Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок в составе:
Председателя:
Кобякова В.А. - врио заместителя руководителя управления;
Членов Комиссии:
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
с участием представителей (средствами видеоконференцсвязи):
от заказчика - МКОУ "Заковряшинская средняя общеобразовательная школа" Крутихинского района Алтайского края - Рязановой Татьяны Николаевны,
индивидуальном предпринимателе Федотове Романе Сергеевиче - присутствует лично,
в присутствии Федотовой Евгении Александровны,
от союза "Саморегулируемая организация "Дорожники и строители Алтая" - Максимов Андрей Владимирович (руководитель),
при проведении внеплановой документарной проверки по обращению заказчика - МКОУ "Заковряшинская средняя общеобразовательная школа" Крутихинского района Алтайского края о включении сведений об индивидуальном предпринимателе Федотове Романе Сергеевиче в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения муниципального контракта N 08172000003230012340001 от 10.03.2023 г., заключенного по итогам закупки N 0817200000323001234 "Капитальный ремонт здания МКОУ "Заковряшинская СОШ", расположенного по адресу: Алтайский край, Крутихинский район, с. Заковряшино, ул. Воронежская, 40", согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
23 мая 2023 года в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение заказчика - МКОУ "Заковряшинская средняя общеобразовательная школа" Крутихинского района Алтайского края о включении сведений об индивидуальном предпринимателе Федотове Романе Сергеевиче в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения муниципального контракта N 08172000003230012340001 от 10.03.2023 г., заключенного по итогам закупки N 0817200000323001234 "Капитальный ремонт здания МКОУ "Заковряшинская СОШ", расположенного по адресу: Алтайский край, Крутихинский район, с. Заковряшино, ул. Воронежская, 40".
Представитель заказчика указал, что подрядчик нарушил сроки выполнения работ, в связи с чем стало очевидно, что выполнение работ в срок станет невозможным. Кроме того, подрядчик вывез материалы и оборудование со строительной площадки и принял односторонний отказ от исполнения контракта, что однозначно свидетельствует о его нежелании продолжать выполнение работ.
Индивидуальный предприниматель против удовлетворения заявления возражает. Указал, что работы выполнялись в соответствии с графиком. В частности, работы по демонтажу были выполнены, приняты и оплачены заказчиком. Однако, по мере выполнения работ стали очевидны недостатки проектной документации, о которых подрядчик уведомил заказчика и предложил внести соответствующие изменения. Поскольку заказчик от внесения изменений отказался, подрядчик был вынужден приостановить работы до разрешения технических вопросов, о чем заказчик был уведомлен в установленном порядке, а также была сделана запись в журнале проведения работ. Дальнейшее проведение работ в соответствии с имеющейся документацией индивидуальный предприниматель считает невозможным по техническим причинам. Кроме того, представил сведения о контрактах, заключенных им по итогам закупок, и исполненных без замечаний.
Представитель союза "Саморегулируемая организация "Дорожники и строители Алтая" пояснил, что индивидуальный предприниматель является членом саморегулируемой организации и обратился для разъяснения вопросов, возникших в процессе исполнения контракта. Указал, что первоначально здание школы имело плоскую крышу, впоследствии на здании воздвигли крышу шатровую, без проведения дополнительных строительных изменений, что было выяснено в процессе демонтажа. Сооружение новой шатровой крыши без уточнения проектной документации приведет к нарушению строительных норм и правил.
Представитель заказчика - директор школы указала, что еще до ее вступления в должность крыша школы действительно была плоской, затем была возведена шатровая крыша, однако она не может точно сказать, в каком году.
Заслушав представителей, исследовав материалы дела, Комиссия УФАС по Алтайскому краю пришла к следующим выводам.
10 февраля 2023 года в единой информационной системе было размещено извещение об осуществлении закупки N 0817200000323001234 "Капитальный ремонт здания МКОУ "Заковряшинская СОШ", расположенного по адресу: Алтайский край, Крутихинский район, с. Заковряшино, ул. Воронежская, 40". Начальная (максимальная) цена контракта - 35 811 321 руб. 26 коп.
Согласно протокола подведения итогов электронного аукциона от 27.02.2023 г., на участие в закупке было подано 7 заявок. Победителем был признан участник закупки идентификационный N 113575080, с ценовым предложением 2 6142 264,50 руб. Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 27,0 %.
10 марта 2023 года по итогам закупки N 0817200000323001234 между МКОУ "Заковряшинская средняя общеобразовательная школа" Крутихинского района Алтайского края и индивидуальным предпринимателем Федотовым Романом Сергеевичме был заключен муниципальный контракт N 08172000003230012340001, по условиям которого подрядчик обязуется собственными и (или) привлеченными силами своевременно выполнить работы по капитальному ремонту здания МКОУ "Заковряшинская СОШ", расположенного по адресу: Алтайский край, Крутихинский район, с. Заковряшино, ул. Воронежская, 40 в соответствии с проектной документацией (Приложение N1 к Контракту), в сроки, указанные в контракте, и сдать результат работы заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Состав и объем работы определяется приложением: "Проектная документация" (Приложение N1), "Смета контракта" (Приложение N2). 14 марта и 07 апреля 2023 года к контрактам были заключены дополнительные соглашения.
Согласно разделу 5 контракта, подрядчик приступает к выполнению работ с момента подписания контракта сторонами. Срок, до истечения которого должен быть передан результат работ - не позднее 25 августа 2023 года. Сроки выполнения отдельных этапов работ определяются Графиком выполнения работ. В частности, демонтаж покрытия и конструкций кровли с изоляцией перекрытия должен быть выполнен не позднее 01.08.2023 г.
Исходя из представленных материалов, подрядчик своевременно приступил к выполнению работ. А также уведомлял заказчика о возникающих в процессе вопросах.
В частности, письмом от 29.03.2023ш. (исх. N 12) подрядчик просил предоставить ему схему кровли здания школы.
Письмом от 04.04.2023 г. (исх. N 15) подрядчик просил произвести 05.04.2023 г. приемку выполненных работ - демонтажных работ по локальной смете ЛС-02-01-01.
В письме от 04.04.2023ш. (исх. N 17) подрядчик уведомил, что дальнейшие работы по монтажу кровли приостановлены до момента получения от заказчика документации для дальнейшего продолжения работ: "начиная с 15 марта от организации, осуществляющей строительный обзор на объекте, были представлены и направлены на согласование и утверждение подрядчику и заказчику схемы и доп. смета на устройство ж/б пояса, который напрямую затрагивает конструктив кровли, нагрузки на несущие конструкции здания. И не может быть выполнен подрядной организацией без дополнительного прохождения государственной экспертизы. На сегодняшний день подтверждения и разрешения на устройство данной конструкции заказчиком не представлено".
Письмом от 10.04.2023 г. подрядчик вновь уведомил заказчика о необходимости согласования и проведения дополнительных работ.
По пояснению индивидуального предпринимателя, заказчик дополнительные работы не согласовал.
По акту о приемке выполненных работ N 1 15 мая 2023 года заказчик принял работы на сумму 971 822 руб. 22 коп. Работы были оплачены платежным поручением от 19.05.2023 г. N 720149.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктами 12.1 и 12.2 расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа от исполнения контракта.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по следующим основаниям:
подрядчик не приступает своевременно к исполнению контракта или выполняет работы настолько медленно, что завершение работы к установленному в контракте сроку становится явно невозможным;
во время выполнения работы стало очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, и подрядчик не устранил недостатки в назначенный срок после получения требования об их устранении от заказчика;
отступления в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми;
отсутствие у подрядчика (субподрядчика, соисполнителя) лицензии на осуществление деятельности или членства в саморегулируемой организации, необходимых для исполнения обязательства по контракту;
по иным снованиям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Поскольку заказчик пришел к выводу, что подрядчик не соблюдает сроки выполнения отдельных видов работ, 27 апреля 2023 года заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 08172000003230012340001 от 10.03.2023 г. Указанное решение было размещено в единой информационной системе.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Следовательно, решение заказчика об одностороннем отказе вступило в силу 11 мая 2023 года.
Согласно части 3 статьи 716 Гражданского кодекса РФ если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.
Поскольку подрядчик пришел к выводу о расхождении сметной документации с фактическим состоянием объекта, необходимостью внесения изменений в сметную документацию и отсутствием согласия заказчика на внесение изменений, 27 апреля 2023 года подрядчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 08172000003230012340001 от 10.03.2023 г. Указанное решение было размещено в единой информационной системе и вступило в силу 11 мая 2023 года.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Вместе с тем, по смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, о добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Согласно подпункта "а" пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случае, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссии были представлены копия журнала ведения строительных работ и акт о приемке выполненных работ N 1, а также платежное поручение об оплате принятых заказчиком работ, свидетельствующие об объемах проделанной подрядчиком работы. Из вышеназванного журнала следует, что лицо, осуществляющее технический надзор, не имело замечаний к подрядчику. Кроме того, материалы проверки и пояснения подрядчика и представителя саморегулируемой организации в области строительства свидетельствуют об отсутствии технической возможности продолжения работ на основании документации, приложенной к контракту.
На основании изложенного, Комиссия не находит оснований для включения информации об индивидуальном предпринимателе Федотове Романе Сергеевиче в реестр недобросовестных поставщиков в связи тем, что из материалов дела невозможно однозначно сделать вывод о недобросовестном поведении подрядчика, поскольку работы по контракту были начаты своевременно, в выполненной части приняты и оплачены заказчиком, поставщик уведомлял заказчика о возникших при выполнении контракта затруднениях и предлагал варианты разрешения ситуации. Кроме того, подрядчиком представлены сведения об исполненных им в 2021-2022 гг. без замечаний контрактах, заключенных по итогам закупок.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Не включать в реестр недобросовестных поставщиков сведения об индивидуальном предпринимателе Федотове Романе Сергеевиче.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
_____________________________ |
В.А. Кобяков |
Члены комиссии: |
_____________________________
_____________________________ |
М.Н. Кудельникова
О.В. Тетерина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 25 мая 2023 г. N РНП-22-104-Р/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2023