Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение ГБУЗ ПК "Городская клиническая больница N 2 им. Ф.Х. Граля (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "Стройтехнология" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта на поставку хозяйственных товаров (унитаз) (изв. N 0356300059123000182),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356300059123000182 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку хозяйственных товаров (унитаз).
Начальная (максимальная) цена контракта - 19 734,68 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России (исх. N 5349/23 от 30.05.2023 г.) рассмотрение обращения было назначено на 01.06.2023 в 14:30 ч.
Резолютивная часть решения оглашена 01.06.2023 в 14:30 ч. в присутствии представителя ООО "Стройтехнология" - Еремеевой Т.С. (на основании доверенности), представителя ГБУЗ ПК "Городская клиническая больница N 2 им. Ф.Х. Граля - Южакова Д.А. (на основании доверенности).
Заслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) установлено следующее.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.05.2023 NИЭА1 победителем закупки было признано ООО "Стройтехнология" с предложением о цене контракта - 19 043,99 руб.
Снижение НМЦК составило - 3,5 %.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона о закупках по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно ч. 3 ст. 51 Закона о закупках не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с ч.2 ст. 51 Закона о закупках проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных ст. 37 Закона о закупках, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о закупках, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона о закупках;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном п. 1 ч. 17.2 ст. 95 Закона о закупках.
В соответствии с ч. 5 ст. 51 Закона о закупках не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с п. 2 или 3 ч. 4 ст. 51 Закона о закупках, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о закупках. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного ч. 1 ст. 51 Закона о закупках). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.
Согласно ч. 6 ст. 51 Закона о закупках в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного п. 3 ч. 3 ст. 51 Закона о закупках, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный ч. 3 ст. 51 Закона о закупках, не выполнены требования п.3 ч. 3 ст. 51 Закона о закупках) и ч. 5 ст. 51 Закона о закупках:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных ч. 3 и 5 ст. 51 Закона о закупках:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного пп. "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с пп. "а" п. 2 ст. 51 Закона о закупках протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
В ч. 4 ст. 96 Закона о закупках установлено, что контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 5 ст. 96 Закона о закупках, в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о закупках Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В извещении о проведении электронного аукциона, Заказчиком установлено, что обеспечение исполнения контракта составляет 10.00% руб.
Обеспечение исполнения контракта предоставляется в порядке, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 96 Федерального закона N 44-ФЗ. Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона N 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
19.05.2023 г. - Заказчик разместил в единой информационной системе (далее - ЕИС) проект контракта.
22.05.2023 г. - от электронной площадки http://www.sberbank-ast.ru получен документ "Протокол разногласий" от 22.05.2023 г.
24.05.2023 г. - Заказчик разместил в единой информационной системе (далее - ЕИС) доработанный проект контракта.
В регламентированный Законом о закупках срок (до 25.05.2023 г. включительно) ООО "Стройтехнология" проект Контракта не подписало.
29.05.2023 г. - Заказчиком был составлен и размещен в ЕИС протокол признания ООО "Стройтехнология" уклонившимся от заключения контракта, то есть с нарушением сроков, установленных в подпункте "а" п. 2 ч. 6 ст. 51 Закона о закупках.
29.05.2023 г. - сведения об уклонении ООО "Стройтехнология" были направлены в Пермское УФАС России.
В письменных пояснениях представитель ООО "Стройтехнология" указало следующее.
ООО "Стройтехнология" допустило нарушение регламентированного законом срока подписания проекта контракта, в связи с тем, что ответственный сотрудник упустил факт направления доработанного проекта контракта Поставщику на подписание.
Контроль за сроками закупочных процедур в ООО "Стройтехнология" до 26.05.2023 г. осуществлял главный бухгалтер "ФИО" (26.05.2023 г. - крайний рабочий день главного бухгалтера "ФИО" в ООО "Стройтехнология"). В связи с большим объемом работы, связанной с оформлением дел для передачи, сотрудник запутался в датах и считал, что срок для подписания контракта не может быть ранее первоначально установленного регламентированного срока подписания контракта или направления протокола разногласий, установленного в карточке контракта.
В качестве подтверждения данного факта в адрес Комиссии направлены: копия заявления об увольнении по собственному желанию от 12.05.2023 г. от главного бухгалтера "ФИО", копия приказа о прекращении трудового договора с работником от 26.05.2023 г., копия должностной инструкции главного бухгалтера.
В соответствии с п. 2.17 представленной должностной инструкции в обязанности главного бухгалтера входит осуществление контроля сроков подписания договоров.
Общество направило в адрес Комиссии копию платежного поручения N 388 от 26.05.2023 г. на сумму 1904,40 руб.
В качестве подтверждения сбоев в работе электричества, Общество представило копию объявления от управляющей компании ЭКВО о том, что 25.05.2023 г. с 10:00 до 20:00 будет произведено отключение электричества в офисных помещениях по адресу: г. Пермь, ул. Семченко, д. 9 для устранения аварии на внутренних сетях электроснабжения.
Комиссия отмечает, что Обществом в целях исполнения обязательств по Контракту был приобретен необходимый товар, что подтверждается универсальным передаточными актом от 19.05.2023 г., а также приложенными к пояснениям фотографиями приобретенного товара.
Кроме того, Общество обращалось в адрес Заказчика с письмом (исх. N 26/05 от 26.05.2023 г.), в котором сообщило о сложившейся ситуации.
Следовательно, ООО "Стройтехнология" предпринимало действия для подписания и добросовестного исполнения обязательств по Контракту.
Заказчик в ходе рассмотрения обращения пояснил, что не настаивает на включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО "Стройтехнология".
Также Комиссия отмечает, что ООО "Стройтехнология" за 2022 г. исполнило 24 Контракта. Следовательно, ООО "Стройтехнология" добросовестно исполняет взятые на себя обязательства и имеет положительную репутацию.
Комиссия отмечает, что при принятии решения о включении победителя закупки в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не ограничивается формальной констатацией, а в рамках выполнения возложенной на него функции выясняет все обстоятельства, определяет вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решает вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение.
С учетом конкретных обстоятельств дела Комиссия полагает, что в действиях Общества отсутствовало недобросовестное поведение или злонамеренное уклонение от заключения контракта.
При изложенных обстоятельствах Комиссия полагает, что действия и воля ООО "Стройтехнология" не были направлены на уклонение от заключения контракта. Также Комиссия отмечает, что установленные обстоятельства по делу не являются достаточным основанием для включения лица в реестр недобросовестных поставщиков. Доказательства недобросовестного поведения в материалах дела отсутствуют.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность победителя закупки, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, а также обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу, что физическим лицом не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности участника закупки, и, как следствие, сведения об ООО "Стройтехнология" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Не включать сведения об ООО "Стройтехнология" в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения подпункта "а" п. 2 ч. 6 ст. 51 Закона о закупках.
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы настоящего обращения должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 1 июня 2023 г. N РНП-59-164
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.06.2023