На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка в отношении МКУ "УЖКХ города" МО города Новороссийск при проведении ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" открытого конкурса в электронной форме: "Работы по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации: Братская могила советских воинов, 1943 г., в 1959 г. установлена скульптурная композиция, скульпторы Г. Таубе, Н.К. Божененко; реконструкция 1993 г., скульптор А.И. Суворов" (извещение N 0818500000823002950), в части нарушения законодательства о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступило обращение ГКУ КК "Дирекция государственных закупок", в котором просит выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, внести изменения.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
14.04.2023 г. уполномоченным учреждением - ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" размещено извещение на проведение открытого конкурса в электронной форме: "Работы по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации: Братская могила советских воинов, 1943 г., в 1959 г. установлена скульптурная композиция, скульпторы Г. Таубе, Н.К. Божененко; реконструкция 1993 г., скульптор А.И. Суворов" (извещение N 0818500000823002950)". Заказчик - МКУ "УЖКХ города" МО города Новороссийск.
Начальная (максимальная) цена контракта - 30 723 708,00 руб.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В извещении установлены требования к участникам закупки в соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе:
Наличие у участника закупки лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (Основание: Постановление Правительства Российской Федерации от 19.04.2012 N 349 "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации") по следующим видам работ: 1. Реставрация, консервация и воссоздание оснований, фундаментов, кладок, ограждающих конструкций и распорных систем; 2. Реставрация, консервация и воссоздание металлических конструкций и деталей; 3. Реставрация, консервация и воссоздание декоративно-художественных покрасок, штукатурной отделки и архитектурно-лепного декора; 4. Реставрация, консервация и воссоздание конструкций и деталей из естественного и искусственного камней; 5. Ремонт и приспособление объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской федерации. Документы для подтверждения: Действующая выписка (копия) из реестра лицензий на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, выданную Министерством культуры РФ в соответствии с ФЗ от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" на выполнение следующих видов работ: 1. Реставрация, консервация и воссоздание оснований, фундаментов, кладок, ограждающих конструкций и распорных систем; 2. Реставрация, консервация и воссоздание металлических конструкций и деталей; 3. Реставрация, консервация и воссоздание декоративно-художественных покрасок, штукатурной отделки и архитектурно-лепного декора; 4. Реставрация, консервация и воссоздание конструкций и деталей из естественного и искусственного камней; 5. Ремонт и приспособление объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской федерации. |
Постановление Правительства РФ от 19.04.2012 года N349 "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" утратило силу с 01.09.2022 г. года.
Закупка (извещение N 0818500000823002950) размещена 14.04.2023 г.
В извещении установлено требование о предоставлении лицензии по видам работ, которые в соответствии с описанием объекта не являются предметом закупки: "1. Реставрация, консервация и воссоздание оснований, фундаментов, кладок, ограждающих конструкций и распорных систем; 2. Реставрация, консервация и воссоздание металлических конструкций и деталей; 3. Реставрация, консервация и воссоздание декоративно-художественных покрасок, штукатурной отделки и архитектурно-лепного декора; 4. Реставрация, консервация и воссоздание конструкций и деталей из естественного и искусственного камней; 5. Ремонт и приспособление объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской федерации".
Из пояснений уполномоченного учреждения следует, что локальный сметный расчет опубликованный в составе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме, не содержит работ, предусмотренных вышеуказанным видам работ:
- реставрация, консервация и воссоздание металлических конструкций и деталей;
- реставрация, консервация и воссоздание декоративно-художественных покрасок, штукатурной отделки и архитектурно-лепного декора;
- реставрация, консервация и воссоздание конструкций и деталей из естественного и искусственного камней;
В извещении установлено:
Преимущества |
Преимущество в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ |
Требования к участникам |
1 Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ 2 Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ 3 Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ 3 . 1 Требования в соответствии с позицией 2 раздела I приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571 Наличие у участника закупки одного из следующих опытов выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов; 2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов. Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 дополнительного требования настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ; 3) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 дополнительного требования настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ; 3) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия; 4) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) 4 Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ Наличие у участника закупки лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (Основание: Постановление Правительства Российской Федерации от 19.04.2012 N 349 "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации") по следующим видам работ: 1. Реставрация, консервация и воссоздание оснований, фундаментов, кладок, ограждающих конструкций и распорных систем; 2. Реставрация, консервация и воссоздание металлических конструкций и деталей; 3. Реставрация, консервация и воссоздание декоративно-художественных покрасок, штукатурной отделки и архитектурно-лепного декора; 4. Реставрация, консервация и воссоздание конструкций и деталей из естественного и искусственного камней; 5. Ремонт и приспособление объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской федерации. Документы для подтверждения: Действующая выписка (копия) из реестра лицензий на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, выданную Министерством культуры РФ в соответствии с ФЗ от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" на выполнение следующих видов работ: 1. Реставрация, консервация и воссоздание оснований, фундаментов, кладок, ограждающих конструкций и распорных систем; 2. Реставрация, консервация и воссоздание металлических конструкций и деталей; 3. Реставрация, консервация и воссоздание декоративно-художественных покрасок, штукатурной отделки и архитектурно-лепного декора; 4. Реставрация, консервация и воссоздание конструкций и деталей из естественного и искусственного камней; 5. Ремонт и приспособление объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской федерации |
Ограничения |
Не установлены |
Позицией 2 раздела I приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571 установлено:
Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки |
Дополнительные требования к участникам закупки |
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям |
Работы по сохранению объектов культурного наследия, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов |
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов; 2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов. Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) |
в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ; 3) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ; 3) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия; 4) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) |
В ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
В извещении установлено:
Цена контракта Значимость критерия оценки: 60.00% Порядок оценки: Лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки является наименьшее значение критерия Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации Значимость критерия оценки: 40.00% Порядок оценки: Лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки является наибольшее значение критерия |
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604) утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На основании п.в) ч.24 ПП 2604 установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки: наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
В соответствии с ч.28 Раздела V. "Оценка заявок по критерию оценки "квалификация" ПП N2604: В случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения.
Пунктом 17 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
Извещение содержит перечень прикрепленных документов. В файле "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах.docx" Заказчиком установлены критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке.
N |
Критерий оценки |
Значимость критерия оценки, процентов |
Показатель оценки |
Значимость показателя оценки, процентов |
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки |
Значимость показателя, детализирующего показатель оценки, процентов |
Формула оценки или шкала оценки |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги |
60 |
- |
- |
- |
- |
оценка заявок осуществляется по формулам, предусмотренным пунктами 9 или 10 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановленим N 2604 (далее - Положение) |
2. |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
40 |
наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта |
100 |
признак N 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров) |
100
|
оценка заявок осуществляется по формуле
где: - максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок); - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки); - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок); |
|
В разделе "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме, заказчиком установлены критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке:
"Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги";
"Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
По показателю оценки "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" предусмотрен детализирующий показатель оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров.
При этом, опыт участник закупки должен подтвердить следующими документами:
1.копии исполненных контрактов (договоров) участников закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа), гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ. Контракты (договоры) должны быть представлены в заявке в полном объеме и со всеми приложениями (за исключением проектной документации, если проектная документация является приложением к таким документам). Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. К оценке принимается исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающий выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов; исполненный договор (договоры), предусматривающий выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов. 2. акт (акты) приемки выполненной работы, составленные при исполнении указанных договоров и подтверждающих цену выполненных работ. При этом, последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок; 3. разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). |
В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) сохранением объекта культурного наследия являются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В разделе "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме, Заказчиком не установлен/раскрыт перечень видов работ, которые будут сопоставимы/идентичны с предметом контракта, приняты в качестве подтверждения опыта, минимальное и максимальное количество контрактов, предметом которых являются сопоставимый вид работ применяемый к оценке, а приведены идентичные договоры, которые дублируют дополнительные требования, установленные в извещении в соответствии с ПП N2571, что не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта.
Таким образом, Заказчиком установлен ненадлежащий, субъективный порядок оценки, что является нарушением ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. По результатам внеплановой проверки признать в действиях Заказчика - МКУ "УЖКХ города" МО города Новороссийск нарушение ч. 3 ст. 7, ч. 8 ст. 32, ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
2. Уполномоченному учреждению - ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" (комиссии), Заказчику - МКУ "УЖКХ города" МО города Новороссийск выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 26 мая 2023 г. N ВП-306/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2023