Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Савир" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - ГБУЗ "ГБ города Кропоткина" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Поставка средств дезинфицирующих" (извещение N 0318300194223000140) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает на установление Заказчиком в описании объекта закупки характеристик, которые ограничивают участников.
Представителем Заказчика представлены письменные пояснения по существу доводов жалобы. С жалобой не согласен.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГБУЗ "ГБ города Кропоткина" МЗ КК проводился электронный аукцион "Поставка средств дезинфицирующих" (извещение N 0318300194223000140).
Начальная (максимальная) цена контракта - 469 227,48 рублей.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта.
На основании п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Правилам использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. N 145) п 3. заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
П. 4. Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
П. 5. Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
П.6. В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
При описании объекта закупки был использован следующий КТРУ:
20.20.14.000-00000005 - средство дезинфицирующее.
Заказчиком применена информация, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10:
а) Указано наименование товара, работы, услуги в соответствии с соответствующими позициями КТРУ;
б) Указаны единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии) в соответствии с соответствующими позициями КТРУ;
в) Включено описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции) в соответствии с соответствующими позициями КТРУ.
При этом, так как описание товара, имеющееся в КТРУ содержит лишь форму выпуска: порошок, жидкость, салфетки, таблетки, гель, что является недостаточным для полноценного описания характеристик требуемого товара, Заказчиком были включены дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, при этом, в описание товара, работы, услуги включены обоснования необходимости использования такой информации.
В позициях технического задания описаны требования Заказчика к закупаемой продукции, необходимой для удовлетворения конкретных потребностей. При выборе дезинфицирующих средств не последнее место занимает его состав, назначение, сфера применения, режимы использования, время дезинфекционной выдержки, стабильности средств и его рабочих растворов при хранении и т.п.
Все указанные характеристики являются значимыми для Заказчика и обусловлены спецификой применения товара специалистами ЛПУ.
Заявитель утверждает, что Описанию объекта закупки соответствуют следующие кожные антисептики:
1. Дезинфицирующее средство (кожный антисептик) "Alsoft R Plus" (Алсофт Р), Россия;
2. Дезинфицирующее средство (кожный антисептик) "Alsoft P Rremium" (Алсофт Премиум), Россия;
3. Дезинфицирующее средство (кожный антисептик) "Alsoft P Rremium" (Алсофт Премиум), Россия;
7. Дезинфицирующее средство (кожный антисептик) "Alsoft P Plus" (Алсофт Р Плюс), Россия;
8. Дезинфицирующее средство (кожный антисептик) "Alsoft P" (Алсофт Р), Россия;
10. Дезинфицирующее средство (кожный антисептик) "Alsoft U" (Алсофт У), Россия.
При этом ООО "Савир" в подтверждение потребности Заказчика в кожных антисептиках "Alsoft" производства ООО "Сарая СНГ", Россия сообщает, что ранее Заказчик приобретал данный товар и перечислил ранее проведенные закупки Заказчика, и сделал вывод, что это свидетельствует об установлении Заказчиком характеристик товара, который может поставить потенциальный Поставщик.
Так же Заявитель считает, что по п. 1,4,7,8,11 установлено требование к содержанию в дезинфицирующем средстве алкилдиметилбензиламмония хлорид,%. алкилдиметилбензиламмония хлорид действующее вещество, относящееся по типу направленности к химической группе ЧАС. Конкретизация действующих веществ определенных химических групп свидетельствует о прописании рецептуры средства конкретного производителя, что нарушает правила описания объекта закупки и ограничивает конкуренцию среди потенциальных участников закупки.
Также не согласен с разбивкой спиртов по позициям описания объект Закупки:1, 2,3,7,8,9,11, считая, что действующие санитарные правила устанавливают процентное содержание наличия смеси спиртов по массе, а не процент каждого вида спирта, относящегося к химической группе "пропиловых спиртов" ссылаясь на следующие документы:
Согласно п.1.1.5 таблицы 1 приложения N 2 СанПиН 3.3686-21, кожные антисептики на основе спирта этилового должны содержать не менее 70% спирта по массе, спирта изопропилового должны содержать не менее 60% спирта по массе и смеси спиртов должны содержать не менее 60% спиртов по массе.
Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 23 января 2020 г. N02/770-2020-32. "Для дезинфекции могут быть использованы средства из различных химических групп: _ спирты (в качестве кожных антисептиков и дезинфицирующих средств для обработки небольших по площади поверхностей - изопропиловый спирт в концентрации не менее 70% по массе, этиловый спирт в концентрации не менее 75% по массе).
Представитель Заказчика пояснил, что на запрос ООО "Савир" на разъяснения положения извещения закупки N0318300194223000140 был дан подробный ответ.
По всем позициям под установленные требования подходят дезинфицирующие средства разных производителей, что свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции.
При подготовке к закупке заказчиком был отправлен запрос с просьбой предоставить коммерческое предложение, согласно представленного технического задания нескольким фирмам и от них получены коммерческие предложения, что подтверждает отсутствие ограничения количества участников размещения заказа. Установленные характеристики не являются эксклюзивными, не ограничивают количество участников закупки и согласно проведенному анализу рынка, продукция с указанными в описании объекта закупки характеристиками, представлена без ограничений и любой участник свободно может ее приобрести и поставить.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц и об ограничении числа участников торгов.
Наличие в требуемом дезинфицирующем средстве вещества алкилдиметилбензиламмония хлорид в описание объекта закупки обосновано:
- именно данное действующее вещество в требуемой концентрации обладает необходимым Заказчику для требуемого средства антимикробным, фунгицидным действием и гарантирует эффективную обработку кожных покровов. алкилдиметилбензиламмоний хлорид относится к группе ЧАС (четвертичные аммониевые соединения), но при этом каждое вещество группы ЧАС имеет разную формулу. Формула четвертичных аммониевых соединений основана на соединении четырехвалентного азота с другими химическими органическими веществами, в зависимости от этого соединения зависят свойства и антибактериальная активность каждого ЧАС. Заказчик установил требование к содержанию основного ЧАС, которое будет способствовать достижению целевой эффективности применения средства. Заказчиком не прописана рецептура средства конкретного производителя, на рынке множество дезинфицирующих средств требуемого назначения, содержащих в качестве одного из действующих веществ алкилдиметилбензиламмоний хлорид, при этом Заказчик не устанавливал требование об отсутствии в составе других ЧАС и Участник, может предложить средство, не ограниченное содержанием только указанного вещества группы ЧАС.
По позициям, в составе которых Заказчиком установлено требование к содержанию 1-пропанол и 2-пропанол в достаточном объеме указано обоснование разбивки содержание спиртов, а именно: "Пропанола-1 является наиболее эффективным при борьбе с различными вирусами и бактериями, и идеально подходит для дезинфицирования тары, инструментов и рук, обладает самой выраженной бактерицидной активностью. 2- пропанол в указанных концентрациях вызывает гибель микобактерий туберкулеза".
Не смотря на то, что и Пропанол-1 и Пропанол-2 относятся к группе спиртов, при этом они имеют разную химическую формулу. Пропанол-1 - представляет собой органическое соединение, имеющее химическую формулу C3H8O и имеет гидроксильную группу (-ОН), присоединенную к атому углерода на конце углеродной цепи. Общее название этого соединения - пропиловый спирт. Пропанол-2 представляет собой органическое соединение, имеющее химическую формулу C3H8O и гидроксильная группа (-ОН) в этом соединении присоединена к среднему атому углерода углеродной цепи, и представляет собой изомер Пропанол-2. Общее название этого соединения - изопропиловый спирт или изопропанол. Ключевое различие между Пропанол-1 и Пропанол-2 состоит в том, что Пропанол-1 имеет гидроксильную группу, присоединенную к концу углеродной цепи, тогда как Пропанол-2 имеет гидроксильную группу, присоединенную к среднему атому углерода углеродной цепи.
При добавлении их к составу дезинфицирующих средств они оказывают разное антибактериальное действие. Эффективность дезинфицирующих средств с сочетанием именно этих двух спиртов в определенных концентрациях была выявлена в результате многолетнего опыта применения медицинским персоналом ЛПУ. Требуемое сочетание способствует достижению максимальной целевой эффективности применения средства. При этом, п.1.1.5 таблицы 1 приложения N 2 СанПиН 3.3686-21, на который ссылается Заявитель и который содержит сведения, что кожные антисептики на основе спирта этилового должны содержать не менее 70% спирта по массе, спирта изопропилового должны содержать не менее 60% спирта по массе и смеси спиртов должны содержать не менее 60% спиртов по массе на самом деле определяет Обеспечение проведения обеззараживания при осуществлении работ с ПБА.
ПБА - это патогенные биологические агенты. Указанное Заявителем приложение относится к разделу IV. Санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасности при работе с ПБА СанПин 3686-21, который распространяет свое действие на Организации, подразделения которых выполняют работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами, в том числе в области генной инженерии, и с возбудителями инфекционных заболеваний I - IV групп патогенности (опасности) и которые должны иметь соответствующие лицензии. Данный радел не применим к данной закупке.
При этом описание объекта закупки не содержит требований к содержанию смеси спиртов менее 60%.
Указанный Заявителем СанПин 3686-21 содержит раздел XLIV. Профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, который включает в себя подразделы: Правила обработки рук медицинского персонала, Обработка рук хирургов, но данные подразделы содержат общие правила и рекомендации, в том числе по применению кожных антисептиков и дезинфицирующего мыла при обработке рук, но не содержат их процентного соотношения содержания спиртов или других действующих веществ.
При этом п. 3478 установлено, что при выборе кожных антисептиков, моющих средств и средств для ухода за кожей рук следует учитывать индивидуальную переносимость медицинских работников.
Второй документ, на который ссылается ООО "Савир" - письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 23 января 2020 г. N02/770-2020-32 - это письмо "Об инструкции по проведению дезинфекционных мероприятий для профилактики заболеваний, вызываемых коронавирусами".
Данное письмо отображает общие рекомендации при проведении профилактической и очаговой (текущей, заключительной) дезинфекции с целью профилактики и борьбы с инфекциями, вызванными коронавирусами всему населению, и не направлено конкретно на организации, осуществляющие медицинскую деятельность.
Заявитель указывает, что "кожные антисептики производства ООО "Сарая СНГ" отсутствуют в реестре Минпромторга.
Заказчик установил ограничения допуска к товарам в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617.
При наличии заявки с товаром, состоящим в реестре Минпромторга, заявка участника с предложением товара, не зарегистрированного в реестре Минпромторга, подлежит отклонению.
Таким образом, положения извещения соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, постановления Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 4 ст. 105 и на основании ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Савир" необоснованной.
2. Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318300194223000140).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 29 мая 2023 г. N 558/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.06.2023