Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Медси-Пермь" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Городская клиническая больница им. М.А. Тверье" (далее - Заказчика) при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по проведению лабораторных исследований для нужд ГБУЗ ПК "ГКБ им. М.А. Тверье" (изв.N 0356500003323000181),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика, выразившиеся в следующем:
1) Заявитель полагает, что п. 1.4. и 1.6.4. Технического задания противоречат друг другу;
2) Заявитель полагает, что в п. 1.6.4. Технического задания указан некорректный отчет времени;
3) Заявитель полагает, что Заказчиком допущено нецелевое расходование бюджетных средств;
4) Заявитель полагает, что требование Технического задания об оказании услуг в соответствии с установленными методами лабораторных исследований не соответствуют требованиям Закона о закупках;
5) Заявитель полагает, что исследование кислотно-основного состояния и газов крови, указанное в п. 59 перечня исследований Технического задания не выполняется в лабораторных условиях;
6) Заявитель полагает, что Заказчиком в нарушение требований Закона о закупках объединены в один лот функционально и технологически не связанные услуги;
7) установленный Заказчиком порядок рассмотрения и оценки заявок ограничивает потенциальное количество участников закупки;
8) Заявитель полагает, что выбранный способ определения поставщика ограничивает потенциальное количество участников закупки.
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение жалобы было назначено на 29.05.2023 г. в 14:00. В ходе заседания был объявлен перерыв до 29.05.2023 г. 17:30 ч. с целью принятия решения.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356500003323000181 Заказчиком проводился открытый конкурс в электронной форме на оказание услуг по проведению лабораторных исследований для нужд ГБУЗ ПК "ГКБ им. М.А. Тверье".
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 04.05.2023 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная максимальная цена контракта - 2 999 000,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 31.05.2023 г.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии представитель Заказчика относительно доводов Заявителя указал следующее:
1) относительно первого и второго довода: в п. 1.4 Технического задания указано, что передача биологического материала по плановым исследованиям осуществляется согласно заявки Заказчика ежедневно ( за исключением выходных и праздничных дней) 3 (три) раза в день : 10:00, 13:00, 18:00, но в случае необходимости проведения экстренных лабораторных исследований (в режиме "CITO"), назначенных по жизненным показателям при угрозе жизни пациента (согласно ГОСТ Р 53079.3-2008), прием биологического материала осуществляется Исполнителем в любое время суток по заявке Заказчика и должно быть выполнено и выдан результат в срок не более 3 часов с момента взятия образца биологического материала от пациента, согласно перечня исследований о чем указано в п. 1.6.4 Технического задания. Исследования, которые могут быть в том числе запрошены Заказчиком как экстренные указаны в ТЗ в таблице "Перечень исследований, количество, характеристика метода проведения лабораторных исследований, сроки проведения лабораторных исследований" как "неотложные не более 3 часов". Все исследования проводятся в соответствии с заявкой Заказчика. Заказчик самостоятельно определяет объем, требуемых к оказанию услуг, перечень лабораторных исследований исходя из потребности, учитывая все клинические рекомендации и профили медицинской помощи для обеспечения непрерывного лечебного процесса пациентов;
2) относительно третьего довода жалобы: оказание услуг осуществляется по заявке и в соответствии с пунктом 2.3. проекта Контракта: "Оплата оказанной услуги осуществляется по цене единицы услуги исходя из объема фактически оказанных услуг, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта. Соответственно без необходимости заявок на данные исследования Заказчик подавать не будет и расходования денежных средств не будет. при осуществлении закупочной деятельности руководствуется в числе прочих принципами ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективности осуществления закупок. Кроме того, Заказчику при расходовании бюджетных средств нужно обеспечить соблюдение ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации: достигнуть заданного результата с использованием наименьшего объема средств (экономность); получить наилучший результат с использованием определенного объема средств (результативность). При расчете и обосновании начальной максимальной цены контракта Заказчиком были получены коммерческие предложения от потенциальных участников (Исполнителей) в соответствии с которыми цены на лабораторные исследования ниже, чем в Тарифном соглашении по обязательному страхованию на территории Пермского края. Для расчета и обоснования цены контракта использован метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка),в соответствии с ч. 6 ст. 22 Закона о закупках и разделом 3 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем),утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 2 октября 2013 г. N 567. Заказчиком были получены коммерческие предложения от Исполнителей услуг, требуемых к закупке, в соответствии с которыми и был проведен расчет и обоснование цены контракта, в коммерческих предложениях потенциальные участники указали цены одинаковые для плановых и экстренных исследований.
3) относительно четвертого довода: требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам закупаемой услуги были сформулированы Заказчиком в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о закупках" с учетом положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также с учетом потребностей Заказчика и исходя из специфики его деятельности. Возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом Заказчика, а потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Результаты анализов, полученные разными методами исследований, могут отличаться друг от друга (применяются разные референсные значения). Указание Заказчиком в техническом задании конкретного метода исследования исключает применение Исполнителем разных методов исследования одного и того же вида исследования в ходе исполнения контракта, что позволит врачам наблюдать результаты анализов пациентов в динамике. Методы исследования, указанные Заказчиком в Техническом задании соответствуют общепринятым методам в Российской Федерации, установленные нормативно-технической документацией и Международной федерацией клинической химии и лабораторной медицины;
4) относительно пятого довода: для данного вида исследований на рынке медицинских изделий зарегистрированы и имеются специализированные изделия медицинского назначения. Возможна транспортировка биоматериала с использованием данного изделия медицинского назначения, при надлежащем соблюдении сроков и условий транспортировки. При формировании обоснования цены контракта были получены коммерческие предложения от Исполнителей, соответственно выполнение данного исследования сторонней организаций возможно;
5) относительно шестого довода: исходя из смысла ст. 33 Закона о закупках предмет государственного контракта (контракта) определяется путем описания товаров, работ, услуг, составляющих объект закупки, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе. Следовательно, предмет контракта является более широким понятием, которое может включать в себя несколько объектов закупки, а так же сопутствующие работы(услуги). Предметом закупки N 0356500003323000181 является оказание услуг по проведению лабораторных исследований. Данный предмет включает в себя несколько объектов, а именно различные виды лабораторных исследований. Все объекты, включенные в закупку, технологически и функционально взаимосвязаны, это обусловлено в первую очередь тем, что все виды исследований относятся к одной группе - клинических лабораторных исследований применяемых в целях диагностики болезней и слежения за состоянием пациентов в учреждениях Российской Федерации, оказание услуг по лабораторным исследованиям должно осуществляться в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18.05.2021 г. N 464н "Об утверждении Правил проведения лабораторных исследований" и СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. N 4. Кроме того, взаимосвязь данных исследований обусловлена тем, что при диагностике заболеваний одна проба подвергается нескольким видам исследований. Следовательно, объединение различных видов лабораторных исследований является клинически, диагностически, технологически и экономически обоснованным. Это связано с тем, что только в этом случае возможно в максимально сжатые сроки получить полное лабораторное заключение о состоянии здоровья пациента и исключить необходимость дополнительного забора биологического материала. При описании объекта закупки Заказчик руководствуется требованиями Закона о закупках, каталогом товаров, работ, услуг в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (ред. от 27.03.2023 г.) "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и кодом ОКПД2 присвоенным услуге на проведение лабораторных исследований. Заказчик вправе предъявлять к товарам, работам, услугам такие требования, которые позволят достичь результатов, необходимых для обеспечения государственных нужд, исходя из специфики деятельности, все перечисленные в техническом задании виды исследований требуются Заказчику для надлежащей медицинской помощи пациентам. Таким образом, в действиях Заказчика, по формированию лота, отсутствует нарушение требований действующего законодательства.
6) относительно седьмого довода: порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе сформирован Заказчиком в соответствии со ст. 32 Закона о закупках, Положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12. 2021 г. N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации". Обоснованность требования по производительности, необходимой для надлежащего и своевременного оказания услуг по предмету конкурса при рассмотрении и оценки заявок на участие в конкурсе: Заказчик в соответствии со ст. 6 Закона о закупках при осуществлении закупочной деятельности руководствуется в числе прочих принципами ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективности осуществления закупок. С учетом поточности, срочности исполнения лабораторных исследований лаборатория предполагаемая лаборатория Исполнителя должна соответствовать мощности 3-го уровня лабораторий согласно Стандарта оснащения клинико-диагностической лаборатории в соответствии с требованиями Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18.05.2021 N 464н "Об утверждении Правил проведения лабораторных исследований". Соответственно у лаборатории Исполнителя во исполнение требований Стандарта оснащения клинико-диагностической лаборатории 3 уровня (раздел 4. Приложения N 4 к Правилам проведения лабораторных исследований, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 мая 2021 г. N 464н) должно быть в наличии все указанное в стандарте оборудование. В порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе Заказчиком указан критерий о наличии оборудования с указанием минимальных возможных мощностей такого оборудования. При этом не предоставление документов, подтверждающих наличие у участника конкурса данного оборудования, не является основание для отклонения заявки участника.
7) относительно восьмого довода: способ определения контрагента Заказчик выбирает самостоятельно в соответствии с положениями гл. 3 Закона о закупках. Проведение открытого конкурса позволяет определить Исполнителя не только по наименьшей предложенной цене, но и по наилучшему по качеству условий исполнения контракта.
В силу ч. 1 ст. 24 Закона о закупках заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с ч. 6 ст. 24 Закона о закупках заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации путем проведения аукционов.
Согласно ч. 7 ст. 24 Закона о закупках Заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, не включенных в перечни, предусмотренные ч. 6 ст. 24 Закона о закупках, путем проведения аукционов.
Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок, которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) утвержден распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок, которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)".
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о закупках, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Закона о закупках, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В силу с п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в аукционной документации.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса для закупки N 0356500003323000181 объектом закупки является оказание услуг по проведению лабораторных исследований для нужд ГБУЗ ПК "ГКБ им. М.А. Тверье". Описание объекта закупки указано в приложении.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 43 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о закупках.
Согласно ч. 4 ст. 32 Закона о закупках в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о закупках предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о закупках предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч. 5 ст. 32 Закона о закупках сумма величин значимости всех используемых критериев составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона о закупках, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона о закупках.
Частью 8 ст. 32 Закона о закупках предусмотрено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п. 1 и 2 ч. 1 ст.32 Закона о закупках.
Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП РФ N 2604).
В п. 1 ПП РФ N 2604 установлено, что настоящие положение устанавливает порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - закупка, заявки), предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, согласно приложению N 1.
Согласно п. 3 ПП РФ N 2604 для оценки заявок в соответствии с ПП РФ N 2604 применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно п. 5 ПП РФ N 2604 при проведении конкурсов:
а) с учетом ПП РФ N 2604 применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный пп "а" п. 3 ПП РФ N 2604;
б) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "а" и "б" п. 3 ПП РФ N 2604, могут не применяться при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы);
в) значимость критерия оценки определяется с учетом ПП РФ N 2604 и предельных величин значимости критериев оценки согласно приложению N 2;
г) величина значимости критерия оценки, предусмотренного подпунктом "б" п. 3 ПП РФ N 2604, не должна превышать величину значимости критерия оценки, указанного в пп. "а" п. 3 ПП РФ N 2604;
д) сумма величин значимости критериев оценки составляет 100 процентов;
е) документ, предусмотренный приложением N 1 к ПП РФ N 2604, формируется в соответствии с требованиями ПП РФ N 2604.
В соответствии с пп. "а" п. 8 ПП РФ N 2604 В случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным пп. "в" и "г" п. 3 ПП РФ N 2604 применяются детализирующие показатели.
В силу п. 24 ПП РФ N 2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено ПП РФ N 2604, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с п. 27 ПП РФ N 2604 в случае применения показателя оценки, указанного в пп. "б" п. 24 ПП РФ N 2604, документом, предусмотренным приложением N 1 к ПП РФ N 2604, устанавливаются:
а) перечень оборудования и других материальных ресурсов, оцениваемых по показателю, предусмотренному пп. "б" п. 24 ПП РФ N 2604, и необходимых для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих документов, подтверждающих наличие оборудования и других материальных ресурсов, предусмотренных перечнем, установленным в соответствии с пп. "а" п. 27 ПП РФ N 2604:
- инвентарные карточки учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 (при наличии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки);
- договоры аренды (лизинга), безвозмездного пользования, субаренды на срок исполнения контракта с приложением актов, подтверждающих наличие у участника закупки оборудования и других материальных ресурсов (при отсутствии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки);
- выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая право собственности на объект недвижимого имущества, выданная не ранее чем за 90 дней до дня окончания срока подачи заявок (при наличии объекта недвижимого имущества в собственности участника закупки);
- договор аренды объекта недвижимого имущества на срок исполнения контракта, зарегистрированного в установленном порядке (если предусмотрено законодательством), с приложением акта передачи арендованного объекта недвижимого имущества от арендодателя участнику закупки (арендатору) или выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая право аренды на объект недвижимого имущества и выданная не ранее чем за 90 дней до дня окончания срока подачи заявок (при наличии объекта недвижимого имущества у участника закупки на праве аренды);
- иные документы, подтверждающие нахождение у участника закупки в течение срока исполнения контракта объекта недвижимого имущества на ином законном основании (при наличии объекта недвижимого имущества у участника закупки на ином законном основании);
в) к оценке принимаются документы, предусмотренные пп. "б" п. 27 ПП РФ N 2604, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Согласно п. 28 ПП РФ N 2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп. "в" п. 24 ПП РФ N 2604:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным пп. "а" п. 28 ПП РФ N 2604, осуществляется в порядке, установленном п. 20 и 21 ПП РФ N 2604, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к ПП РФ N 2604:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим пп. "в" п. 28 ПП РФ N 2604, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о закупках;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим пп. "в" п. 28 ПП РФ N 2604, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных пп. "д" п. 31, пп. "г" п. 32 и пп. "г" п. 33 ПП РФ N 2604. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
1. Относительно третьего довода жалобы Комиссия отмечает следующее.
Комиссией установлено, что довод Заявителя сводится к обжалованию порядка определения Заказчиком начальной максимальной цены контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок осуществляется контроль в сфере закупок за исключением контроля, предусмотренного ч. 5, 8 и 10 ст. 99 Закона о закупках.
Согласно п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о закупках органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного ч. 10 ст. 99 Закона о закупках) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
В силу п. 2 ч. 9 ст. 99 Закона о закупках контроль в сфере закупок в соответствии с ч. 8 ст. 99 Закона о закупках осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.
Исходя из совокупности изложенного, у Комиссии отсутствуют полномочия для рассмотрения доводов жалобы относительно формирования начальной (максимальной) цены контракта.
2. Относительно восьмого довода жалобы Комиссия отмечает следующее.
Как было указано выше, в соответствии с извещением о проведении открытого конкурса для закупки N 0356500003323000181 объектом закупки является оказание услуг по проведению лабораторных исследований для нужд ГБУЗ ПК "ГКБ им. М.А. Тверье". Данные услуги соответствуют коду ОКПД2 86.90.15.000.
Определение кода ОКПД2 для товара (работы, услуги) и способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется Заказчиком самостоятельно для каждой конкретной закупки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2019 г. N 1279 "Об установлении порядка формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, особенностей включения информации в такие планы-графики и требований к форме планов-графиков закупок и о признании утратившими силу отдельных решений Правительства Российской Федерации".
Выбранный Заказчиком код ОКПД2 86.90.15.000 не включен в Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок, которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р.
Таким образом, при выборе способа определения поставщика Заказчик руководствовался правом самостоятельно выбрать способа определения поставщика, в данном случае, открытый конкурс в электронной форме. Довод признан необоснованным.
3. Относительно первого, второго, четвертого, пятого и шестого довода жалобы Комиссия отмечает следующее.
Согласно п. 1.4. Технического задания передача биологического материала на исследование осуществляется по заявке Заказчика ежедневно (за исключением выходных и праздничных дней) 3 (три) раза в день: 10:00, 13:00, 18:00. Также в п. 1.6.4 Технического задания указано, что в случае необходимости проведения экстренных лабораторных исследований (в режиме "CITO"), назначенных по жизненным показателям при угрозе жизни пациента (согласно ГОСТ Р 53079.3-2008), прием биологического материала осуществляется Исполнителем согласно требованиям действующих норм, правил, стандартов по оказанию экстренной медицинской помощи. Выполнение и выдачу результатов в случае необходимости проведения неотложных (срочных) исследований производить в срок не более 3 часов с момента взятия образца биологического материала от пациента, согласно перечня исследований.
Перечень исследований указан в Техническом задании и содержит указание на наименование лабораторного исследования, характеристики метода лабораторного исследования, а также срок проведения лабораторных исследований с момента передачи биоматериала Исполнителю.
Комиссия отмечает, что положения п. 1.4. Технического задания регламентируют время передачи биологического материала по заявкам Заказчика. Вместе с тем, в случае необходимости выполнения неотложного исследования такая заявка формируется в соответствии с п. 1.6.4 Технического задания Заказчиком самостоятельно с указанием типа исследования. Так, пункт 30, 59 Перечня исследований содержат указание на возможность выполнения таких исследований в срок не более 3 часов, то есть как неотложное.
Относительно требования Технического задания об оказании услуг в соответствии с установленными методами лабораторных исследований, а также выполнения в рамках лабораторного исследования исследования кислотно-основного состояния и газов крови (КЩС) Комиссия отмечает, что как указал представитель Заказчика в пояснениях данное требование исключает применение Исполнителем разных методов исследования одного и того же вида исследования в ходе исполнения контракта, что позволит врачам наблюдать результаты анализов пациентов в динамике. Методы исследования, указанные Заказчиком в Техническом задании соответствуют общепринятым методам в Российской Федерации, установленные нормативно-технической документацией и Международной федерацией клинической химии и лабораторной медицины. При исследовании кислотно-основного состояния и газов крови (КЩС) возможна транспортировка биоматериала с использованием данного изделия медицинского назначения, при надлежащем соблюдении сроков и условий транспортировки.
В данном случае, выполнением лабораторных исследований в соответствии с определенным методом исследования, указанным в Техническом задании, а также лабораторное исследование кислотно-основного состояния и газов крови (КЩС) является потребностью Заказчика, а также исходя из деятельности Заказчика как медицинского учреждения, выполняющего функции по оказанию медицинской помощи гражданам. Заявителем в материалы жалобы не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность данного довода жалобы.
В части объединения в один лот функционально и технологически не связанных услуги (исследований) Комиссия отмечает, что в данном случае, указанные исследования технологически и функционально взаимосвязаны, в том числе имеют схожий код ОКПД2. Кроме того, согласно п. 2 правил проведения клинических лабораторных исследований, являющихся приложением N 1 к Правилам проведения лабораторных исследований, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 мая 2021 г. N 464н клинические лабораторные исследования включают в себя следующие виды: химико-микроскопические, гематологические, цитологические, биохимические, коагулологические, иммунологические, молекулярно-генетические, химико-токсикологические.
Заявителем в материалы жалобы не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность данного довода жалобы.
4. Относительно седьмого довода жалобы Комиссия отмечает следующее.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса для закупки N 0356500003323000181 критерии оценки установлены в приложении "Порядок оценки заявок по критериям".
Так, критерием наряду с ценой контракта (значимость критерия - 40 %), является критерий "Квалификация участников закупки" (значимость критерия - 60 %) содержащий показатели "Наличие у участников закупки оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании", "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом конкурса".
В качестве детализирующего показателя к показателю "Наличие у участников закупки оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании" является:
- перечень оборудования и других материальных ресурсов, необходимых для выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки.
В качестве предмета оценки по показателю "Наличие у участников закупки оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании" принимаются следующий перечень оборудования:
1) по гематологическим исследованиям - не менее одной единицы оборудования с производительностью не менее 100 тестов в час с возможностью дифференцировки лейкоцитарной формулы по 5 субпопуляциям;
2) по исследованиям системы гемостаза (коагулологическим исследованиям) - не менее одной единицы оборудования с производительностью не менее 300 тестов в час;
3) по иммунологическим исследованиям - анализатор иммунохемилюминесцентный, автоматический не менее одной единицы оборудования с производительностью не менее 170 тестов в час;
4) по биохимическим исследованиям - не менее одной единицы оборудования с производительностью не менее 200 тестов в час с ионоселективным блоком;
5) по иммуноферментным исследованиям (ИФА) - не менее одной единицы оборудования с производительностью не менее 190 тестов в час;
6) по общеклиническому исследованию мочи - автоматический анализатор, с последующей автоматической микроскопией осадка мочи;
7) по молекулярно-генетическим исследованиям (включая молекулярно-биологические исследования методом ПЦР) - устройство для приготовления образцов нуклеиновых кислот, автоматическое (автоматизированная станция для выделения нуклеиновых кислот)- не менее одной единицы оборудования;
- амплификатор нуклеиновых кислот, лабораторный, автоматический- не менее двух единиц оборудования;
8) по бактериологическим исследованиям - анализатор культуры крови, автоматический - не менее одной единицы оборудования; анализатор бактериологический для идентификации и определения антимикробной чувствительности автоматический - не менее одной единицы оборудования; анализатор масс-спектрометрический, автоматический- не менее одной единицы оборудования.
9) для определения СОЭ - не менее одной единицы оборудования с производительностью не менее 150 тестов в час;
10) наличие резервных автоматических анализаторов по гематологическим, коагулологическим, иммунологическим, биохимическим, иммуноферментным (ИФА), по молекулярно-генетическим исследованиям (включая молекулярно-биологические исследования методом ПЦР).
В качестве детализирующего показателя к показателю "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом конкурса" является:
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
В качестве предмета оценки по детализирующему показателю "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" является наличие опыта по оказанию услуг по проведению всех следующих видов клинических лабораторных исследований: химико-микроскопические, гематологические, цитологические, биохимические, коагулологические, иммунологические, молекулярно-генетические, бактериологические, вирусологические, паразитологические, в лаборатории участника конкурса за последние 5 лет.
Показатель оценки заявок: наибольшая цена 1 (одного) из исполненных участником закупки договоров (контрактов) по проведению всех следующих видов клинических лабораторных исследований: химико-микроскопические, гематологические, цитологические, биохимические, коагулологические, иммунологические, молекулярно-генетические, бактериологические, вирусологические, паразитологические, (включая молекулярно-биологические исследования методом ПЦР), в лаборатории участника конкурса за последние 5 лет.
Информация о Контракте должна быть опубликована в Реестре контрактов, заключенных заказчиками на официальном сайте Единой информационной системы (далее реестр контрактов) и/или Реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки на официальном сайте Единой информационной системы (далее реестр договоров): http://zakupki.gov.ru/ (далее - ЕИС).
Документами, подтверждающими наличие опыта являются в совокупности:
1. Копия 1 (одного) из исполненных участником закупки договоров (контрактов) с наибольшей ценой (в полном объеме и со всеми приложениями).
2. Информация о реестровом номере контракта в Реестре контрактов/договоров
3. Копии акта (актов) оказанных услуг
4. К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о закупках.
Закон о закупах позволяет заказчику самостоятельно разрабатывать извещение о закупке и определять содержание нестоимостного критерия оценки исходя из своих потребностей, но в рамках законодательства о контрактной системе.
Проанализировав положения извещения об осуществления закупки, приложения к нему Комиссия считает, что порядок рассмотрения и оценки заявок установлен Заказчиком с учетом требований Закона о закупках и не противоречат ПП РФ N 2604. Установленные Заказчиком критерии и порядок оценки конкурсных заявок не препятствуют участию в конкурсе, не создают преимуществ конкретному участнику, а направлены на определение победителя данного конкурса, который наиболее соответствует потребностям заказчика при оказании услуг по предмету закупки исходя из конкурсных предложений участников закупки.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Медси-Пермь" на действия ГБУЗ ПК "Городская клиническая больница им. М.А. Тверье" при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по проведению лабораторных исследований для нужд ГБУЗ ПК "ГКБ им. М.А. Тверье" (изв.N 0356500003323000181) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 29 мая 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.06.2023