Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение (вх. N 7593/23) Министерства информационного развития и связи Пермского края (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Гераарт" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на оказание услуг по сопровождению портальных форм государственных и муниципальных услуг Пермского края на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (изв. N 0156200009923000300),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 29.05.2023 г. в 15:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 30.05.2023 с целью изучения документов, анализа материалов обращения и принятия решения.
Согласно извещению N 0156200009923000300 Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг по сопровождению портальных форм государственных и муниципальных услуг Пермского края на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций). Начальная (максимальная) цена контракта - 4 550 000,00 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
24.04.2023 г. между Заказчиком и ООО "Гераарт" (далее - Исполнитель, Общество) заключен контракт на оказание услуг по сопровождению портальных форм государственных и муниципальных услуг Пермского края на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - Контракт) на сумму 3 935 750,00 руб.
На основании ч. 19 ст. 95 Закона о закупках, 02.02.2023 г. Подрядчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена п. 7.6 Контракта)
Условия Контракта, права и обязанности сторон указаны в разделе N 1, 4 Контракта.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч. 1 ст. 779 ГК РФ договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
На основании ч. 19 ст. 95 Закона о закупка исполнитель (поставщик, подрядчик) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Исполнителя следует, что Исполнителем, в целях завершения подготовительных работ, в адрес Заказчика направлялись запросы на предоставление доступа к Единому порталу государственных и муниципальных услуг (далее - ЕПГУ). Вместе с тем, по указанию Исполнителя, запрашиваемый доступ Заказчиком Исполнителю предоставлен не был.
На основании указанного, 11.05.2023 г. Исполнителем было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В тот же день указанное решение размещено в реестровой записи контракта N 2590222142323000021 в разделе "Решение об одностороннем отказе"
В силу ч. 20.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного ч. 19 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 20.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 20.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 20.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 11.05.2023 г.
Согласно ч. 21 Закона о закупках решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 22.2 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 21 ст. 95 Закона о закупках, решение Исполнителя об одностороннем отказе вступило в силу 23.05.2023 г.
Информация об ООО "Гераарт" была направлена в адрес Пермского УФАС России посредством функционала единой информационной системы 23.05.2023 г.
В письменных пояснениях Заказчик указал, что в соответствии с условиями Контракта, Исполнителю надлежало провести перечень подготовительных мероприятий, указанных в п. 3.2.1 Технического задания. Письмом Исполнителя от 21 апреля 2023 г. N 01-2023 направлена контактная информация ответственных сотрудников со стороны Исполнителя, а также запрошена контактная информация ответственных сотрудников со стороны Заказчика для дальнейшего согласования сценариев/таблиц маршрутизации обращений и формы отчета об использовании ЕПГУ. Письмом от 24 апреля 2023 г. N 20-01-12-1142 Заказчиком направлена запрошенная Исполнителем информация. При этом, Заказчик указал, что писем о согласовании сценариев/таблиц маршрутизации обращений и формы отчета об использовании ЕПГУ в адрес Заказчика не направлялось, следовательно, подготовительные мероприятия, предусмотренные Техническим заданием, Исполнителем не выполнены. В дополнение к этому, необходимо отметить, что для согласования сценариев/таблиц маршрутизации обращений и формы отчета об использовании ЕПГУ наличие доступа к ЕПГУ не требуется. В соответствии с разделом 4 Технического задания срок оказания услуг по 1 этапу Контракта - с 25 апреля 2023 г. по 31 августа 2023 г. В связи с тем, что подготовительные мероприятия не были выполнены Исполнителем в полном объеме, Исполнитель так и не приступил к фактическому оказанию услуг по 1 этапу Контракта. Также, в соответствии с Таблицей 1 "Параметры оказания услуг" Приложения N 2 к Техническому заданию, Исполнителем до 10 числа каждого месяца за предыдущий период в адрес уполномоченных представителей Заказчика должен быть направлен отчет об использовании ЕПГУ (далее - отчет). По состоянию на дату направления настоящего письма отчет за апрель 2023 г. в адрес Заказчика не поступил, что является существенным нарушением условий Контракта. Заказчик со своей стороны направил всю информацию, необходимую для выполнения подготовительных мероприятий. Заказчик не является оператором ЕПГУ, в связи с чем согласно п. 3.2.1 Технического задания все вопросы по предоставлению доступа к ЕПГУ Исполнителем решаются самостоятельно с оператором ЕПГУ, о чем Заказчик неоднократно сообщал Исполнителю (письма от 25 апреля 2023 г. N 20-01-12-1171, от 26 апреля 2023 г. N 20-01-12-1189, от 02 мая 2023 г. N 20-01-12-1255). В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 861 "О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)" оператором ЕПГУ является Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Проанализировав представленную документацию, Комиссия отмечает, что доказательств, свидетельствующих об уважительности причин, либо об отсутствии вины в своих действиях, свидетельствующих о добросовестном исполнении условий контракта, ООО "Гераарт" не представлено.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о закупках, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Согласно п. 3.2.1 Технического задания, являющегося Приложением N 1 к Контракту N16/ЭА-2023 "24" апреля 2023 г., после заключения и до начала оказания услуг Контракта Исполнитель проводит Подготовительные мероприятия, в течение которых должен:
1. Определить и направить Заказчику контактную информацию (ФИО, должность, адрес электронной почты, рабочий и сотовый номер телефона) лиц (не менее 2 человек), ответственных за оказание услуг со стороны Исполнителя, а также контактную информацию службы сопровождения Исполнителя;
2. Согласовать сценарии/таблицы маршрутизации обращений;
3. Согласовать форму отчета об использовании ЕПГУ.
Все вопросы, связанные с обеспечением доступа к ЕПГУ, Исполнителем решаются самостоятельно с оператором ЕПГУ.
Подготовительные мероприятия должны быть завершены до начала оказания услуг.
Разделом 4 Технического задания установлены этапы оказания услуг:
1 этап - начало: 25.04.2023 - окончание: 31.08.2023 (п. 3.2.2 Технического задания);
2 этап - начало: 01.09.2023 - окончание: 31.12.2023 (п. 3.2.2 Технического задания).
Согласно абз. 1 п. 2 Постановления Правительства РФ от 24.10.2011 N 861 "О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)" (вместе с "Положением о федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)", "Правилами ведения федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)", "Положением о федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", "Требованиями к региональным порталам государственных и муниципальных услуг (функций)", "Положением о федеральной государственной информационной системе "Единая система предоставления государственных и муниципальных услуг (сервисов)") (далее - ПП РФ N 861), Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации определено оператором федеральных государственных информационных систем "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)", "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и "Единая система предоставления государственных и муниципальных услуг (сервисов)" (далее соответственно - федеральный реестр, единый портал).
Установлено, что согласно предоставленному в адрес Комиссии письму Исполнителя от 21.04.2023 г. N 01-2023, Исполнителем в адрес Заказчика была представлена контактная информация о лицах, ответственных за оказание услуг со стороны Исполнителя, а также контактная информация службы сопровождения Исполнителя.
Вместе с тем, сценарии/таблицы маршрутизации обращений, а также форма отчета об использовании ЕПГУ Исполнителем не были направлены Заказчику Исполнителем на согласование в предусмотренные п. 3.2.1 Технического задания сроки.
При этом, в адрес Комиссии Исполнителем не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что отсутствие у Исполнителя доступа к ЕПГУ препятствовало выполнению остальных вышеуказанных подготовительных работ в порядке, предусмотренном условиями Контракта.
Кроме того, необходимо отметить, что п. 3.2.1 Технического задания предусмотрено, что вопросы, связанные с обеспечением доступа к ЕПГУ, Исполнителем решаются самостоятельно с оператором ЕПГУ.
Так, согласно абз. 1 п. 2 ПП РФ N 861, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации является оператором ЕПГУ.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что Исполнителем с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации соответствующего взаимодействия не осуществлялось.
Доказательств обратного в адрес Комиссии представлено не было.
Комиссия отмечает также, что из представленных в адрес Комиссии снимков экрана, в соответствии с которыми Исполнителем осуществлялось взаимодействие с ФГИС "Федеральный ситуационный центр электронного правительства" не представляется возможным определить предмет запрашиваемой Исполнителем информации.
Таким образом, изучив представленные в материалы обращения документы, Комиссия приходит к выводу, что ООО "Гераарт" нарушены условия исполнения Контракта.
Участник закупки, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая заявку на участие в закупки, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, а именно включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков, в случае совершения им действий (бездействий), нарушающих требования законодательства Российской Федерации о закупках на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Согласно информации, полученной при помощи функционала ЕИС, Комиссией установлено, что сведения об ООО "Гераарт" включены в реестр недобросовестных поставщиков 1 раз.
В соответствии с п.п. 1, 2, 3 ч.1 ст.1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 Закона о закупках.
Согласно п.2 ст. 3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п.3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, государственной нужды. Кроме того, учитывая социальную значимость объекта закупки, такое поведение Исполнителя является недопустимым.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Исполнителя, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что бездействие Общества свидетельствует о недобросовестности участника закупки, и, как следствие, сведения об Обществе подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом, Комиссия отмечает, что само по себе включение в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу Исполнителя, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности, не препятствует осуществлению обычной хозяйственной деятельности.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Включить сведения об ООО "Гераарт" (352665, Россия, Краснодарский край, Апшеронский м.р-н, Кабардинское с.п., Кабардинская ст-ца, Зелёная ул., д. 12, ИНН: 2368016435) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Включить сведения о генеральном директоре ООО "Гераарт" Абазян Марине Андреевне (232525768104) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
3. Датой включения сведений об ООО "Гераарт", генеральном директоре ООО "Гераарт" Абазян Марине Андреевне в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС.
4. Датой исключения сведений об ООО "Гераарт", генеральном директоре ООО "Гераарт" Абазян Марине Андреевне из реестра недобросовестных поставщиков считать 31.05.2025 г.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Приложение N 1 к решению N РНП-59-161 от 30.05.2023 г.
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I +II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
23.05.2023 |
25.05.2023 |
23.05.2023 |
- |
24.05.2023 |
31.05.2023 |
30.05.2023 |
- |
02.06.2023 |
30.05.2023 |
- |
0 |
* дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 30 мая 2023 г. N РНП-59-161
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2023