данных, утвержденным приказом Минцифры России от 22.09.2020 N 486. Исключений для случаев приобретения заказчиком техники со встроенным программным обеспечением не установлено.
Указанные доводы подтверждаются позицией ФАС России, изложенной в решении по делу N 28/06/105-1764/2022 от 08.06.2022.
Данная правовая позиция подтверждается Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2023 N 07АП-12001/2022 по делу N А45-24243/2022, Определением Верховного суда РФ от 06.11.2020 N 305-ЭС20-18037 по делу N А40-177649/2019
Вместе с тем согласно извещению о проведении закупки, запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с Постановлением N 1236 в извещении не установлен, а также не размещено обоснование невозможности применения запрета, предусмотренного Постановлением N 1236.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают ч. 3 ст. 14, п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Электронные машины" обоснованной.
2. Признать Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, Управление Карачаево-Черкесской Республики в сфере закупок нарушившим ч. 3 ст. 14, п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, Управлению Карачаево-Черкесской Республики в сфере закупок предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела N 009/06/106-39/2023 от 30.05.2023 должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 30 мая 2023 г. N 009/06/106-39/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.06.2023