Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
с участием представителя Филиала "Центр изучения, использования и охраны водных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания"
в отсутствие представителя ИП П надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ИП П на действия государственного заказчика - Филиала "Центр изучения, использования и охраны водных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания" далее - Филиал "Центрводресурсы РСО-Алания", Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме N0310400000923000019 по поставке геотекстиля для выполнения капитального ремонта берегоукрепительного сооружения "Защита с. Исламей от боковой эрозии р. Баксан, Кабардино-Балкарская Республика (II очередь)"(далее - Запрос котировок),
УСТАНОВИЛА:
22 мая 2023 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ИП П на действия Филиала "Центрводресурсы РСО-Алания" при проведении Запроса котировок.
Заявитель в своей жалобе указал, что в нарушении пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки используется указание на товарный знак "Геотекс" 200 (430) С(110х4.3), без сопровождение такого указания словами "или эквивалент". Заказчик не обосновал необходимость использовать конкретной марки товара.
Кроме того, Заявитель считает, что в нарушении части 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. N 145), Заказчиком не применена информация, включенная в позицию каталога товаров, работ, услуг. При этом при планировании закупки Заказчиком неправильно определен ОКПД2 продукции. Заказчик установил код позиции товара, как 23.99.12.110 "Материалы рулонные кровельные и гидроизоляционные". Геотекстиль не является кровельным и гидроизоляционным материалом. Для материала "геотекстиль" используется позиция КТРУ 13.95.10.000-00000002 "Материалы нетканые и изделия из них (кроме одежды)".
Не согласившись с доводами жалобы Филиал "Центрводресурсы РСО-Алания" представило в материалы дела письменные возражения.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1.15 мая 2023 года в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) Филиалом "Центрводресурсы РСО-Алания", было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме N0310400000923000019 по поставке геотекстиля для выполнения капитального ремонта берегоукрепительного сооружения "Защита с. Исламей от боковой эрозии р. Баксан, Кабардино-Балкарская Республика (II очередь)" (далее - Извещение, Аукцион), в том числе описание объекта закупки, и техническое задание (далее -ТЗ).
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
При этом, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Установлено, что объектом рассматриваемой закупки является поставка георешетки для выполнения капитального ремонта берегоукрепительного сооружения "Защита с. Исламей от боковой эррозии р. Баксан, Кабардино-Балкарская Республика.
В ТЗ Заказчиком установлено, что к поставке подлежит товар - геотекстиль со следующими характеристиками: торговая марка - "Геотекс" 200 (430) С(110х4,3).
Таким образом, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик в приложении к Извещению "Описание объекта закупки", указал товарные знаки без обоснования необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, а также без сопровождения словами "или эквивалент".
Действия должностного лица, государственного заказчика - Филиала "Центрводресурсы РСО-Алания", выразившиеся при формировании технической части извещения о проведении закупочной процедуры, что в свою очередь содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, в том числе, должно содержать наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе КТРУ, а также правила использования КТРУ устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 утверждены Правила формирования и ведения в ЕИС КТРУ (далее - Правила формирования и ведения КТРУ) и Правила использования КТРУ.
Пунктом 2 Правил использования КТРУ установлено, что КТРУ используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
- извещении об осуществлении закупки;
- приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
- документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке);
- контракте;
- реестре контрактов, заключенных заказчиками;
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ установлено, что в позицию КТРУ включается следующая информация:
б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);
г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;
е) дата включения в каталог позиции;
ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;
з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости).
Заказчиком в Извещении о проведении Запроса котировок установлен код позиции ОКПД2 23.99.12.110 - "Материалы рулонные кровельные и гидроизоляционные".
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что геотекстиль не является гидроизоляционным материалом, и что к нему применима позиция ОКПД2 ОК 034-2014 (КПЕС 2008) 13.9- "изделия текстильные прочие", которое попадает под действие запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с положениями постановления Правительства N616.
При этом, частью 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
С учетом изложенного Комиссия приходит к выводу о соответствии описания объекта закупки требованиям Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1.Признать частично обоснованной жалобу ИП П на действия государственного заказчика - Филиала "Центрводресурсы РСО-Алания" при проведении запроса котировок в электронной форме N0310400000923000019 по поставке геотекстиля для выполнения капитального ремонта берегоукрепительного сооружения "Защита с. Исламей от боковой эрозии р. Баксан, Кабардино-Балкарская Республика (II очередь)".
2. Признать Филиал "Центрводресурсы РСО-Алания" нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать государственному заказчику - Филиалу "Центрводресурсы РСО-Алания" предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела NА109-05/23 от 29.05.2023 года в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностного лица Филиала "Центрводресурсы РСО-Алания" виновного в совершении выявленного нарушения, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 29 мая 2023 г. N А109-05/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.06.2023