Резолютивная часть решения оглашена "25" мая 2023 года.
В полном объеме решение изготовлено "30" мая 2023 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в составе:
председатель комиссии - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.,
в присутствии представителей:
министерства градостроительства и архитектуры Тамбовской области (далее - Заказчик) <_>,
министерства имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области - <_.>,
в отсутствие ИП , уведомленной о рассмотрении дела надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалоба (вх. от 22.05.2023 N2961-ЭП/23) ИП (далее - Заявитель) на действия министерства градостроительства и архитектуры Тамбовской области при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0164200001923001485 на выполнение работ на разработку проектно-сметной и рабочей документации по объекту: "Реконструкция здания государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Тамбовская областная станция скорой медицинской помощи и медицины катастроф"и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Министерство имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области (Уполномоченный орган) 03.05.2023 опубликовало на официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение N 0164200001923001485 о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ на разработку проектно-сметной и рабочей документации по объекту: "Реконструкция здания государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Тамбовская областная станция скорой медицинской помощи и медицины катастроф" (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена контракта - 16 733 610 руб.
Заказчик - министерство градостроительства и архитектуры Тамбовской области.
Заявитель считает, что Заказчик установил неправомерный порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе в части требования к минимальной стоимости контрактов (договоров), подтверждающих наличие опыта выполнения работ у участника закупки, а также в части характеристики объекта закупки N 2 - 50 баллов.
Заказчик и Уполномоченный орган представили письменные возражения по существу жалобы и просили отказать в её удовлетворении по основаниям, указанным в отзывах на жалобу.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы и пояснения Заказчика и уполномоченного органа, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
1. Заявитель считает, что Заказчик установил неправомерный порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе в части требования к минимальной стоимости контрактов (договоров).
Комиссия Тамбовского УФАС России считает данный довод необоснованным в силу следующего.
Пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 утверждено "Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604) определен порядок оценки заявок, предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 24 Постановления N 2604 установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, а также критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке размещены Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок отдельным файлом (далее - Порядок).
Критериями оценки заявок на участие в рассматриваемом конкурсе являются:
- цена контракта (величина значимости критерия 60%);
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (величина значимости критерия 40%).
В разделе III "Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа" Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе установлено, в том числе следующее:
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации; Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта; Общая цена исполненных участником закупки договоров |
Оценивается предложение участника об общей цене исполненных участником закупки контрактов (договоров) за последние 5 лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе (оценивается суммарный объем выполненных работ, исчисляемый в рублях, связанных с предметом контракта, на право заключить который проводится закупка). Под работами, связанными с предметом контракта, понимается выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий для строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). Последний акт, составленный при исполнении контракта (договора) и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 Положения, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом, при исполнении которых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). Стоимость каждого из ранее исполненного договора (договоров) должна составлять не менее 20% от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится настоящий конкурс. В случае если стоимость выполненных работ в соответствии с актами приемки выполненных работ составляет менее 20% начальной (максимальной) цены контракта по настоящему конкурсу, данный договор не принимается к рассмотрению и не учитывается при подсчете баллов. Соответствие стоимости применяется к каждому исполненному участником закупки договору, а не к совокупности представленных исполненных договоров. Опыт участника по выполнению работ, связанных с предметом контракта, подтверждается следующими документами, направленными в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов: - исполненный договор; - акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ;- положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (за исключением случаев, при которых такое заключение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).К оценке принимаются подтверждающие документы в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Допускается принятие к оценке документов, в случае если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии. |
Кроме того, в извещении о проведении Конкурса установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 6 раздела II приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571), а именно о наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности:
цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ; 3) положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (за исключением случаев, при которых такое заключение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Комиссия Тамбовское УФАС России отмечает, что требование к минимальной стоимости исполненных контрактов, подтверждающих наличие опыта выполнения работ у участника закупки, установлено по аналогии с требованиями в соответствии с позицией 6 раздела II приложения Постановления N 2571. При этом прямой запрет в Положении о конкретизации требований к контрактам и договорам отсутствует.
Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что совокупность дополнительных требований к участникам закупки, установленных Заказчиком в извещении о проведении Конкурса, не нарушает требований законодательства о контрактной системе.
Довод Заявителя признается Комиссией Тамбовского УФАС России необоснованным.
2. Заявитель считает, что Заказчик в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе установил неправомерную шкалу оценки заявок, которая не соответствует п. 23 Постановления N 2604.
Комиссия Тамбовского УФАС России по данному доводу установила следующее.
Согласно пункту 2 Постановления N 2604 "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Постановления N 2604 баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с Постановлением N 2604 применяется критерий "Квалификация участников закупки".
Согласно пункту 8 Постановления N 2604 в случае применения показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному, подпунктом "г" пункта 3 Постановления N 2604:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
Пунктом 22 Постановления N 2604 установлено, что в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
Согласно пункту 23 Постановления N 2604 если в случае, указанном в пункте 22 Постановления N 2604, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
Согласно Порядку рассмотрения и оценки заявок по детализирующему показателю "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; Качественные характеристики объекта закупки; качество работ" Заказчиком установлено:
"В пояснительной записке должно быть представлено: 1) порядок и последовательность выполнения работ, в том числе с описанием состава каждого этапа работ, с указанием ссылки (наименования) на правовой акт, либо технические регламенты, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации, принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации регулирующие выполнение работ по каждому этапу; 2)обеспечение охраны труда, техники безопасности, обеспечение экологической безопасности; 3) календарный план-график выполнения работ, с указанием наименования этапа выполнения работ, сроков реализации такого этапа, наименование документа, являющегося результатом выполнения работ по этапу, количество и квалификация специалистов, выполняющих работы по этапу. Предельные величины значимости(Условие присвоения соответствующего количества баллов/ Количество присваиваемых баллов): в пояснительной записке не представлена информация в полном объеме не по одному разделу (в том числе скопировано техническое задание) - 0 баллов; пояснительная записка содержит информацию до одному или двум разделам в полном объеме - 50 баллов; пояснительная записка содержит информацию в полном объеме по всем разделам - 100 баллов".
Комиссия ТамбовскогоУФАС России отмечает, что в п. 23 Постановления N 2604 определен только один из вариантов установления шкалы оценки заявок, т.е. только случай, когда имеется наличие или отсутствие характеристики объекта закупки, но при этом не ограничиваются иные варианты установления шкалы оценки заявок.
Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что Заказчик в порядке оценки заявок по критерию "характеристики объекта закупки" применил случай, когда не предусмотрено наличие или отсутствие характеристик объекта закупки, при котором требования п. 23 Постановления N 2604 не применяются.
Пунктом 5 части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе установлено, что жалоба должна содержать доводы, свидетельствующие об её обоснованности.
Заявителем не обеспечена явка представителей на рассмотрении жалобы, не представлены доказательства того, каким образом нарушены права и законные интересы ИП как участника закупки, в том числе, и в части ограничения участия в закупке.
Заявитель в жалобе также не представил обоснований и доказательств того, как обжалуемые им положения извещения в части критериев оценки заявок необоснованно создают преимущество отдельным участникам закупки.
Установлено, что ИП не могла быть участником рассматриваемой закупки, претендующим на заключение контракта, поскольку ИП не является членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования (далее - СРО), при этом требование о членстве в СРО было установлено извещением о проведении Конкурса.
Таким образом, довод Заявителя признается Комиссией Тамбовского УФАС России необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП необоснованной.
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в суд, в арбитражный суд.
Председатель комиссии Е.А. Гречишникова
Члены комиссии В.В. Иванов
Т.В. Четверткова
Исп. Четверткова Т.В.,
тел. 8 (4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 30 мая 2023 г. N 068/06/42-333/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2023