Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя:
Кобякова В.А. - Врио заместителя руководителя управления;
Членов Комиссии:
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Соколовой Е.С. -ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти;
с участием представителей:
от заявителя -- Сысоева Константина Владимировича не явился, извещен,
от заказчика - Администрации Родинского сельсовета Родинского района Алтайского края, Зиминой Марины Александровны,
рассмотрев жалобу Сысоева Константина Владимировича на действия заказчика при размещении извещения по закупке N 0317300119723000001 "Ремонт ул. Кооперативная и ул. Калинина в с. Родино Родинского района Алтайского края", согласно Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в единой информационной системе размещена жалоба Сысоева Константина Владимировича на действия заказчика при размещении извещения по закупке N 0317300119723000001 "Ремонт ул. Кооперативная и ул. Калинина в с. Родино Родинского района Алтайского края".
Заявитель указывает, что заказчиком не установлены дополнительные требования, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) в нарушение требований ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание.
Ко дню рассмотрения жалобы от заказчика поступили письменные объяснения, представитель указывала на то, что объектом закупки является ремонт улиц и дополнительные требования в данном случае Постановлением N 2571 не предусмотрены. Кроме того, права и законные интересы участников закупки, заявителей, иных лиц не нарушены.
Изучив представленные документы, в рамках внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам:
17.05.2023 г. в единой информационной системе было размещено извещение о проведении электронного аукциона от 17.05.2023 N 0317300119723000001.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно извещению объектом закупки является - ремонт ул. Кооперативная и ул. Калинина в с. Родино Родинского района Алтайского края.
В описании объекта закупки заказчиком указано, что заказчику требуются работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, в том числе проходящих по улицам населенных пунктов, и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов.
В заседании комиссии представитель заказчика пояснила, что необходимы работы по ремонту улиц.
Согласно пп. а) п. 2, ч. 4, пп. е). п. 1 ч. 6 Приказа Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" к комплексу работ капитального ремонта по доведению параметров ремонтируемых участков автомобильной дороги и (или) искусственных дорожных сооружений на них до значений, соответствующих ее фактической категории, включая увеличение количества полос движения, без изменения границ полосы отвода относятся следующие работы: по дорожным одеждам усиление дорожной одежды при несоответствии ее прочности транспортным нагрузкам с исправлением продольных и поперечных неровностей, укладкой выравнивающих и дополнительных слоев основания и покрытия (в том числе с армирующими, трещинопрерывающими и другими материалами), устройство более совершенных типов покрытий с использованием существующих дорожных одежд в качестве основания; перекрытие изношенных цементобетонных покрытий слоями из цементобетона или асфальтобетона.
В состав работ по содержанию автомобильных дорог входят: срезка, подсыпка, планировка и уплотнение неукрепленных обочин дренирующим грунтом толщиной до 10 см; подсыпка, планировка и уплотнение щебеночных и гравийных обочин; устранение деформаций и повреждений на укрепленных обочинах;
При этом, исходя из сметной документации, размещенной на официальном сайте ЕИС следует, что заказчику необходимы следующие виды работ: розлив вяжущих материалов (битумной эмульсии), устройство выравнивающего слоя из асфальтобетонной смеси без применения укладчиков асфальтобетона (ямочный ремонт из органоминеральной смеси), укрепление обочин щебнем. В дефектной ведомости указано состояние существующей автодороги - существующее покрытие чернощебеночное, шириной 5,5 м, существующее покрытие чернощебеночное, шириной 5,7 м.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства заказчику, требовался ремонт дорог по ул. Кооперативная и ул. Калинина в с. Родино Родинского района Алтайского края.
При этом, при формировании описания объекта закупки, извещения и иной документации на официальном сайте ЕИС необходимо в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В силу ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с п. 3 Постановления N 2571 положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом: позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Согласно п. 18 Постановления N 2571 установлены следующие дополнительные требования при осуществлении работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги: наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги; 2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги; 3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги; 4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги. Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае наличия опыта, предусмотренного пунктами 1 или 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 4 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Учитывая требования ст. 31 Закона о контрактной системе, Постановления N 2571, объект закупки - ремонт дорог по ул. Кооперативная и ул. Калинина в с. Родино Родинского района Алтайского края, начальную максимальную цену контракта - 8 262 100,00 руб., в рассматриваемом случае заказчик обязан был установить дополнительные требования в соответствии с п. 18 Постановления N 2571.
Однако в нарушение ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительные требования в соответствии с положениями Постановления N 2571 заказчиком не установлены. Доводы заявителя обоснованы.
Согласно ч. 1, п. 1, п. 2 ч. 2 ст. 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.
Подача участником закупки жалобы на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля (далее также - жалоба) в контрольный орган в сфере закупок допускается в период определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не позднее пяти дней со дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), подписания такого протокола (при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона), с учетом следующих особенностей:
1) жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). В случае внесения в соответствии с настоящим Федеральным законом изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения таких извещения, документации после внесения в них таких изменений;
2) жалоба на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, совершенные после даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке, может быть подана исключительно участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
Согласно п. 4 ст. 3 Закона о контрактной системе для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с пунктом 15 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации (далее - офшорная компания), либо юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".
Доводы жалобы заявителя сводятся к обжалованию положений извещения, документации по закупке, в связи с чем являются предметом рассмотрения без учета того, что указанный участник не принял участие в рассматриваемой закупке, вопреки доводам, изложенным в объяснении заказчика.
При рассмотрении жалобы было установлено, что на участие в закупке было подано две заявки и определен победитель.
В материалы дела не представлено доказательств наличия опыта у победителя в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе и п. 18 Постановления N 2571, в связи с чем Комиссия УФАС по Алтайскому краю приходит к выводу, что нарушение заказчиком требований ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе повлекло нарушение прав и законных интересов потенциальных участников закупки обладающих вышеназванным опытом.
Учитывая, что предписание об устранении выше указанных нарушений Закона о контрактной системе заказчику было выдано в рамках рассмотрения и принятия решения по делу N 022/06/31-565/2023, Комиссия УФАС по Алтайскому краю приходит к выводу о нецелесообразности выдачи предписания. Решение и предписание по делу N 022/06/31-565/2023 размещено на официальном сайте (http://zakupki.gov.ru) и доступно для загрузки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. признать жалобу Сысоева Константина Владимировича обоснованной;
2. признать действия заказчика, выразившиеся в нарушении требований ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе не правомерными;
3. предписание не выдавать ввиду нецелесообразности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
В.А. Кобяков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
О.В. Тетерина |
|
_____________________________ |
Е.С. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 30 мая 2023 г. N 022/06/31-566/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2023