Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Медпартнер" (далее - Заявитель) на действия Единой Комиссии Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "Ильинская центральная районная больница" (далее - Аукционная комиссия), при проведении электронного аукциона на приобретение расходных материалов (марля, бинты) (изв. N 0356300085023000071),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Аукционной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356300085023000071, ГБУЗ ПК "Ильинская ЦРБ" (далее - Заказчик) проводился электронный аукцион на приобретение расходных материалов (марля, бинты).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 15.05.2023 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 393 644,00 руб.
4) дата окончания подачи заявок - 23.05.2023 г.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.05.2023 NИЭА1 заявка Заявителя (идентификационный номер заявки - 33) была отклонена Аукционной комиссией со следующим обоснованием: в п. 1 и 2 заявки участника представлены сведения о плотности бинтов, которые не соответствуют требованиям аукционной документации. В техническом задании было установлено требование "от 34,2 до 37,05 г/м2". В соответствии с п. 9.1.2 инструкции по заполнению заявок, если при описании значений показателей Заказчик использует слова "от", "до", участник закупки должен указать конкретное (одно) значение показателя, при этом крайние границы не могут быть указаны в заявке участника закупки включительно. В заявке указано "34,2 г/м2". В п. 3 заявки участника отсутствуют конкретные сведения о добавках в полиэтиленовую пленку, в которую упакованы рулоны (в заявке указано "со скользящими (антистатическими) добавками"). В соответствии с п. 9.1.4 инструкции по заполнению заявок, если значение показателя указано в скобках, то оно является альтернативным по характеристике, указанному перед скобками значению. Участник закупки должен указать одно из предложенных Заказчиком значений.
Заявитель с решением Аукционной комиссии не согласен и обращает внимание на то, что заявка полностью соответствует требованиям извещения о проведении электронного аукциона ввиду следующего:
В описании объекта закупки (Техническое задание) в позициях N 1 и 2 Заказчиком установлено следующее требование к рулону марлевому тканному, нестерильному (бинт): "_Плотность - от 34,2 г/м2 до 37,05 г/м2 - Изготовлен в соответствии с ГОСТ 1172-93_".
Заказчиком установлено требование, что рулон марлевый тканный, нестерильный должен быть изготовлен по ГОСТ 1172-93, в котором, в свою очередь, есть требование о том, что бинты должны изготавливаться из марли пв соответствии с ГОСТ 9412-21.
Кроме того, в соответствии с п. 9.1.2. инструкции по заполнению заявок, участнику необходимо указать конкретное значение плотности рулона марлевого тканного, нестерильного.
Согласно п. 3.2.5.1 ГОСТ 9412-21, поверхностная плотность отбеленной марли должна быть не менее 36 г/м2. Отрицательное отклонение по поверхностной плотности не должно превышать 5 %.
Следовательно, показатель плотности марли согласно ГОСТ 9412-21 является диапазонным значением, имеющим отрицательное отклонение - 5%, при котором минимальное значение плотности должно быть не менее 34,2 г/м2.
2. В п. 3 заявки ООО "МедПартнер" указало конкретные сведения о добавках в полиэтиленовую пленку, в которую упакованы бинты. Значение показателей "антистатические" и "скользящие" добавки не являются альтернативными, как указывает Заказчик, а дополняют друг друга. Участник не мог указать только одно из предложенных значений, так как это противоречило бы ГОСТ 10354-82 "Пленка полиэтиленовая. Технические условия". В разделе "Область и условия применения" данного ГОСТа указано, что "настоящий стандарт распространяется на полиэтиленовую пленку, изготовляемую методом экструзии из полиэтилена высокого давления (низкой плотности) и композиций на его основе, содержащих пигменты (красители), стабилизаторы, скользящие, антистатические и модифицирующие добавки".
Таким образом, Заявитель считает, что заявка ООО "МедПартнер" полностью соответствует положениям извещения и Аукционной комиссией была отклонена неправомерно.
Заказчик на доводы жалобы возражает и в предоставленных пояснениях сообщает следующее.
1. Заказчиком установлено требование о том, что рулон марлевый тканный, нестерильный должен быть изготовлен по ГОСТ 1172-93. "Плотность бинтов составляет от 34,2 до 37,05 г/м2".
В соответствии с п. 9.1.2. Инструкции по заполнению заявок, если при описании значений показателей Заказчик использует такие слова как: "менее", "более", "выше", "ниже", "св.", "свыше", "от", "до", такие знаки как: "<", ">", причем указанные слова и знаки стоят перед числовым значением, участник закупки должен указать конкретное (одно) значение показателя без использования указанных слов и знаков, соответствующее установленным Заказчиком требованиям, при этом крайние границы не могут быть указаны в заявке участника закупки включительно.
Вместе с тем, в материалах заявки ООО "МедПартнер", в значении показателя под наименованием "плотность бинтов", указано "34,2 г/м".
2. В п. 3 требований к товару Приложения 2 к Техническому заданию, в значении показателя под наименованием "Рулоны при поставке упакованы в пакет из полиэтиленовой пленки марки М по ГОСТ 10354-82" указано "со скользящими (антистатическими) добавками".
Согласно п. 9.1.4 инструкции по заполнению заявки показатели товаров, при описании значений которых заказчиком использованы такие слова как: "или", "либо", знак "/" (за исключением единиц измерения), должны быть указаны конкретным (одним) значением показателя. Если значение показателя указано в скобках, то оно является альтернативным по характеристике, указанному перед скобками значению. Участник закупки должен указать одно из предложенных Заказчиком значений.
Вместе с тем, в материалах заявки ООО "МедПартнер", в значении показателя под наименованием "Рулоны при поставке упакованы в пакет из полиэтиленовой пленки марки М по ГОСТ 10354-82" указано "со скользящими (антистатическими) добавками".
Также Заказчик в письменных пояснениях сообщает, что исходя из совокупности информации, указанной в ГОСТ 10354-82, можно сделать вывод о том, что, что Скользящие добавки и антистатические добавки, это разные добавки и при изготовлении пленки добавляется только одна добавка.
На основании указанного, Заказчик делает вывод о том, что Аукционная комиссия правомерно отклонила заявку ООО "МедПартнер".
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
Согласно пп. "а", п. 2, ч. 1 ст. 43 Закона о закупках, предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно содержать характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
В соответствии с ч. 5 ст. 43 Закона о закупках, подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
В силу ч. 1 ст. 27 Закона о закупках Участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Отклонение заявки на участие в закупке по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, не допускается.
В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о закупках не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 49 Закона о закупках, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным п. 1 - 8 ч. 12 ст. 48 Закона о закупках;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о закупках, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
Согласно ч. 12 ст. 48 Закона о закупках, при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона о закупках), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона о закупках, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о закупках, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о закупках;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона о закупках (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о закупках (в случае установления в соответствии со ст. 14 Закона о закупках в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 ст. 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных ч. 6 ст. 45 Закона о закупках;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном п. 3 или п. 4 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках.
Согласно извещению, объектом вышеуказанной закупки является приобретение расходных материалов (марля, бинты).
1. В соответствии со значением параметра под наименованием "Плотность бинтов", указанном в п. 1,2,3 Приложения N 2 к Техническому заданию, к поставке требуется бинт, имеющий плотность от 34,2 до 37,05 г/м2.
В материалах заявки ООО "МедПартнер", в значении показателя под наименованием "плотность бинтов" указано "34,2 г/м".
Вместе с тем, в соответствии с п. 9.1.2. Инструкции по заполнению заявок, если при описании значений показателей Заказчик использует такие слова как: "менее", "более", "выше", "ниже", "св.", "свыше", "от", "до", такие знаки как: "<", ">", причем указанные слова и знаки стоят перед числовым значением, участник закупки должен указать конкретное (одно) значение показателя без использования указанных слов и знаков, соответствующее установленным Заказчиком требованиям, при этом крайние границы не могут быть указаны в заявке участника закупки включительно.
2. В соответствии со значением параметра под наименованием "Рулоны при поставке упакованы в пакет из полиэтиленовой пленки марки М по ГОСТ 10354-82", указанном в п. 3 Приложения N 2 к Техническому заданию, рулоны при поставке должны быть упакованы в пакет из полиэтиленовой пленки марки М по ГОСТ 10354-82 со скользящими (антистатическими) добавками.
В материалах заявки ООО "МедПартнер", в значении показателя под наименованием "Рулоны при поставке упакованы в пакет из полиэтиленовой пленки марки М по ГОСТ 10354-82" указано "со скользящими (антистатическими) добавками".
Вместе с тем, согласно п. 9.1.4 Инструкции по заполнению заявки показатели товаров, при описании значений которых заказчиком использованы такие слова как: "или", "либо", знак "/" (за исключением единиц измерения), должны быть указаны конкретным (одним) значением показателя. Если значение показателя указано в скобках, то оно является альтернативным по характеристике, указанному перед скобками значению. Участник закупки должен указать одно из предложенных Заказчиком значений.
На основании указанного, Комиссия делает вывод о том, что Аукционной Комиссией заявка ООО "МедПартнер" была отклонена правомерно.
Также Комиссией установлено, что ООО "МедПартнер" запросы на предоставление разъяснений положений аукционной документации не направляло, положение извещения не оспаривало.
Вместе с тем, в ходе внеплановой проверки установлено следующее.
1. В Техническом задании и приложениях к нему, Заказчиком установлено требование о том, что рулон марлевый тканный, нестерильный должен быть изготовлен в соответствии с ГОСТом 1172-93.
В п. 1.2.1. данного ГОСТа указано, что Бинты изготовляют из медицинской отбеленной марли по ГОСТ 9412 или, по согласованию с потребителем, другой нормативно-технической документации на медицинскую марлю, рекомендованную в качестве фиксирующих элементов.
Согласно п. 3.2.5.1 ГОСТа 9412-21, поверхностная плотность отбеленной марли должна быть не менее 36 г/м2. Отрицательное отклонение по поверхностной плотности не должно превышать 5 %.
Следовательно, показатель плотности марли в соответствии с ГОСТом 9412-21 является диапазонным значением, имеющим отрицательное отклонение - 5%, при котором минимальное значение плотности должно быть не менее 34,2 г/м2.
Значения показателей плотности марли при производстве зависит от множества факторов, таких как тип используемого оборудования, влажность и т.д., В связи с чем, у участников электронного аукциона отсутствует возможность заранее установить и произвести марлю с конкретным значением плотности.
Именно с такой целью ГОСТ 9412-21 устанавливает Отрицательное отклонение по поверхностной плотности в 5%.
Таким образом, ввиду того, что указанное в п. 1,2,3 Приложения N 2 к Техническому заданию требование к плотности рулона марлевого тканного, нестерильного (бинт) противоречит положениям ГОСТа 9412-21а, в действиях Заказчика имеется правонарушение, предусмотренное п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
2. Также Комиссия обращает внимание на то, что в п. 3 требований к товару Приложения 2 к Техническому заданию, в значении показателя "Рулоны при поставке упакованы в пакет из полиэтиленовой пленки марки М по ГОСТ 10354-82" указано следующее значение: "со скользящими (антистатическими) добавками".
Вместе с тем, как уже было отмечено ранее, в соответствии с п. 9.1.4. Инструкции по заполнению заявки, если значение показателя указано в скобках, то оно является альтернативным по характеристике, указанному перед скобками значению. Участник закупки должен указать одно из предложенных Заказчиком значений.
Таким образом, участник, учитывая положения Инструкции по заполнению заявки, в предоставляемых материалах заявки должен выбрать между "скользящими" и "антистатическими" добавками, указав лишь одно из этих значений.
Однако, в соответствии с абз. 2 п. 6 раздела "Информационные данные" ГОСТа 10354-82, настоящий стандарт распространяется на полиэтиленовую пленку, изготовляемую методом экструзии из полиэтилена высокого давления (низкой плотности) и композиций на его основе, содержащих пигменты (красители), стабилизаторы, скользящие, антистатические и модифицирующие добавки.
Согласно п. 1.2. раздела "Марки и размеры" ГОСТа 10354-82, для изготовления пленки марок М, Т, Н, СТ и СК допускается по согласованию с потребителем использование композиции со скользящими, антистатическими и до 5% модифицирующими добавками, в том числе полимерными; марок СМ, В и - до 5% модифицирующими добавками, в том числе полимерными.
Исходя из анализа указанных пунктов ГОСТа 10354-82, а также иных пунктов данного ГОСТа, Комиссия делает вывод о том, что значения "антистатические" и "скользящие" не являются взаимоисключающими, соответственно, участники в материалах свои заявок не могут указать только одно из предложенных значений, так как это противоречит ГОСТу 10354-82.
Таким образом, ввиду того, что требование в отношении значения показателя "Рулоны при поставке упакованы в пакет из полиэтиленовой пленки марки М по ГОСТ 10354-82" предусмотренное п. 3 требований к товару Приложения 2 к Техническому заданию, противоречит положениям ГОСТа 10354-82, в действиях Заказчика имеется правонарушение, предусмотренное п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медпартнер" на действия Единой Комиссии Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "Ильинская центральная районная больница", при проведении электронного аукциона на приобретение расходных материалов (марля, бинты) (изв. N 0356300085023000071) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42, Закона о закупках, выявленные в ходе внеплановой проверки.
3. В целях устранения нарушений Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 31 мая 2023 г. N 7840/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2023