Резолютивная часть решения оглашена 29 мая 2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 31 мая 2023 года.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии - руководителя Псковского УФАС России - "..",
Членов Комиссии:
заместителя начальника отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России - "..",
главного государственного инспектора отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России - "..",
при участии представителя ООО "Профбетон" - ".." по доверенности от 27.12.2022, Главы Администрации городского поселения "Порхов" - "..",
рассмотрев сведения, направленные Администрацией городского поселения "Порхов" (далее - Заказчик) в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" в отношении - Общества с ограниченной ответственностью "Профбетон" (адрес: 180000, г. Псков, ул. Советская, д. 60А, офис 35, кабинет 1, ИНН 6027184878), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на покупку уличных светодиодных фонарей для освещения (номер извещения: 0157300002723000026),
УСТАНОВИЛА:
22 мая 2023 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от Заказчика в отношении - Общества с ограниченной ответственностью "Профбетон" (адрес: 180000, г. Псков, ул. Советская, д. 60А, офис 35, кабинет 1, ИНН 6027184878), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на покупку уличных светодиодных фонарей для освещения (номер извещения: 0157300002723000026).
Рассмотрение сведений состоялось 29 мая 2023 года в 14 часов 00 минут с учетом перерыва, объявленного 26 мая 2023 года в 10 часов 00 минут, для получения дополнительных сведений.
1) Дата размещения в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru извещения N 0157300002723000026 о проведении аукциона - 17.03.2023 в 11:03.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 400 272 рубля 00 копеек.
3) Оператор электронной площадки - ЭТП Газпромбанк.
4) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.03.2023 N ИЭА1 на участие в аукционе подано 18 (восемнадцать) заявок, все допущены. Победителем признана заявка N 70 (ООО "Профбетон") с наименьшим предложением о цене контракта 125 000,00 рублей (снижение 68,7%).
5) 10.04.2023 Заказчиком заключен контракт N МК-06-453-04-23 с ООО "Профбетон" на покупку уличных светодиодных фонарей для освещения с ценой 125 000,00 рублей (далее - Контракт).
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
Согласно пункту 1.2 Контракта Подрядчик принимает на себя обязательства по покупке уличных светодиодных фонарей для освещения улиц в г. Порхов (далее - Товар), в соответствии с техническим заданием (Приложение N1 к контракту), спецификацией (приложение 2 к контракту), а также условиями Контракта, сдать его заказчику, а Заказчик обязуется принять Товар и оплатить его в обусловленный контрактом срок.
Количество светильников - 62 штуки.
Согласно пункту 3.1 Контракта срок поставки установлен в течение 20 календарных дней с момента подписания муниципального контракта (т.е. до 30.04.2023).
В соответствии с пунктом 7.1 Контракта документ о приемке формируется Поставщиком в единой информационной системе. Документ должен содержать:
а) включенные в контракт в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки, наименование, место нахождения заказчика, наименование объекта закупки, место выполнения работ, информацию об исполнителе, предусмотренную подпунктами "а", "г" и "е" части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, единицу измерения оказанной услуги;
б) наименование поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
в) наименование страны происхождения товара, поставляемого Заказчику;
г) информацию об объеме поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
д) стоимость исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, с указанием цены за единицу поставленного товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), выполненной работы, оказанной услуги;
е) иную информацию с учетом требований, установленных в соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о контрактной системе.
Датой поступления Заказчику документа о приемке, подписанного Подрядчиком, считается дата размещения в соответствии с пунктом 3 части 13 статьи 94 Закона о контрактной системе такого документа в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик (пункт 7.2. Контракта).
В ходе рассмотрения сведений Комиссией Псковского УФАС России была изучена следующая переписка в электронной форме.
30.03.2023 Обществом направлена ссылка: https://www.etm.ru/cat/nn/8068753 в адрес Заказчика.
31.03.2023 Заказчиком Обществу сообщено, что представленные показатели светильников не соответствуют заявленным.
04.04.2023 Обществом сообщено, что планируется поставка, уточнен адрес и контрактный телефон.
04.04.2023 Заказчик обратился в адрес Общества с просьбой направления характеристик поставляемых фонарей и фото.
04.04.2023 Обществом в адрес Заказчика направлена ссылка: https://rs24.ru/product/3001689.
05.04.2023 Заказчиком Обществу сообщено, что многие показатели хуже заявленных, что противоречит нормам Закона о контрактной системе, в связи с чем отсутствуют законные основания для приемки товара.
05.04.2023 Обществом направлено обращение в адрес Заказчика о даче пояснений относительно ухудшенных показателей.
10.04.2023 Заказчик обратился в адрес Общества с просьбой подписать дополнительное соглашение (по замечанию Казначейства).
11.04.2023 Обществом сообщено об отказе в подписании дополнительного соглашения.
02.05.2023 (исх. N 96) Заказчиком направлена в адрес Общества претензия о не поставке товара.
11.05.2023 (исх. N 111) Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
22.05.2023 в ЕИС размещены сведения о расторжении контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктами 13, 14, 15 Правил ведения РНП по результатам рассмотрения представленных информации, документов и проведения проверки фактов, в случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;
в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Федеральным законом для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Федеральным законом для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
В соответствии со ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пункту 13.3 Контракта Заказчик вправе обратиться в суд с требованием о расторжении контракта, либо принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в следующих случаях:
- подрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или выполняет работу настолько медленно, что завершение работы к установленному в Контракте сроку становится явно невозможным;
- если во время выполнения работы стало очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, и Подрядчик не устранил недостатки в назначенный срок после получения требования об их устранении от Заказчика;
- в случае самовольного выполнения Подрядчиком работ с отступлением от технического задания, ведомости объемов работ и сметы более чем на 10 %.
- в случае установления факта предоставления недостоверной банковской гарантии;
- установления факта проведения ликвидации Подрядчика - юридического лица или наличия решения арбитражного суда о признании Подрядчика банкротом и открытии в отношении него конкурсного производства;
- в иных случаях, предусмотренных статьей 95 ФЗ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
11.05.2023 (исх. N 111) Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Дата уведомления поставщика - 11.05.2023.
22.05.2023 размещены сведения о расторжении контракта.
При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта.
С учетом изложенного контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя конкурса в реестр недобросовестных поставщиков. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности. По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
В ходе рассмотрения сведений письменных пояснений Общества по факту неисполнения контракта не поступило, исходя из устных пояснений, данных представителем Общества, еще на момент подачи заявки было известно, что товара, подходящего под необходимые характеристики и удовлетворяющего потребность Заказчика у Общества не имеется, однако, в составе заявки были предложены именно те характеристики, которые содержались в описании объекта закупки, чтобы заявка была допущена до участия.
Заказчиком представлен журнал обращений граждан за период с 2021 по 2023 гг., содержащий 18 (восемнадцать) обращений жителей об отсутствии освещения в городе Порхов.
Принимая указанное решение, Комиссия Псковского УФАС России учитывает тот факт, что объект закупки (уличные фонари для освещения), является социально значимым объектом, влияющим на жизнь и безопасность граждан, неисполнение контракта создает неблагоприятные последствия для жителей города.
Принимая решение об участии в электронном аукционе и подавая соответствующую заявку, участник несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия), противоречащих требованиям Закона, в том числе, приведших к невозможности исполнения контракта, при этом такими действиями (бездействием) не соблюдаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта.
Также на момент рассмотрения обращения у Комиссии Псковского УФАС России отсутствуют доказательства того, что Обществом были совершены активные действия по устранению причин, послуживших основанием принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, напротив, представителем Общества пояснено, что и на момент рассмотрения настоящих сведений, информация о наличии (возможности приобретения товара), соответствующего потребностям Заказчика, у него не имеется.
Нарушение хозяйствующим субъектом существенных условий контракта предполагает его недобросовестное, виновное поведение.
Оценив все имеющиеся документы и сведения, Комиссия приходит к выводу о том, что у Общества отсутствуют правовые основания и уважительные причины для неисполнения обязательств по контракту.
Таким образом, Комиссия Псковского УФАС России приходит к выводу о наличии достаточных оснований считать Общество нарушившим существенные условия контракта.
Характер допущенного исполнителем нарушения существенных условий контракта, наличие в его действиях вины, тяжесть наступивших последствий, учитывая наличие в законодательстве о контрактной системе специальной меры ответственности, установленной законодательством в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры проведения закупки обязательств (включение в реестр недобросовестных поставщиков), свидетельствует о необходимости применения данной меры ответственности в отношении ООО "Профбетон". Применение в указанном случае данной санкции отвечает требованиям справедливости, соразмерно характеру совершенного деяния.
Следует отметить, что нормальное функционирование общественных отношений по удовлетворению публичных нужд в товарах, работах и услугах, связано не только с надлежащим выполнением заказчиками - органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями - своих обязанностей, но и также зависит от организаций и индивидуальных предпринимателей, выступающих в данных отношениях в качестве поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссией при рассмотрении обращения не было установлено, что заказчиком были допущены нарушения установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его исполнителю, размещения в единой информационной системе. Кроме того, Комиссией не установлено, что Обществом были приняты меры для надлежащего исполнения условий контракта, либо надлежащее исполнение было невозможным в силу обстоятельств непреодолимый силы.
Изложенное свидетельствует об отсутствии у Комиссии оснований для принятия решения об отказе во включении информации об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия Псковского УФАС России, руководствуясь частью 1 статьи 2, статьей 95, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и пп. в) ч. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года (29.05.2025) следующие сведения о поставщике, с которым контракт расторгнут на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с неисполнением поставщиком обязательств по контракту:
- наименование: Общество с ограниченной ответственностью "Профбетон";
- место нахождения: 180000, Псковская область, город Псков, Советская улица, д. 60 а, офис 35, кабинет 1;
- сокращенное наименование: ООО "Профбетон";
- идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет: ИНН 6027184878, КПП 602701001;
- сведения об участниках (членах) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица - участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя): Неня Николай Юрьевич;
- ИНН участника: 602714676860;
- дата проведения электронного аукциона: 27.03.2023;
- объект закупки: покупка уличных светодиодных фонарей для освещения (номер извещения: 0157300002723000026);
- цена контракта - 125 000 (сто двадцать пять тысяч рублей) 00 копеек;
- срок поставки товара: до 30.04.2023.
2. Направить вышеуказанную информацию о недобросовестном поставщике в ФАС России посредством единой информационной системы.
3. Датой включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 31 мая 2023 г. N РНП 060/06/95-193/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2023