Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
"_" - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЦЕФЕЙ" (далее - ООО "ЦЕФЕЙ", общество, заявитель) на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" и его комиссии по осуществлению закупок (далее - КУ ОО "Центр закупок в сфере здравоохранения", уполномоченное учреждение, комиссия по осуществлению закупок) при осуществлении закупки в форме совместного электронного аукциона на поставку светильника медицинского передвижного (Реестровый номер 231423) (извещение N 0852500000123001308) (далее - совместный электронный аукцион, электронный аукцион, аукцион) для нужд бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Омская центральная районная больница" и бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Исилькульская центральная районная больница" (далее при совместном упоминании - заказчики),
в отсутствие представителей заявителя и заказчиков, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы,
при участии посредством видео-конференц-связи представителя уполномоченного учреждения - "_" (доверенность N 7 от 23.12.2022)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 4559-ЭП/23 от 22.05.2023) жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок уполномоченного учреждения, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 05.05.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным учреждением было размещено извещение о проведении совместного электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 87048 руб.
Протокол подачи ценовых предложений от 17.05.2023 свидетельствует о том, что ценовые предложения были поданы тремя участниками из четырех поданных на участие в закупке заявок, лучшее ценовое предложение в размере 68259,04 руб. подано участником с идентификационным номером заявки 114232733 (порядковый номер 1, присвоенный оператором).
В соответствии с размещенным 19.05.2023 протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) электронный аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что комиссией по осуществлению закупок по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке принято решение о соответствии требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, только одной такой заявки. Комиссией по осуществлению закупок также принято решение о заключении контракта с участником, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта (ООО "Кальдера").
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений уполномоченного учреждения, проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно жалобе комиссией по осуществлению закупок неправомерно отклонена заявка общества в связи с указанием в ней недостоверных сведений о показателе предлагаемого к поставке товара.
КУ ОО "Центр закупок в сфере здравоохранения" были представлены возражения на доводы жалобы (вх. N 4687-ЭП/23 от 24.05.2023), согласно которым нарушения в действиях комиссии по осуществлению закупок при отклонении заявки ООО "ЦЕФЕЙ" отсутствуют.
В силу частей 1 и 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из данного закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 данного закона.
На основании пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 такого закона.
Объектом рассматриваемой закупки выступает поставка светильника медицинского передвижного.
В отношении приобретаемого товара согласно извещению об осуществлении закупки и описанию объекта закупки были определены код позиции КТРУ 27.40.39.110-00000002 и соответствующее указанному коду наименование "Светильник передвижной для проведения осмотра/терапевтических процедур".
В связи с тем, что в используемой позиции КТРУ отсутствует описание закупаемого товара, заказчиками для отражения в полном объеме качественных, технических и функциональных характеристик товара, которые отвечают потребностям учреждениям здравоохранения с учетом специфики их деятельности, во исполнение пункта 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, была включена дополнительная информация.
Так, одной из характеристик описания объекта закупки, на достоверность указания значения которой в заявке на участие в закупке ссылается заявитель, являлась:
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения показателя |
Значения показателя |
9. |
Цветовая температура |
К |
Не более 5000* |
Примечание:
*- участник электронного аукциона должен указать конкретное значение показателя.
Согласно подпункту "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено данным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 данной статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 данного закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Аналогичная информация была предусмотрена подпунктом "а" пункта 2 документа "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе (далее - закупка, аукцион) и инструкция по ее заполнению (далее - инструкция, требования)", прилагающегося к извещению об осуществлении закупки.
Пунктом 8 части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Порядок рассмотрения заявок участников закупок при проведении электронного аукциона предусмотрен частью 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе:
Не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 данной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 такого закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" данного пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 такой статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 данной статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 данного закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 такого закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Из представленных оператором электронной площадки ООО "РТС-тендер" (вх. N 4606-ЭП/23 от 22.05.2023) на запрос Омского УФАС России (исх. N ТШ/3158/23 от 22.05.2023) заявок участников закупки с приложением документов, содержащихся на дату и время окончания срока подачи заявки на участие в электронном аукционе, следует, что участником закупки с идентификационным номером заявки 114232733 (ООО "ЦЕФЕЙ") к поставке был предложен товар "Светильник медицинский с принадлежностями: KaWe Masterlight. В отношении показателя "цветовая температура" было указано значение 3200 К.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0852500000123001308 от 19.05.2023 заявка общества отклонена со следующим обоснованием принятого решения:
"На основании п. 8 ч. 12 ст. 48 Федерального закона N 44-ФЗ отклонить заявку участника закупки в связи с установлением недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке. По позиции N 1 указано недостоверное значения показателя "Цветовая температура 3200 К". В соответствии с письмом официального дистрибьютора производителя Kawe "Цветовая температура 3000 К".
Оценивая доводы заявителя, правомерность принятого комиссией по осуществлению закупок решения, Комиссия исходила из следующего.
Комиссии по осуществлению закупок заказчиков, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, действуя разумно и добросовестно, обязаны проверять достоверность информации, предоставляемой участниками закупок. Данные действия являются разумными мерами, обеспечивающими предоставление качественной продукции (работы, услуги) для нужд заказчика и не противоречат действующему законодательству (данная позиция согласуется с судебной практикой по делам N А75-10530/2014, N А75-10026/2015, N А75-10269/2015, N А75-13421/2015, N А75-3746/2016, N А74-16013/2017, N А46-15281/2019).
Таким образом, в силу возложенной Федеральным законом о контрактной системе обязанности по проверке достоверности сведений, представленных в заявках участников закупок, уполномоченному учреждению следовало осуществить совокупность действий, направленных на такую проверку.
Пунктом 3 статьи 1 ГК РФ предусмотрено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
При этом добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (пункт 5 статьи 10 ГК РФ).
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу, закрепленному в пункте 5 статьи 10 ГК РФ, добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия.
На территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
Пунктом 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 (далее - Правила) установлено, что документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (далее - регистрационное удостоверение). Форма регистрационного удостоверения утверждается регистрирующим органом.
Согласно пункту 4 Правил техническая документация производителя (изготовителя) - документы, регламентирующие конструкцию медицинского изделия, устанавливающие технические требования и содержащие данные для его разработки, производства, применения, эксплуатации, технического обслуживания, ремонта, утилизации или уничтожения.
Эксплуатационная документация производителя (изготовителя) - документы, предназначенные для ознакомления потребителя с конструкцией медицинского изделия, регламентирующие условия и правила эксплуатации (использование по назначению, техническое обслуживание, текущий ремонт, хранение и транспортировка), гарантированные производителем (изготовителем) значения основных параметров, характеристик (свойств) медицинского изделия, гарантийные обязательства, а также сведения о его утилизации или уничтожении.
В соответствии с пунктом 10 Правил для государственной регистрации медицинского изделия (за исключением медицинских изделий, включенных в перечень) представляются, в том числе техническая и эксплуатационная документации производителя.
Необходимо отметить, что одним из оснований для вынесения экспертным учреждением заключения о невозможности проведения клинических испытаний медицинского изделия или невозможности государственной регистрации медицинского изделия является несоответствие медицинского изделия требованиям нормативной документации, технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) (пункт 23 Правил).
Согласно пункту 6 постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 N 1650 "Об утверждении Правил ведения государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, о внесении изменения в перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" реестр также содержит электронный образ эксплуатационной документации производителя (изготовителя) на медицинское изделие.
Комиссией установлено, что ООО "ЦЕФЕЙ" для целей подтверждения соответствия товара требованиям законодательства Российской Федерации в заявке на участие в закупке была представлена копия регистрационного удостоверения от 18.09.2019 N РЗН 2016/4777 на медицинское изделие "Светильники медицинские с принадлежностями: HiLight LED H-800, Ka We Cliplight LED, KaWe Masterlight, выданного "КИРХНЕР & ВИЛЬГЕЛЬМ ГмбХ + Ко. КГ", Германия. Согласно приложению к регистрационному удостоверению KaWe Masterlight HL является одним из вариантов исполнения светильника медицинского с принадлежностями.
Следует особо отметить, что инструкция по применению на вышеприведенное медицинское изделие, размещенная на официальном сайте органа исполнительной власти, уполномоченного на ведение реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий (далее - Реестр) (Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения) https://roszdravnadzor.gov.ru/services/misearch, информацию о значении спорной характеристики не содержит.
Таким образом, установить достоверность характеристики товара, указанной в заявке общества, путем сопоставления с данными, определенными в технической документации и размещенными на официальном сайте Росздравнадзора, не представляется возможным.
Вместе с тем заявителем в подтверждение доводов в направленной в Омское УФАС России были приложены руководство по применению товара, фото из каталога производителя, а также перечень интернет-ресурсов, в которых значение характеристики "цветовая температура" светильника указано следующим образом: "прибл. 3200° Кельвин"; "(Кельвин) прибл_ HL: 3200°".
В свою очередь, КУ ОО "Центр закупок в сфере здравоохранения" в рамках проверки достоверности сведений, представленных в заявке участника закупки, до подведения итогов закупки был направлен (исх. N ИСХ-23/ЦОЗ-624 от 17.05.2023) запрос дистрибьютору производителя KaWe, Германия о технических характеристиках товара, предлагаемого обществом к поставке.
Из информационного письма официального дистрибьютора (таким себя ООО "Базис Медикал") следует, что цветовая температура светильника медицинского с принадлежностями KaWe Masterlight HL составляет 3000 К.
С учетом указанного Комиссия считает, что интернет-источники, на которые заявитель ссылается как на действительное значение спорной характеристики, не могут служить достаточным и достоверным доказательством достоверности информации в его заявке на участие в закупке.
При этом одновременно, по убеждению Комиссии, таким доказательством не может служить и письмо дистрибьютора, поскольку из ответа на запрос уполномоченного учреждения невозможно установить, является ли указанное в нем лицо официальным торговым представителем производителя.
Согласно определению, содержащемуся в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова, слово "приблизимтельный" толкуется как "Не вполне точный, приближающийся к правильному"*(1).
Из материалов дела следует, что заявителем в заявке на участие в закупке значение показателя во исполнение требований описания объекта закупки и инструкции по заполнению заявки было указано конкретно.
Однако, по убеждению Комиссии, значение для характеристики, которое определяется приблизительно (что следует из информации и документов, представленных самим заявителем жалобы), нельзя однозначно утверждать, что при эксплуатации светильника цветовая температура будет составлять именно 3200 Кельвин.
Кроме того, Комиссия обращает внимание на то, что в силу части 5 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если таким законом предусмотрена документация о закупке).
В этой связи необходимо учитывать, что, принимая решение об участии в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и подавая соответствующую заявку, участник закупки несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия), противоречащих требованиям извещения об осуществлении закупки или законодательства.
Подавая заявку, противоречащую требованиям извещения об осуществлении закупки, участник закупки несет риск наступления негативных последствий, в том числе связанных с ее отклонением.
При этом в установленные сроки заявитель не воспользовался своим правом и не обжаловал положения извещения об осуществлении закупки, а также не подавал запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки в соответствии с частью 3 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, что указывает на то, что, подавая заявку, общество было согласно со всеми установленными требованиями и выразило безусловное согласие на их соблюдение.
Принимая во внимание указанное, Комиссия полагает отклонение заявки ООО "ЦЕФЕЙ" правомерным, а жалобу заявителя необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЦЕФЕЙ" на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" и его комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки в форме совместного электронного аукциона на поставку светильника медицинского передвижного (Реестровый номер 231423) (извещение N 0852500000123001308) для нужд бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Омская центральная районная больница" и бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Исилькульская центральная районная больница".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Заместитель председателя Комиссии
Член Комиссии |
"_"
"_"
"_" |
-------------------------------------------
*(1) Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка : 80000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - Российская академия наук, Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - Москва : "А ТЕМП", 2004. - с. 587.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 29 мая 2023 г. N 055/06/106-606/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2023