Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ИП Блиновой Н.А. (далее - Заявитель) на действия КГБОУСУВУ "УРАЛЬСКОЕ ПОДВОРЬЕ" (далее - Заказчик), при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг частной охраны (выставление поста охраны) (изв.N 0356300180423000001),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356300180423000001 Заказчиком проводился открытый конкурс в электронной форме на оказание услуг частной охраны (выставление поста охраны).
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 23.03.2023 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная максимальная цена контракта - 2 205 557,88 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 22.05.2023 г.
Заявитель сообщает, что в приложении к конкурсной документации под наименованием "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе", в детализирующем показателе "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров", Заказчик устанавливает требование к предоставлению подтверждающих опыт участника договоров: "к оценке принимается исключительно исполненный контракт (договор), предусматривающий оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и (или) научных организаций."
Заявитель полагает, что установленное требование в конкурсной документации не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 (ред. от 31.10.2022) "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее ПП РФ N 2604).
Заявитель обращает внимание на то, что объектом закупки является оказание услуг частной охраны объектов. Соответственно, при осуществлении закупки по данным видам работ, должны применятся положения п. 35 Правил Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604.
В соответствии с указанным пунктом, при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий):
а) подлежит обязательному применению показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения. Величина значимости такого показателя должна составлять не менее 60 процентов суммы величин значимости всех применяемых показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 настоящего Положения;
б) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий)."
Вместе с тем, Заказчик устанавливает условие о принятия к оценке исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающий оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и (или) научных организаций.
Заказчик в предоставленных пояснениях сообщает, что согласно предписанию Пермского УФАС России от 18.04.2023 N 3743, выданного по жалобе ООО "Шмель", Заказчиком были внесены изменения в конкурсную документацию.
Вследствие указанного обстоятельства, при загрузке в систему ЕИС измененной документации, Заказчиком были загружены два варианта порядка оценки заявок по критериям, один из которых является верным, а другой ошибочным.
Таким образом, по мнению Заказчика, наличие порядка оценки заявок с ошибочно установленным критерием является технической ошибкой, произошедшей вследствие некорректной загрузки документов.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о закупках, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о закупках, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу ч. 2 ст. 31 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу ч. 3 ст. 31 Закона о закупках перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о закупках, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о закупках в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о закупках дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
На основании ч. 6 ст. 31 Закона о закупках Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о закупках.
Частью 8 ст. 32 Закона о закупках предусмотрено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 32 Закона о закупках.
Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В п. 1 ПП РФ N 2604 указано, что ПП РФ N 2604 устанавливает порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - закупка, заявки), предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, согласно приложению N 1.
В соответствии с п. 35 ПП РФ N 2604, при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий):
а) подлежит обязательному применению показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения. Величина значимости такого показателя должна составлять не менее 60 процентов суммы величин значимости всех применяемых показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 настоящего Положения;
б) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий).
Согласно извещению о проведении открытого конкурса для закупки N 0356500001422001483, объектом закупки является "Оказание услуг частной охраны (выставление поста охраны". Критерии оценки установлены в приложении "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе".
В .1.1. части 3 вышеуказанного приложения, в детализирующем показателе "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" Заказчик устанавливает следующее требование к предоставлению подтверждающих опыт участника договоров: "к оценке принимается исключительно исполненный контракт (договор), предусматривающий оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и (или) научных организаций".
Вместе с тем, Комиссия обращает внимание на то, что в соответствии с п. 35 ПП РФ N 2604, в отношении закупок, по результатам проведения которых заключается контракт на оказание услуг по обеспечению охраны объектов, установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий).
В то же время, Комиссией установлено, что в системе ЕИС, в приложении к извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме, располагается файл под наименованием "другое", который также представляет из себя порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
В в. 1.1.1. части 3 вышеуказанного приложения, в детализирующем показателе "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" Заказчик устанавливает следующее требование к предоставлению подтверждающих опыт участника договоров: "к оценке принимается исключительно исполненный контракт (договор), предусматривающий оказание услуг".
Таким образом, данные положения вышеуказанных приложений к извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме, регламентирующие порядок оценки заявок на участие в конкурсе, вводят в заблуждение участников конкурса в части подтверждения опыта участника закупки.
Таким образом, Комиссией установлено, что в действиях Заказчика, неправомерно установившего вышеописанное требование к участникам закупки, имеется нарушение п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках.
На основании ст. 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Блиновой Н.А. на действия КГБОУСУВУ "УРАЛЬСКОЕ ПОДВОРЬЕ", при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг частной охраны (выставление поста охраны) (изв.N 0356300180423000001) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках, выявленные в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения нарушений Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 29 мая 2023 г. N 7430/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2023