Резолютивная часть оглашена
30.05.2023 г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Тольяттинский наркологический диспансер" (далее - Заказчик, ГБУЗ СО ТНД) о включении сведений об ИП Васильевой С.П. (далее - Поставщик, ИП) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона на поставку реагентов диагностических для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Тольяттинский наркологический диспансер" (извещение N 0142200001323002202, начальная (максимальная) цена контракта - 4 331 775 руб.) (далее - Закупка),
УСТАНОВИЛА:
13.03.2023 по результатам осуществления Закупки между ГБУЗ СО ТНД (далее - Заказчик) и ИП Васильева С.П. заключен контракт N 42 на поставку реагентов диагностических для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Тольяттинский наркологический диспансер".
Пунктом 5.1 контракта предусмотрено, что поставка товара осуществляется отдельными партиями по ежемесячной заявке Заказчика. Сроки поставки товара отдельными партиями по ежемесячной заявке: в течение 10 рабочих дней с момента получения заявки.
13.03.2023 по адресу электронной почты поставщика, указанному в пункте 13.1 контракта в качестве адреса электронной почты для получения извещений, была направлена заявка на поставку партии товара на сумму 2 152 129, 99 руб. (два миллиона сто пятьдесят две тысячи сто двадцать девять рублей 99 копеек). Срок поставки товара по данной заявке истек 27.03.2023.
30.03.2023 по тому же адресу электронной почты поставщика была направлена заявка на поставку второй партии товара на сумму 1 919 738,50 руб. (один миллион девятьсот девятнадцать тысяч семьсот тридцать восемь рублей 50 копеек). Срок поставки товара по данной заявке истек 13.04.2023.
Ни по одной из заявок товар заказчику поставлен не был.
В письме от 12.04.2023 N 25п поставщик сослался на невозможность исполнить обязательства по контракту по независящим от него обстоятельствам, а именно в связи с тем, что производитель реагентов ООО "Евродиагностик" по неизвестным причинам отказывается поставлять товар поставщику. Доказательств обращения к производителю с предложением о заключении договора для исполнения своих обязательств по контракту поставщик не представил.
В письме от 27.04.2023 N 31п поставщик сообщил, что им был направлен запрос ООО "Евродиагностик" на заключение договора поставки через Почту России (трек-номер для отслеживания почтового отправления 12521282228050). Однако почтовое оправление с указанным трек-номером было отправлено в адрес ООО "Евродиагностик" поставщиком 25.04.2023. Доказательств обращения к производителю реагентов с целью заключения договора для исполнения своих обязательств по контракту ранее этой даты поставщик не представил.
Поскольку ИП обязательства по контракту не исполнял, Заказчиком 10.05.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта сформировано и подписано в ЕИС 10.05.2023, вступило в силу 23.05.2023.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок:
1) решения суда о:
а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;
2) информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.
Согласно письменным пояснениям ИП Васильевой С.П., ИП неоднократно предпринимались попытки связаться с Производителем ООО "Евродиагностик", но производитель отказывается поставлять Товар в адрес Поставщика, в связи с чем Поставщик не имеет возможности выполнить обязательства, предусмотренные контрактом. Данные обстоятельства не зависят от воли Поставщика и не могли быть предвидены заранее.
Также ИП Васильева С.П. поясняет, что для разрешения данных обстоятельств (поставка товара от ООО "Евродиагностик") подано обращение в Федеральную антимонопольную службу России, а также в Министерство внутренних дел Российской Федерации о нарушении Производителем действующего законодательства Российской Федерации.
Однако, данные пояснения не опровергают факт недобросовестного поведения Поставщика при исполнении контракта.
В рассматриваемом случае ИП не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
Доказательств обратного ИП Комиссии Самарского УФАС России не представлено.
На дату рассмотрения обращения товар, являющийся предметом контракта, Поставщиком не поставлен.
Вместе с тем, подав заявку на участие в Закупке, ИП подтвердил возможность поставки товара, соответствующего требованиям Заказчика.
ИП осуществляет предпринимательскую деятельность на свой риск и под свою ответственность на основании части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, а потому целесообразность/нецелесообразность участия в торгах и последующего выполнения своих обязательств по контракту должна определяться еще на стадии принятия решения об участии в торгах с тем, чтобы не допустить в последующем срыва контракта и ущемления прав заказчика, в том числе по причине того, что неисполнение условий контракта вызвано действиями третьих лиц.
Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Поставщика.
В результате действий (бездействий) ИП Васильева С.П. Заказчик лишился того, на что рассчитывал при осуществлении Закупки, а именно поставку реагентов диагностических, что создает трудности в осуществлении медицинской деятельности.
В связи с данными обстоятельства, Заказчик настаивает на включении ИП в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно сведениям ЕИС, ИП в период с 2021 по 2023 годы в рамках Закона о контрактной системе заключено 8 контрактов, по 5 из которых исполнение прекращено по соглашению сторон, 3 контракта расторгнуты заказчиками в одностороннем порядке. Исполненных контрактов у ИП не имеется.
Ранее в Самарское УФАС России поступало обращение иного Заказчика о включении ИП Васильева С.П. в реестр недобросовестных поставщиков в связи с неисполнением обязательств по контракту.
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ИП выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений Контракта, в связи с чем включение поставщика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об Индивидуальном предпринимателе Васильевой Светлане Павловне в реестр недобросовестных поставщиков (приложение)*.
2. Исключить информацию об Индивидуальном предпринимателе Васильевой Светлане Павловне из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр либо ранее по основаниям, установленным частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 2 июня 2023 г. N РНП-63-117
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.06.2023