На основании уведомления о проведении внеплановой проверки N 4649/23 от 12.05.2023 г. в связи с поступившей информацией (вх. 5659/23 от 18.04.2023) в период с 12.05.2023 г. 25.05.2023 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю проводилась внеплановая проверка соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) ГБПОУ "Кунгурский автотранспортный колледж" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на установку системы оповещения и управления эвакуацией людей при терроре по адресу: Пермский край, г. Кунгур, Плехановский тракт, 3 км (изв. N 0356100010023000003).
Проверка проведена Комиссией
Предметом настоящей проверки является проверка соблюдения Заказчиком требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на установку системы оповещения и управления эвакуацией людей при терроре по адресу: Пермский край, г. Кунгур, Плехановский тракт, 3 км (изв. N 0356100010023000003).
Уведомлением Пермского УФАС России заседание Комиссии было назначено на 17.05.2023 г. с 11:45 ч.
В результате проведения внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно извещению N 0356100010023000003 Заказчиком проводился электронный аукцион на установку системы оповещения и управления эвакуацией людей при терроре по адресу: Пермский край, г. Кунгур, Плехановский тракт, 3 км.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона и приложением к нему:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 23.03.2023 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 2 389 289,23 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 03.04.2023 г.
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
В соответствии с п. 1, 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п. 7, 12 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе следующую информацию:
- информация об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги;
- требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Согласно ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384), в случае, если для подготовки проектной документации требуется отступление от требований, установленных включенными в указанный в части 1 настоящей статьи перечень национальными стандартами и сводами правил, недостаточно требований к надежности и безопасности, установленных указанными стандартами и сводами правил, или такие требования не установлены, подготовка проектной документации и строительство здания или сооружения осуществляются в соответствии со специальными техническими условиями, разрабатываемыми и согласовываемыми в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 ноября 2020 г. N 734/пр утвержден Порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства (далее - Порядок), устанавливает требования к разработке и согласованию специальных технических условий (далее - СТУ).
Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что разработка СТУ проводится в соответствии с техническим заданием застройщика, технического заказчика (далее - заинтересованное лицо) проектной организацией и (или) научно-исследовательской организацией (далее - разработчик).
Согласно п. 3 СТУ, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3579; 2018, N 53, ст. 8464) (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ), согласовываются в порядке, установленном Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по согласованию специальных технических условий для объектов, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28 ноября 2011 г. N 710 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 декабря 2011 г., регистрационный N 22899) (далее - Административный регламент МЧС России) с изменениями, внесенными приказами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 27 декабря 2013 г. N 845 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 марта 2014 г., регистрационный N 31636), от 21 апреля 2014 г. N 199 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 мая 2014 г., регистрационный N 32193), от 20 мая 2016 г. N 272 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2016 г., регистрационный N 42712), от 4 октября 2017 г. N 419 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2017 г., регистрационный N 48772), от 26 ноября 2018 г. N 529 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 февраля 2019 г., регистрационный N 53855), за исключением рассмотрения СТУ, разработанных в соответствии с пунктом 16 Порядка.
В соответствии с п. 16 Порядка, для согласования СТУ, содержащих одновременно технические требования, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований Федерального закона N 123-ФЗ и технические требования, предусмотренные Техническим регламентом, к документам, указанным в пункте 15 Порядка, заинтересованное лицо прилагает документ по согласованию СТУ с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области обеспечения пожарной безопасности.
Исходя из совокупности положений вышеуказанных актов следует, что решение о необходимости разработки СТУ принимается исходя из наличия соответствующей потребности, которая может быть выражена, в том числе ввиду недостаточности имеющихся требований к надежности и безопасности.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123), настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон "О техническом регулировании"), не действуют в части, содержащей требования пожарной безопасности к указанной продукции, отличные от требований, установленных настоящим Федеральным законом.
2. Положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при:
1) проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты;
2) разработке, принятии, применении и исполнении технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности;
3) разработке технической документации на объекты защиты.
Установлено, что п. 9, 10, 10.5 приложения к извещению Техническое задание установлены, в том числе, следующие требования к оборудованию, материалам, качеству и безопасности работ:
1. Товары (материалы, комплектующие) должны быть сертифицированы, соответствовать СНиП и СанПиН РФ (в том числе, но не ограничиваясь, СанПиН 2.4.3.1186-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования"), требованиям безопасности, требованиям технического регламента пожарной безопасности, утвержденного Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в случае если к используемым материалам предъявляются такие требования в соответствии с нормативными актами РФ, и согласованы с Заказчиком;
2. При проведении работ Подрядчик обязан руководствоваться действующими нормативно-правовыми актами:
- Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности (с изменениями)";
- Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений";
- Федеральный закон от 27.12.2002 г. N 184 ФЗ "О техническом регулировании";
- и т.д.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 (ред. от 05.03.2022) "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" (далее - ПП РФ N 1006), утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
Согласно п. 1 ПП РФ N 1006, Настоящие требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - объект (территория).
В соответствии с п. 2 ПП РФ N 1006, для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения Российской Федерации, организации, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации, а также иные не находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере общего образования, среднего профессионального образования в качестве основного вида деятельности (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий).
В силу п. 6 ПП РФ N 1006, в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).
Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) при вводе объектов в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной им категории опасности.
Согласно п. 8 ПП РФ N 1006, для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее - комиссия).
Согласно п. 11 ПП РФ N 1006, комиссия в ходе своей работы:
а) проводит обследование объекта (территории) на предмет состояния его антитеррористической защищенности;
б) изучает конструктивные и технические характеристики объекта (территории), организацию его функционирования, действующие меры по обеспечению безопасного функционирования объекта (территории);
в) определяет возможные последствия совершения террористического акта;
г) выявляет потенциально опасные участки объекта (территории), совершение террористического акта на которых может привести к возникновению чрезвычайной ситуации с опасными социально-экономическими последствиями, и (или) уязвимые места и критические элементы объекта (территории), совершение террористического акта на которых может привести к прекращению функционирования объекта (территории) в целом, его повреждению или аварии на нем;
д) определяет категорию объекта (территории) или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную категорию;
е) определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.
В соответствии с пп. "б", "г" п. 13 ПП РФ N 1006, Устанавливаются следующие категории опасности объектов (территорий):
б) объекты (территории) второй категории опасности:
объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет более 1100 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения менее 10 тыс. человек;
объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 801 до 1100 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения более 100 тыс. человек;
г) объекты (территории) четвертой категории опасности:
объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 501 до 800 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения менее 10 тыс. человек;
объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 500 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек;
объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет менее 100 человек в независимости от численности населения населенного пункта.
Согласно пп. "д" п. 24 ПП РФ N 1006, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются, в том числе, следующие мероприятия:
- оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В соответствии с представленной в адрес Комиссии Заказчиком Справкой N 210/01-22 от 24.05.2023 г., по результатам обследования и категорирования объекта, расположенного по адресу г. Кунгур, ул. Плехановский тракт 3 км был составлен акт от 13.07.2022 г., в соответствии с которым, в целях реализации постановления ПП РФ N 1006 комиссией в составе представителей ГБПОУ КАТК, отделения в г. Кунгуре УФСБ России по Пермскому краю, филиала ФГКУ "УВО ВНГ России по Пермскому краю", 13 ОНД и ПР УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю проведено обследование состояния антитеррористической защищённости ГБПОУ "Кунгурский автотранспортный колледж".
По результатам обследования объекта установлено, что ГБПОУ "Кунгурский автотранспортный колледж" оборудован СОУЭ 2 типа. Кроме того, объекту была присвоена категория опасности и даны рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков в антитеррористической защищенности объекта. Кроме того, было рекомендовано оборудовать объект системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
На основании вышеуказанного, ввиду проведения на объекте ГБПОУ "Кунгурский автотранспортный колледж" предписанных уполномоченными органами мероприятий по антитеррористической защищенности, у Заказчика отсутствовала потребность разработки СТУ для восполнения недостаточности имеющихся требований к надежности и безопасности объекта.
Кроме того, необходимо отметить, что в адрес Комиссии был представлен приказ Министерства образования и науки Пермского края N 26-01-06-111 от 06.02.2023 г. (далее - Приказ), в соответствии с которым, в целях уточнения условий распределения субсидии, уточнения сметных расчетов, уточнения видов работ в рамках реализации мероприятий по развитию и укреплению материально-технической базы государственных образовательных учреждений Пермского края, отнесенных к ведению Министерства образования и науки Пермского края, приказано утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в распределение субсидии на развитие и укрепление материально-технической базы государственных образовательных учреждений Пермского края, отнесенных к ведению Министерства образования и науки Пермского края, на 2023-2025 годы, утвержденное приказом Министерства образования и науки Пермского края от 08 сентября 2022 г. N 26-01-06-843.
Так, согласно Приказу, ГБПОУ "Кунгурский автотранспортный колледж" были выделены дополнительные ассигнования в соответствии с протоколом от 30 ноября 2022 г. N 243-гс в размере 5 556 212.11 руб. на установку системы оповещения управления эвакуацией при терроре по адресам, ул. Просвещения, 9 и Плехановский тракт, 3 км.
Следовательно, проведение мероприятий, предусмотренных объектом оспариваемой закупки обусловлено необходимостью укрепления материально-технической базы, а не устранением нарушений при обеспечении антитеррористической защищенности объекта.
Таким образом, Заказчиком при формировании объекта оспариваемой закупки были соблюдены требования законодательства о закупках. Доказательств обратного в адрес Комиссии представлено не было.
Кроме того, как было указано ранее, объектом оспариваемой закупки является установка системы оповещения и управления эвакуацией людей при терроре.
Комиссией в адрес саморегулируемой организации АСРО "Гильдия Пермских строителей" был сделан запрос на предмет возможности отнесения работ, предусмотренных Техническим заданием и иными приложениями к извещению (изв. N 0356100010023000003) к работам по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Согласно ответу АСРО "Гильдия Пермских строителей" работы, указанные в составе закупочной документации (изв. N 0156200009923000293), являются работами по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Вместе с тем, необходимо отметить, что НМЦК для закупки изв. N 0356100010023000003 установлена в размере 2 389 289,23 руб.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельные положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП РФ N 2571), позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Согласно п. 10 ПП РФ N 2571, для работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) установлены следующие дополнительные требования к участникам закупки:
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства
(за исключением линейного объекта);
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства
(за исключением линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя),
а также информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы 3 настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию
(за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Таким образом, ввиду того, что НМЦК для закупки изв. N 0356100010023000003 установлена в размере 2 389 289,23 руб., у Заказчика отсутствовали основания для установления к участникам закупки дополнительных требований в соответствии с п. 10 ПП РФ N 2571.
На основании указанного, в данной части в действиях Заказчика нарушений требований законодательства о закупках установлено не было.
Вместе с тем, Комиссией установлено следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках, при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает, в том числе, следующие единые требования к участникам закупки:
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Согласно п. 8.1 Технического задания, работы по монтажу (СОУЭ 3 типа) выполняются организацией, для которой такой вид деятельности предусмотрен уставом, имеющей лицензию на проведение данного вида работ (при необходимости) и специалистов прошедших аттестацию в установленном порядке. При проведении работ следует руководствоваться действующими в Российской Федерации нормативными, правовыми документами, а также иными документами регламентирующими производство данного вида работ.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона для закупки N 0356100010023000003, Заказчиком установлены требования к участникам закупки в соответствии с ч. 1, ч. 1.1 ст. 31 Закона о закупках.
Иных требований к участникам закупки не установлено.
Вместе с тем, ввиду того, что работы, указанные в составе приложений к извещению (изв. N 0356100010023000003), являются работами по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, Заказчику надлежало установить дополнительные требования к участникам закупки, о предоставлении сведений о записи в реестре лицензий в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании.
Комиссия отмечает, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, а, следовательно, обстоятельство установления в п. 8.1 Технического задания требований к подрядчику о наличии соответствующей лицензии не отвечает требованиям ч. 1 ст. 31 Закона о закупках.
На основании всего вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика неверно установившего требования к частникам закупки, содержится нарушение п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках.
ВЫВОД:
1. Заказчиком при проведении электронного аукциона на установку системы оповещения и управления эвакуацией людей при терроре по адресу: Пермский край, г. Кунгур, Плехановский тракт, 3 км (изв. N 0356100010023000003) допущены нарушения п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках.
2. Предписание не выдавать, так как заключен контракт.
3. Передать материалы настоящей внеплановой проверки должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика, к административной ответственности за допущенные нарушения Закона о закупках.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 26 мая 2023 г. N 87 (ключевые темы: участники закупок - технический регламент - антитеррористическая защищенность - совершение террористического акта - характеристика)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2023