Резолютивная часть решения оглашена 25 мая 2023 года.
В полном объеме решение изготовлено 30 мая 2023 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в составе:
председатель комиссии - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти - Иванов В.В.,
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти - Козлова Н.Е.,
в присутствии представителей:
Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения "Центр социальных услуг для населения Гавриловского района" - _.,
министерства имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области - _.,
в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "Техноимпорт",
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью "Техноимпорт" (далее также Заявитель) на действия Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения ''Центр социальных услуг для населения Гавриловского района'' (организатор торгов) при проведении электронного аукциона N 0164200001923001582 на поставку оборудования (кровать функциональная механическая) в рамках реализации Федерального проекта "Старшее поколение" Национального проекта "Демография" и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Министерство имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области (далее Уполномоченный орган) опубликовало 11.05.2023 на сайте единой информационной системы в сфере закупок извещение о проведении электронного аукциона N 0164200001923001582 на поставку оборудования (кровать функциональная механическая) в рамках реализации Федерального проекта "Старшее поколение" Национального проекта "Демография" (далее Аукцион).
Организатор закупки - Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения ''Центр социальных услуг для населения Гавриловского района''.
Заказчиками по данной закупке являются Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения ''Центр социальных услуг для населения Гавриловского района'', Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения ''Центр социальных услуг для населения Инжавинского района'', Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения ''Центр социальных услуг для населения Пичаевского района''.
Начальная (максимальная) цена контракта - 19 602 576 руб.
Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 20,4%.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 52 Закона о контрактной системе электронный аукцион N 0164200001923001582 признан несостоявшимся в связи с тем, что по его результатам только одна заявка на участие в закупке соответствовала требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Общество с ограниченной ответственностью "Техноимпорт" подало жалобу в Тамбовское УФАС России. Общество считает, что положения извещения Аукциона нарушают требования Закона о контрактной системе.
Заказчик и Уполномоченный орган представили письменные пояснения по жалобе, которые приобщены к настоящему делу. Просили признать жалобу Заявителя необоснованной.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев доводы жалобы, пояснения Заказчика и Уполномоченного органа, установила следующее.
1. Заявитель в своей жалобе указывает, что в проекте государственного контракта размер штрафа для поставщика установлен в нарушение ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Комиссия Тамбовского УФАС России признает данный довод обоснованным в силу следующего.
Частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1 процента цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей.
При этом, как следует из извещения о проведении аукциона, в закупке установлено преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что в пункте 10.11 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью извещения, действительно не установлены требования к штрафам в соответствии с пунктом 4 Правил, что нарушает ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе.
2. Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчик установил невыполнимый срок поставки товара. Кроме того, Заявитель считает неправомерным положение п. 5.3 проекта контракта в части представления документов, определенных в нем.
Установлено, что в пункте 5.1 проекта государственного контракта установлено следующее: "Поставка Оборудования осуществляется Поставщиком в Место доставки в соответствии с условиями Контракта на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, в течение 10 рабочих дней с даты подписания Контракта".
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заказчиком и Уполномоченным органом пояснено, что требование к сроку поставки установлено исходя из потребности заказчика в рамках реализации федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография".
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что Закон о контрактной системе не регламентирует сроки выполнения работ (поставки товара, оказания услуг).
В соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 105 Закона контрактной системе жалоба участника закупки должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, доводы жалобы.
Из приведенной нормы Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания ограничения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
При этом, Заявитель на рассмотрение жалобы не явился, и доказательств свидетельствующих о том, что в установленные Заказчиком сроки невозможно поставить товар не представил. Также Заявитель не представил доказательств о незаконности установления требований к поставщику о представлении при исполнении контракта документов, установленных в пункте 5.3 проекта контракта.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что на участие подано 2 заявки от участников закупки, которые согласились с установленным в извещении Аукциона сроком поставки товара и его условиями исполнения.
Таким образом, вышеуказанные доводы жалобы Заявителя признаются необоснованными.
3. В ходе проведения внеплановой проверки были выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
В пункте 10.4 проекта государственного контракта рассматриваемой закупки установлено следующее: "Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Заказчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. При этом размер пени устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы".
Данный пункт проекта государственного контракта не соответствует ст. ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе, в соответствии с которой пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
В пункте 10.9 проекта государственного контракта рассматриваемой закупки установлено следующее: "пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного Контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Поставщиком".
Данный пункт проекта государственного контракта не соответствует ч. 7 ст. 34 Закона о контрактной системе, в соответствии с которой пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
В пунктах 10.7 и 10.14 проекта государственного контракта рассматриваемой закупки установлено следующее:
"10.7. Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, не может превышать цену Контракта.
10.14. Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, не может превышать цену Контракта".
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частями 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлены условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с пунктом 11 Правил общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
В силу пункта 12 Правил общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
Таким образом, положения пунктов 10.7 и 10.14 проекта контракта не соответствуют положениям пунктов 11 и 12 Правил, что нарушает ч. 5 и ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанные действия организатора торгов содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Техноимпорт" обоснованной в части нарушения ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе при установлении в проекте контракта ненадлежащего размера штрафа.
2. Признать Тамбовское областное государственное бюджетное учреждения социального обслуживания населения "Центр социальных услуг для населения Гавриловского района" нарушившим части 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и пункты 11 и 12 Правил.
3. Выдать Тамбовскому областному государственному бюджетному учреждению социального обслуживания населения "Центр социальных услуг для населения Гавриловского района", Тамбовскому областному государственному бюджетному учреждению социального обслуживания населения "Центр социальных услуг для населения Инжавинского района", Тамбовскому областному государственному бюджетному учреждению социального обслуживания населения ''Центр социальных услуг для населения Пичаевского района'' предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд.
Председатель комиссии Е.А. Гречишникова
Члены комиссии В.В. Иванов
Н.Е. Козлова
Исп. Иванов В.В., тел. 8 (4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 30 мая 2023 г. N 068/06/8-334/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2023