Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд:
Зам. председателя Комиссии:
Казакова В.Г. - начальника отдела,
Членов Комиссии:
Гиниятуллиной Л.Р. - главного государственного инспектора,
Тимофеева М.А. - ведущего специалиста -эксперта,
в присутствии представителей заказчика ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И БОРЬБЕ СО СПИД И ИНФЕКЦИОННЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН" - Халимовой О.В. (доверенность N05-1035 от 30.05.2023 г.), Сидоровой И.В. (доверенность N05-1035/1 от 30.05.2023 г.), в присутствии представителя заявителя ООО "КСМ" Стреглова В.Ю. (доверенность от 30.05.2023 г.) рассмотрев посредством видеоконференции жалобу заявителя ООО "КСМ" (вх. N5256/ж от 25.05.2023 г.) на действие заказчика при проведении закупки N 0711200008423000026 на предмет: Поставка диагностических средств для экспертизы ВИЧ-инфекции для нужд ГАУЗ "РЦПБ СПИД И ИЗ МЗ РТ" (для участников закупки, являющихся субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями),
У С Т А Н О В И Л А:
Извещение о проведении электронного аукциона N0711200008423000026 размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 17.05.2023 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 16 398 756,00 руб.
Суть жалобы: по мнению заявителя, заказчиком при проведении закупки нарушены требования действующего законодательства о контрактной системе.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласны, были представлены письменные и устные пояснения.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия и позиции заказчика, изучения документации электронного аукциона приходит к следующим выводам.
1) Относительно довода заявителя о том, что при проведении закупки, заказчиком установлен неверный код ОКПД2.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
В соответствии с доводами жалобы заявителя, Заказчиком неправомерно был применен код позиции ОКПД2 21.20.23.199 - Средства нелечебные прочие, так как, закупаемый товар не относится к указанному коду ОКПД2.
Заказчик с доводам жалобы не согласился, пояснив, что в при подготовке к проведению конкурентной закупочной процедуре, заказчик самостоятельно определяет устанавливаемый код ОКПД2 на товар. Кроме того, установленный код ОКПД2 относится к классу 21 - Средства лекарственные и материалы, применяемые в медицинских целях. Вид 21.20.23. - Реагенты диагностические и прочие фармацевтические препараты. То есть, выбранный код ОКПД2 относится к группе Реагенты диагностические.
Комиссия Татарстанского УФАС России, изучив доводы жалобы заявителя, пояснения сторон, положения Извещения приходит к следующим выводам.
Комиссией было установлено, что в указанном случае, описание характеристик товара было осуществлено в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе. Указанная статья не устанавливает конкретного порядка определения заказчиком ОКПД2 при его установлении в составе извещения. Вместе с тем, установленный заказчиком код ОКПД2 к классу 21 - Средства лекарственные и материалы, применяемые в медицинских целях. Вид 21.20.23. - Реагенты диагностические и прочие фармацевтические препараты, что в свою очередь соотносится с предметом контракта.
2) Относительно довода заявителя о том, что установленный заказчиком код НКМИ, не соответствует указанному в КТРУ.
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) утверждены правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 Правил - Под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.
В соответствии с частью 3 Правил использования КТРУ Заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 ПП РФ от 08.02.2017 N145.
В соответствии с частью 4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно Приказу Минздрава России от 06.06.2012 N 4н "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий" Номенклатурная классификация медицинских изделий по видам (далее - классификация) содержит числовое обозначение вида медицинского изделия - идентификационный уникальный номер записи, наименование вида медицинского изделия, описание вида медицинского изделия, содержащее соответствующие классификационные признаки вида медицинского изделия, указываемые в зависимости от назначения медицинского изделия.
Исходя из доводов жалобы заявителя, заказчиком в "описании объекта закупки" был установлен код НКМИ не в соответствии с используемым кодом КТРУ. Так согласно позиции КТРУ - 21.20.23.110-00005252, используемой заказчиком в Извещении, установлен код НКМИ - 106370, в то время как заказчик указывает код НКМИ 109960.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, пояснив, что согласно Приказу МЗ РФ N4н описание кодов НКМИ - 106370 и 109960 является идентичным.
Комиссия Татарстанского УФАС России, изучив доводы жалобы заявителя, пояснения сторон, положения Извещения приходит к следующим выводам.
Исходя из положений Приказа Минздрава России от 06.06.2012 N 4н Номенклатурная классификация медицинских изделий по видам содержит числовое обозначение вида медицинского изделия - идентификационный уникальный номер записи, наименование вида медицинского изделия, описание вида медицинского изделия, содержащее соответствующие классификационные признаки вида медицинского изделия, указываемые в зависимости от назначения медицинского изделия:
Так заказчиком был указан Код вида медицинского изделия - 109960.
Наименование вида медицинского изделия - ВИЧ1/ВИЧ2 нуклеиновая кислота ИВД, набор, анализ нуклеиновых кислот
Раздел/подраздел Номенклатурной классификации медицинских изделий: 5.04 Реагенты/ наборы для определения аналитов для диагностики in vitro
Вместе с тем, Комиссией было установлено, что код НКМИ отраженный в КТРУ содержит следующее описание.
Код вида медицинского изделия - 106370
Наименование вида медицинского изделия - ВИЧ1 нуклеиновая кислота ИВД, набор, анализ нуклеиновых кислот
Раздел/подраздел Номенклатурной классификации медицинских изделий: 5.04 Реагенты/ наборы для определения аналитов для диагностики in vitro
Так, Комиссией было установлено, что обозначенные коды НКМИ являются идентичными.
Дополнительно, Комиссия отмечает, что ООО "КСМ" не приводит аргументацию о том, как выбранные заказчиком код НКМИ нарушает его права.
На основании изложенного Комиссия приходи к выводу о признании довода жалобы заявителя необоснованным.
3) Относительно довода заявителя о том, что заказчиком описание объекта закупки составлено таким образом, что по установленные характеристики подпадает только один производитель. Кроме того, заказчиком установлен срок годности товара на момент его поставки равный сроку годности товара в целом.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно доводу заявителя жалобы, заказчиком описание объекта закупки составлено таким образом, что под данные критерии подпадает товар лишь одного производителя. Кроме того, заказчиком ненадлежащим образом установлено условие о поставки товара со сроком годности в 12 месяцев на момент его поставки в адрес заказчика.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, пояснив что, Приведенное в техническом задании описание закупаемых диагностических средств для экспертизы ВИЧ-инфекции обуславливает их эффективность и экономичность, что является немаловажным фактором при выборе диагностических средств. Учреждение имеет полное право описывать объект закупки с обоснованной детализацией, что, в свою очередь, не противоречит закону 44-ФЗ и не ограничивает конкуренцию. Заказчик вправе самостоятельно определять характеристики товара, которые ему нужны, поскольку именно он формирует свою потребность и вправе рассчитывать на ее удовлетворение. Установление дополнительных характеристик товара обусловлено спецификой закупаемого товара, его применения. Характеристики, являющихся объектом закупки товаров, указанных в Описании объекта закупки (Приложение N1 к извещению), были определены Заказчиком, в том числе, исходя из специфики использования такого товара, и имеют принципиальную значимость для заказчика с учетом его основной деятельности. Исключение какой-либо из указанных в извещении характеристик приведет к неэффективному расходованию бюджетных средств. Так называемое "усреднение" и произвольное исключение целого ряда требований к диагностической продукции в рассматриваемом случае приведет к блокировке функционирования диагностической лаборатории ГАУЗ "РЦПБ СПИД и ИЗ МЗ РТ".
Так, заказчик является профильным учреждением, в которое поступают анализы пациентов с территорий всей Республики Татарстан, для подтверждения и опровержения наличия у пациентов ВИЧ-инфекции. Товар с установленными характеристиками позволит с наибольшей точностью определить наличие в организме пациента указанной инфекции и позволит осуществить процедуру определения инфекции наиболее качественно и в полном объеме, что в свою очередь минимизирует риск постановки некорректного диагноза пациенту.
Кроме того, характеристики товара, были установлены заказчиком исходя из имеющегося у заказчика медицинского оборудования.
Комиссия Татарстанского УФАС России, изучив доводы жалобы заявителя, пояснения сторон, положения Извещения приходит к следующим выводам.
Согласно положениям Извещения, а именно "ООЗ" заказчиком установлены следующие характеристики закупаемого товара:
Исходя из системного толкования норм закона о контрактной системы следует, что заказчик при описании предмета закупки, имеет возможность устанавливать такие характеристики товара, наиболее полно удовлетворяющие его потребности.
В ходе заседания, Комиссией были заслушаны пояснения специалиста-лаборанта заказчика, который пояснил, что установление ряда иных характеристик, отличных от установленных в Извещении заказчика, не будет способствовать наиболее полному удовлетворению его потребностей, а также не позволит осуществлять проведение анализов на наличии ВИЧ-инфекции должным образом, что в свою очередь создает угрозу постановки неверного диагноза.
Кроме того, Комиссией установлено, что указание заказчиком на то, что срок годности товара на момент поставки, должен составлять не менее 12 месяцев, не приводит к ограничению конкуренции среди участников закупки. Кроме того, указанный показатель будет проверяться заказчиком при приемке товара.
Довод заявителя признан необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу заявителя ООО "КСМ" (вх. N5256/ж от 25.05.2023 г.) на действие заказчика при проведении закупки N 0711200008423000026 на предмет: Поставка диагностических средств для экспертизы ВИЧ-инфекции для нужд ГАУЗ "РЦПБ СПИД И ИЗ МЗ РТ" (для участников закупки, являющихся субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями)", необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. председателя Комиссии: |
В.Г. Казаков |
Члены Комиссии: |
Л.Р. Гиниятуллина |
|
М.А. Тимофеев |
Исп.: Тимофеев М.А.
8(843) 238-24-86
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 30 мая 2023 г. N 016/06/42-788/2023 (ключевые темы: изделия медицинского назначения - товар. работа. услуга. - государственные и муниципальные нужды - характеристика - ктру)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.06.2023