Резолютивная часть решения объявлена 24 мая 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 29 мая 2023 года г. Ярославль
Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Инспекция) в составе: руководителя Инспекции - врио заместителя руководителя управления., членов Инспекции: главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок.,
с участием:
участник закупки, общество с ограниченной ответственностью "ТРАНССТРОЙРЕГИОН 40" (далее также - ООО "ТРАССТРОЙРЕГИОН 40", общество, участник закупки), обеспечил участие в заседании Инспекции посредством видеоконференцсвязи директора (до перерыва),
заказчик, муниципальное казенное учреждение "Агентство по строительству" города Ярославля (далее также - МКУ "Агентство по строительству", заказчик), обеспечил участие в заседании Инспекции представителя по доверенности (до перерыва),
уполномоченный орган, департамент социально-экономического развития города мэрии города Ярославля, представителя не направил, о дате, времени и месте проведения заседания Инспекции уведомлен надлежащим образом,
оператор, РОСЭЛТОРГ (АО "ЕЭТП"), представителя не направил, о дате, времени и месте проведения заседания Инспекции уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленные МКУ "Агентство по строительству" в отношении ООО "ТРАНССТРОЙРЕГИОН 40", и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе) проверку факта уклонения ООО "ТРАНССТРОРЕГИОН 40" от заключения муниципального контракта на выполнение работ по сносу расселенного аварийного жилого дома, расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. Смолякова, д.25в (извещение N 0371300027823000249), проверку соблюдения заказчиком порядка признания ООО "ТРАНССТРОРЕГИОН 40" уклонившимся от заключения вышеуказанного контракта, внеплановую проверку соблюдения заказчиком, уполномоченным органом, комиссией по осуществлению закупок уполномоченного органа законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении закупки на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по сносу расселенного аварийного жилого дома, расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. Смолякова, д.25в (извещение N 0371300027823000249), проверку соблюдения заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном участнике закупки для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии с приказом Ярославского УФАС России от 18.05.2023 N 148/23,
УСТАНОВИЛА:
В Ярославское УФАС России в соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ от заказчика поступило обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ТРАНССТРОРЕГИОН 40", уклонившемся, по мнению заказчика, от заключения муниципального контракта на выполнение работ по сносу расселенного аварийного жилого дома, расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. Смолякова, д.25в (извещение N 0371300027823000249).
Заслушав пояснения сторон, а также изучив представленные сведения и документы, Инспекция приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом, департаментом социально-экономического развития города мэрии города Ярославля, в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 07.04.2023 размещено извещение N 0371300027823000249 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по сносу расселенного аварийного жилого дома, расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. Смолякова, д.25в.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 980 000,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N ИЭА1 от 18.04.2023 победителем закупки признан ИП Смекалов П.М. (порядковый номер 1; цена контракта 333 200, 00 рублей).
ИП Смекалов П.М. признан заказчиком уклонившемся от подписания контракта, о чем свидетельствует протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 27.04.2023 N ППУ20_1.
Согласно части 7 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик заключает контракт с участником закупки, заявке которого в соответствии с настоящим Федеральным законом присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал такую заявку в соответствии с настоящим Федеральным законом (в случае: 1) если участник закупки в соответствии с частью 6 настоящей статьи признан уклонившимся от заключения контракта; 2) отказа заказчика от заключения контракта в соответствии с частями 9 и 10 статьи 31 настоящего Федерального закона).
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N ИЭА1 от 18.04.2023 порядковый номер 2 присвоен ООО "ТРАНССТРОРЕГИОН 40" (цена контракта 338 100, 00 рублей).
Порядок заключения контракта по результатам электронной процедуры урегулирован статьёй 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Частью 1 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи:
1) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать:
а) информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 настоящего Федерального закона;
б) цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона, цену каждого отдельного этапа исполнения контракта, определенную в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона (если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения). Предусмотренная настоящим подпунктом информация включается в проект контракта, за исключением случаев включения в него информации, предусмотренной подпунктами "в" или "г" настоящего пункта;
в) максимальное значение цены контракта и цену единицы товара, работы, услуги, соответствующие максимальному значению цены контракта, указанному в извещении об осуществлении закупки, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона). При этом цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены такой единицы, указанной в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт;
г) размер платы, подлежащей внесению в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, за заключение контракта на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом);
д) информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта;
е) иные документы (при наличии);
2) при формировании и размещении проекта контракта, предусмотренного пунктом 1 настоящей части, заказчик вправе (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 настоящей части, и начальной (максимальной) ценой контракта. При этом цена единицы товара не должна превышать цену такой единицы, определяемую как частное от деления цены контракта, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 настоящей части, на количество товара, предусмотренное в извещении об осуществлении закупки. Участник закупки вправе отказаться от заключения контракта на условиях, предусмотренных настоящим пунктом, путем формирования протокола разногласий в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи.
Согласно части 3 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В силу части 4 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
1) размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт;
2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи;
3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи, подлежит обязательному учету.
Не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте (часть 5 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Инспекцией установлено, что протокол признания участника (ИП Савельева П.М.) уклонившимся от заключения контракта от 27.04.2023 N ППУ20_1 опубликован в единой информационной системе 27.04.2023, следовательно, заказчик, обязан направить проект контракта не позднее 02.05.2023 (с учетом положений статьи 112 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), согласно которым нерабочим праздничным днем в Российской Федерации является 1 мая - Праздник Весны и Труда).
Согласно сведениям, содержащимся в единой информационной системе, 02.05.2023 заказчик разместил без своей подписи в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы проект муниципального контракта на выполнение работ по сносу расселенного аварийного жилого дома, расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. Смолякова, д.25в (извещение N 0371300027823000249).
Соответственно, ООО "ТРАНССТРОРЕГИОН 40" не позднее 11.05.2023 (с учетом положений статьи 112 ТК РФ, согласно которым нерабочим праздничным днем в Российской Федерации является 9 мая - День Победы; Постановления Правительства Российской Федерации от 29.08.2022 N 1505 "О переносе выходных дней в 2023 году", согласно которому перенесены следующие выходные дни с воскресенья 8 января на понедельник 8 мая) надлежало подписать усиленной электронной подписью указанный проект контракта, разместить на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, либо протокол разногласий, предусмотренный пунктом 2 части 3 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
11.05.2023 обществом размещен на электронной площадке протокол разногласий относительно корректировки в контракте номера контактного телефона.
12.05.2023 заказчик сформировал с использованием единой информационной системы и размести в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт.
Следовательно, участнику закупки не позднее 16.05.2023 надлежало подписать на электронной площадке доработанный проект контракта, а также разместить документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
15.05.2023 общество подписало на электронной площадке доработанный проект контракта, а также разместило документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта (независимую гарантию от 15.05.2023 N 1196671, выданную ПАО "МТС-Банк").
В ходе рассмотрения вышеуказанного обеспечения исполнения контракта заказчиком было выявлено, что данное обеспечение не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе в ввиду следующего.
При проведении рассматриваемого электронного аукциона обществом была предложена цена контракта (338 100, 00 рублей), что образует снижены цены контракта от размера начальной (максимальной) цены контракта (980 000, 00 рублей) более чем на 25 % (~ 65,5%).
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), но не менее чем десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта или от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона) и не менее размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Частью 2 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ определено, что если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Таким образом, общество должно было предоставить обеспечение исполнения контракта в размере 33 810, 00 рублей (что соответствует требованиям увеличения обеспечения исполнения контракта, установленного в извещении (размер обеспечения исполнения контракта согласно извещению - 5 %, то есть 16 905, 00 рублей), в 1,5 раза (то есть 25 357, 50 рублей), но не менее чем 10 % от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ ((заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи); в данном конкретном случае в извещении установлено, что преимущество согласно пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ), то есть 33 810, 00 рублей.
Частью 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ определено, что исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
В силу части 4 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом в случае заключения контракта жизненного цикла контракт заключается после предоставления таким участником закупки обеспечения исполнения контракта в части, предусмотренной пунктом 1 части 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 5 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Заказчик, проанализировав, представленную обществом независимую гарантию от 15.05.2023 N 1196671, выданную ПАО "МТС-Банк", установил, что сумма подлежащая уплате гарантом бенефициару указана в размере 24 990, 00 рублей, следовательно, представлено обеспечение исполнение контракта на 8 820, 00 рублей меньше, чем того требует законодатель).
На основании вышеизложенного, заказчиком принято решение о признании общества уклонившимся от заключения контракта, поскольку данный участник в установленный срок не представил заказчику надлежащее обеспечение исполнения контракта (данное решение отражено в протоколе признания участника уклонившимся от заключения контракта от 17.05.2023 NППУ20_2).
Таким образом, проект контракта не был подписан участником закупки в регламентированный законодательством срок (участником закупки в регламентированный срок не было представлено надлежащее обеспечение исполнения контракта).
Согласно части 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
17.05.2023 заказчиком во исполнение указанных выше требований в Ярославское УФАС России направлено обращение о включении сведений об ООО "ТРАНССТРОЙРЕГИОН 40" в реестр недобросовестных поставщиков.
На заседании Инспекции директор общества пояснил, что принимая решение об участии в рассматриваемой закупке действовал добросовестно и имел действительное намерение заключить контракт на условиях, указанных в извещении об осуществлении закупки, а также предпринимал действия направленные на заключение контракта:
- размещение документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта не в соответствии с требованиями законодательства вызвано тем обстоятельством, что брокер, выдавший независимую гарантию, неправильно рассчитал сумму независимой гарантии (общество, опираясь на профессионализм компании, не перепроверило сумму).
Инспекция полагает, что в данном случае общество как субъект предпринимательской деятельности, предполагающей риск наступления неблагоприятных последствий, должен был заблаговременно (принимая решение о падении своего ценового предложения выполнения работ при участии в аукционе в целях победы) просчитать все возможные варианты (относительно размера) предоставления обеспечения исполнения контракта и оценить предпринимательские риск).
В рассматриваемом случае уклонение общества от заключения муниципального контракта на выполнение работ по сносу расселенного аварийного жилого дома, расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. Смолякова, д.25в (извещение N 0371300027823000249) обусловлено субъективными причинами: его неосмотрительным поведением и пренебрежительным отношением к исполнению своих обязанностей.
Инспекция обращает внимание на то, что после того, как обществу стало известно о представлении последним ненадлежащего обеспечения исполнения контракта, при наличии которого исключается возможность заключения контракта, не было предпринято абсолютно никаких мер, направленных на разрешение возникшей ситуации: недостающие денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта не вносились, что свидетельствует об отсутствии у ООО "ТРАНССТРОЙРЕГИОН 40" действительной заинтересованности в разрешении спорного вопроса.
При этом недобросовестность общества определяется не его виной, как субъективным отношением к содеянному, а исключительно той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота.
В настоящем случае общество безразлично отнеслось к обязанности по изучению законодательства о контрактной системе, при условии принятия статуса участника закупки бремя ознакомления и применения законодательства о контрактной системе в актуальной редакции возлагается исключительно на данного субъекта.
В силу норм действующего законодательства о контрактной системе, общество, принимая решение об участии в закупочных процедурах в рамках законодательства о контрактной системе, подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий в случае совершения им действий (бездействия), противоречащих требованиям законодательства, в том числе, если они привели к невозможности заключения контракта.
Включение сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в уклонении от заключения контракта.
Согласно частям 1, 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения государственного контракта, включаются уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти в реестр недобросовестных поставщиков.
Частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждены постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 13 Правил, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона "_";
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Пунктом 14 Правил предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
В рассматриваемом случае Инспекцией не выявлено нарушений заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт, а также к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта; не установлено, что участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта, соответственно, основания для отказа во включении информации об индивидуальном предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Напротив, фактические обстоятельства дела (не размещение на электронной площадке документа, подтверждающего представление обеспечения исполнения контракта в размере, установленном действующим законодательством; озвученные директором общества пояснения относительно уклонения от заключения контракта; отсутствие неопровержимых доказательств, исключающих возможность представления надлежащего обеспечения исполнения контракта; не урегулирование сложившейся ситуации иным способом и т.д.) свидетельствуют о подтверждении факта наличия недобросовестности в действиях (бездействии) общества по уклонению от заключения с заказчиком муниципального контракта на выполнение работ по сносу расселенного аварийного жилого дома, расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. Смолякова, д.25в (извещение N 0371300027823000249).
Таким образом, Инспекцией установлен факт уклонения общества от заключения муниципального контракта на выполнение работ по сносу расселенного аварийного жилого дома, расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. Смолякова, д.25в (извещение N 0371300027823000249).
Включение сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков в рассматриваемом случае является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в уклонении от заключения контракта.
Осуществив проверку соблюдения заказчиком порядка признания ООО "ТРАНССТРОЙРЕГИОН 40" уклонившимся от заключения муниципального контракта на выполнение работ по сносу расселенного аварийного жилого дома, расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. Смолякова, д.25в (извещение N 0371300027823000249), внеплановую проверку соблюдения заказчиком, уполномоченным органом, комиссией по осуществлению закупок уполномоченного органа законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по сносу расселенного аварийного жилого дома, расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. Смолякова, д.25в (извещение N 0371300027823000249), проверку соблюдения заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) об ООО "ТРАНССТРОЙРЕГИОН 40" для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, Инспекция в действиях заказчика, уполномоченного органа, комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа нарушений не выявила.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Инспекция управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные муниципальным казенным учреждением "Агентство по строительству" города Ярославля (ИНН 7606067599, ОГРН 1087606000294), в отношении общества с ограниченной ответственностью "ТРАНССТРОЙРЕГИОН 40" (ИНН 4011032788, ОГРН 1204000008190, КПП 401101001, адрес: 249091, Калужская область, Малоярославецкий район, город Малоярославец, ул. Радищева, д. 18, офис 106, директор (ИНН ), учредитель (ИНН), (ИНН)) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Датой включения сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "ТРАНССТРОЙРЕГИОН 40" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru).
2. По результатам проверки соблюдения заказчиком, порядка признания общества с ограниченной ответственностью "ТРАНССТРОЙРЕГИОН 40", уклонившимся от заключения муниципального контракта на выполнение работ по сносу расселенного аварийного жилого дома, расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. Смолякова, д.25в (извещение N 0371300027823000249), нарушений в действиях заказчика не выявлено.
3. По результатам внеплановой проверки соблюдения заказчиком, уполномоченным органом, комиссией по осуществлению закупок уполномоченного органа законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по сносу расселенного аварийного жилого дома, расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. Смолякова, д.25в (извещение N 0371300027823000249) нарушений в действиях заказчика, уполномоченного органа, комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа не выявлено.
4. По результатам проверки соблюдения заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) об обществе с ограниченной ответственностью "ТРАНССТРОЙРЕГИОН 40" для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков нарушений в действиях заказчика не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции:
Члены Инспекции:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 29 мая 2023 г. N 05-03/122П-23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.05.2023