Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП Маратканова А.А. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Клинический кардиологический диспансер" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (изв. N 0356200001823000224),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 30.05.2023 г. до 12:00 ч. с целью принятия решения.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356200001823000224 ГБУЗ ПК "Клинический кардиологический диспансер" проводился электронный аукцион на поставку изделий медицинского назначения.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 15.05.2023 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 1 500 000,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 24.05.2023 г.
Заявитель полагает, что требованиям к поставляемому товару (позиции N 1,2,19 Технического задания) соответствуют товары единственного производителя, а именно - B. Braun (РУ N ФСЗ 2010/07328; РУ N ФСЗ 2007/00007).
Заказчик с доводами жалобы не согласен, в письменных пояснениях указал следующее.
В дополнение к требованиям КТРУ в описание объекта закупки внесены важные характеристики, имеющие большое клиническое значение. Длина пункционной иглы в 70-75 мм является оптимальной для катетеризации центральных вен. Федерация анестезиологов- реаниматологов настоятельно рекомендует использовать ультразвук для повышения безопасности манипуляции.
Сканирование может проводиться как по короткой оси, так и по длинной. При сканировании по длинной оси требуется большая длина иглы для качественной визуализации в плоскости сканирования (in-plane). Сканирование по длинной оси предпочтительно при катетеризации подключичной вены и катетеризации яремной в случаях, когда за задней стенкой вены расположена сонная артерия. При катетеризации подключичной вены сканирование по длинной оси предпочтительнее из-за возможности лучшей визуализации париетальной плевры и снижения риска развития пневмоторакса.
Иглы короче 70 мм не позволяют адекватно проводить УЗ-навигацию пункции со сканированием по длинной оси. Наружный диаметр проводника меньше 0,89 мм затрудняет манипуляцию. Более тонкий проводник больше подвержен изгибанию и заламыванию, а также затрудняет продвижение катетера из-за слишком большого зазора между проводником и внутренней стенкой катетера, в который попадают прилежащие ткани при проведении катетера по проводнику. Длина проводника влияет на риск механических осложнений манипуляции (нарушения сердечного ритма) и инфекционных осложнений катетеризации центральных вен. Более длинный проводник увеличивает риск аритмий и нарушения асептики при катетеризации. Для катетеров с длиной имплантируемой части 15-25 см оптимальна длина проводника 50 см. Для обеспечения должной с клинической точки зрения скорости проведения инфузии указаны минимальные значения скоростей потока по каналам. Размер канала в гейджах (G) и минимальная скорость потока определяют максимально возможный темп инфузионной терапии. Заказчиком указаны минимальные значения данных характеристик, имеющих важное клиническое значение. ЭКГ-кабель необходим для контроля корректного расположения кончика катетера для снижения риска катетер-ассоциированного тромбоза и дисфункции катетера. Методика контроля положения кончика катетера по внутрипредсердной ЭКГ является для заказчика предпочтительной в силу наличия необходимого оборудования и возможности осуществления в режиме реального времени во время катетеризации без необходимости прерывать стерильную манипуляцию.
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в документации.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
Согласно извещению, описание объекта закупки указано в Техническом задании.
Согласно позиции N 1 Технического задания к поставке требуется набор для катетеризации центральных вен, кратковременного использования, соответствующий, в том числе следующим характеристикам:
3. |
Материал катетера |
|
термолабильный, антитромбогенный, Rg- контрастный полиуретан |
8. |
Дистальный |
G |
16 |
9. |
Поток |
мл/мин |
не менее 55 |
10. |
Медиальный |
G |
12 |
11. |
Поток |
мл/мин |
не менее 165 |
12. |
Проксимальный |
G |
12 |
13. |
Поток |
мл/мин |
не менее 165 |
14. |
Пункционная игла |
|
тонкостенная, с овальным срезом 1,3 * не более 70 мм, профилированный прозрачный павильон, Люэр лок. |
16. |
Проводник |
|
Металлический, гибкий, не более 0,89 мм * 50 см, маркированный, с J-образным кончиком, в круглом футляре с направителем и пальцевым упором |
20. |
Кабель для ЭКГ контроля постановки катетера |
Шт. |
1 |
Согласно позиции N 2 Технического задания к поставке требуется набор для катетеризации центральных вен, кратковременного использования, соответствующий, в том числе следующим характеристикам:
32. |
Дистальный |
G |
16 |
33. |
Поток |
мл/мин |
не менее 55 |
34. |
Проксимальный |
G |
16 |
35. |
Поток |
мл/мин |
не менее 45 |
36. |
Пункционная игла |
|
тонкостенная, с овальным срезом 1,3 * не более 70 мм, профилированный прозрачный павильон, Люэр лок |
38. |
Проводник |
|
металлический гибкий, не более 0,89 мм * 50 см, маркированный, с J-образным кончиком, в круглом футляре с направителем и пальцевым упором |
42. |
Кабель для ЭКГ контроля постановки катетера |
Шт. |
1 |
Согласно позиции N 19 Технического задания к поставке требуется инфузионная система для волюметрического насоса, соответствующая, в том числе следующим характеристикам:
330. |
Фиксаторы |
|
не менее двух, для перистальтического сегмента насоса инфузомат спэйс / инфузомат фмс, |
Заявитель полагает, что совокупности характеристик, установленных в Техническом задании подходит товар лишь производителя - B.Braun.
Заказчик направил в адрес Комиссии коммерческие предложения от ООО "Виаста", ООО "Лидер-М", ООО "СитиМед", ООО "БэстМедика", ООО "НовоЛек-Логистик".
Из представленных коммерческих предложений не представляется возможным установить производителей предлагаемого товара, а также характеристики товара.
Все зарегистрированные на территории Российской Федерации медицинские изделия - инфузионные системы для волюметрического насоса одно назначение, а именно применяются для введения медикаментов, предназначенных для инфузионной терапии, включая коллоиды и кристаллоиды, кровь и ее компоненты, полное парентеральное питание, липиды, энтеральные смеси; наборы для катетеризации центральных вен, кратковременного использования также имеют одно назначение, а именно предназначены для обеспечения длительного центрального венозного доступа (внутренняя яремная вена, подключичная вена, бедренная вена) с целью введения инфузионных растворов, лекарственных средств и парентерального питания, а также образцов забора крови и инвазивного изменения центрального венозного давления.
Комиссия отмечает, что Заказчик в адрес Комиссии не представил доказательства уникальности набора для катетеризации центральных вен, кратковременного использования, а также инфузионной системы для волюметрического насоса, производителя Б.Браун Мельзунген, Германия.
Кроме того, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.05.2023 NИЭА1 на участие в закупке подана одна заявка, соответствующая требованием извещения.
Проанализировав заявку, Комиссией установлено, что по позициям 1,2,19 Технического задания предложен товар производителя Б.Браун Мельзунген, Германия (РУ N ФСЗ 2010/07328; РУ N ФСЗ 2007/00004).
Поскольку Заказчиком не доказано наличие товаров как минимум двух различных производителей, соответствующих требованиям извещения и приложений к нему, а также не доказано отсутствие на рынке набора для катетеризации центральных вен, кратковременного использования, а также инфузионной системы для волюметрического насоса иных производителей, удовлетворяющих потребности Заказчика, в действиях Заказчика имеется нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Маратканова А.А. на действия ГБУЗ ПК "Клинический кардиологический диспансер" при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (изв. N 0356200001823000224) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения нарушений Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенные нарушения Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 30 мая 2023 г. N 7596/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2023