Комиссия Красноярского УФАС России в составе: Председатель - ВрИО заместителя руководителя - начальника аналитического отдела, начальник контрольного отдела А.А. Кириллова, заместитель начальника отдела М.А. Грицай, главный специалист-эксперт О.П. Чупрунова, рассмотрев жалобу ООО "ЗСТ" на действия заказчика - Служба по ветеринарному надзору Красноярского края, уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края (далее -уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путём проведения электронного аукциона ЭА-N-7773/23 "Поставка автомобиля для нужд краевого учреждения ветеринарии в 2023 году", размещенного на электронной торговой площадке ООО ЭТП ГПБ Газпромбанк (далее - оператор электронной площадки), номер извещения N 0119200000123007420, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "ЗСТ" на действия заказчика, уполномоченного органа при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путём проведения электронного аукциона ЭА-N-7773/23 "Поставка автомобиля для нужд краевого учреждения ветеринарии в 2023 году", номер извещения N 0119200000123007420.
Существо жалобы: составление извещения с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба поступила в адрес Красноярского УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствует требованиям части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем, подлежит принятию к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, аукционной комиссии и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы по существу состоялось 23.05.2023 в присутствии представителя подателя жалобы, представителя уполномоченного органа, должным образом подтвердивших свои полномочия.
В заседании Комиссии был объявлен перерыв до 24.05.2023, после перерыва рассмотрение состоялось в том же составе в присутствии представителей заказчика.
Из содержания жалобы следует, что описание объекта закупки составлено таким образом, в части указания габаритов необходимого к поставке транспортного средства, что ни одно транспортное средство не будет соответствовать потребности заказчика.
Представители заказчика, представитель уполномоченного органа с доводами жалобы не согласны, представили свои возражения.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проанализировав нормы позитивного права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона ЭА-N-7773/23 "Поставка автомобиля для нужд краевого учреждения ветеринарии в 2023 году".
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления N616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (Перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд).
Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ N616 указанные в пунктах 1 и 2 настоящего постановления запреты не применяются в случае отсутствия на территории Российской Федерации производства промышленного товара в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, - наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого с использованием государственной информационной системы промышленности в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации либо наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, сведения о поставке которого отнесены к государственной тайне, выдаваемого в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Пунктом 11 Постановления Правительства N616 установлено, что при размещении информации о проведении процедуры закупки промышленного товара в порядке, установленном Законом о контрактной системе, указываются характеристики промышленного товара, идентичные характеристикам, представленным заказчиком в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации для получения разрешения, предусмотренного подпунктом "а" пункта 3 указанного постановления.
Таким образом, если на территории РФ отсутствует производство промышленного товара, который входит в перечень товаров, предусмотренный Постановлением Правительства РФ N616, то в таком случае заказчиком получается разрешение от Министерства промышленности и торговли Российской Федерации на закупку такого товара без применения указанного постановления, но с указанием в описании объекта закупки характеристик, изложенных в заявлении на получение соответствующего разрешения.
Из содержания извещения, описания объекта закупки, следует, что к поставке необходим товар "Автомобиль специализированный рефрижератор для перевозки туш на базе ГАЗ 3302", обладающий в том числе следующими габаритами:
- грузоподъемность - не менее 1 т
-внутренние размеры кузова: длина - не менее 3200 мм, ширина не менее 2180 мм, высота - не менее 2200 мм.
Из пояснений заказчика следует, что данные габариты были указаны исходя из цели приобретения транспортного средства, имеющего максимально возможную грузоподъемность в сочетании с малыми габаритами транспортного средства, поскольку необходимо обеспечить большой объем перевозки грузов посредством небольшого количество рейсов для перевозки такого груза, при этом за счет малых габаритов транспортного средства ГАЗ 3302, по сравнению с базой шасси КАМАЗов, снижаются издержки на обслуживание транспортного средства.
С целью удовлетворения своей потребности заказчиком перед формированием описания объекта закупки были направлены запросы коммерческих предложений, на которые получены ответы от трех хозяйствующих субъектов о возможности поставки транспортного средства на базе ГАЗ 3302 с характеристиками, необходимыми заказчику.
Ввиду того, что код ОКПД2 - 29.10.59.390 закупаемого заказчиком транспортного средства подпадает под перечень товаров, установленный Постановлением Правительства РФ N616, однако на территории РФ отсутствует производство такого товара, которое подтверждается наличием разрешения, выданного в установленном порядке Министерством промышленности и торговли РФ (далее - Минпромторг), заказчиком направлено заявление на получение разрешения не устанавливать при проведении закупки запрет на допуск иностранных товаров, регламентированный Постановлением Правительства РФ N616.
В адрес Комиссии заказчиком представлено полученное от Минпромторга разрешение на проведение закупки без применения Постановления Правительства N616 с целью приобретения транспортного средства, имеющего характеристики, изложенные в описании объекта закупки. При этом в документах, направленных для получения такого разрешения указано, что производителем транспортного средства с такими характеристиками является ООО Инжиниринго-маркетинговая фирма "Спецавтомаш", поставщиком на российском рынке ООО "Спецавтотехника".
Кроме того, в разрешении, выданном заказчику Минпромторгом указано, что при размещении информации о проведении процедур по закупке товара в порядке Закона о контрактной системе необходимо указывать технические характеристики товара, идентичные техническим характеристикам товара, содержащимся в заявлении, что коллелируется с требованиями пункта 1.1 Постановления Правительства N616, что и было сделано заказчиком при поведении анализируемой закупки.
Учитывая, что уполномоченным органом - Минпромторгом согласовано использование обжалуемых подателем жалобы характеристик транспортного средства при проведении закупки, также наличие трех коммерческих предложений от разных хозяйствующих субъектов с указанием возможности поставки такого транспортного средства и наличие заявки иного хозяйствующего субъекта, готового поставить такое транспортное средство, Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушений статьи 42 Закона о контрактной системе. Кроме того подателем жалобы не представлено достоверных доказательств о невозможности производства и поставки транспортного средства, требуемого заказчику.
Комиссия дополнительно отмечает, что в данном случае заказчик несет риск неудовлетворения потребности и если предложенный к поставке товар не будет соответствовать его потребности, в силу требований части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик несет обязанность по расторжению контракта в одностороннем порядке и направлению обращения о включении сведений о недобросовестном участнике контрактной системы в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, в результате рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "ЗСТ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
А.А. Кириллова |
|
|
Члены Комиссии: |
М.А. Грицай |
|
|
|
О.П. Чупрунова |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 24 мая 2023 г. N 024/06/106-1383/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.05.2023