Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии - Камакиной Т.Н. - заместителя руководителя - начальника отдела финансовых рынков и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов Комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В.- главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителя заявителя ООО "Профи-Юг" Максимова С.А. (доверенность от 15.05.2023 б/н), в присутствии представителя государственного заказчика ГБУЗ АО "Областная детская клиническая больница им.Н.Н.Силищевой" Калмыковой А.А. (доверенность от 09.01.2023 N6), Гридиной В.В. (доверенность от 30.01.2023 N13), рассмотрев жалобу ООО "Профи-Юг" на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Областная детская клиническая больница им.Н.Н.Силищевой" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по монтажу системы видеонаблюдения (номер извещения: 0325200000223000038), руководствуясь статьями 99, 105-106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 23.05.2023 поступила жалоба ООО "Профи-Юг" (далее - Заявитель, Общество) на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Областная детская клиническая больница им.Н.Н.Силищевой" (далее также - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по монтажу системы видеонаблюдения (номер извещения: 0325200000223000038) (далее - электронный аукцион).
По мнению Заявителя, извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по монтажу системы видеонаблюдения (номер извещения: 0325200000223000038) (далее - Извещение) не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
15.05.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено Извещение.
17.05.2023 Заказчиком вносились изменения в извещение, о чем размещено на официальном сайте (данная редакция является предметом проверки).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 083 133,47 рублей.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик в нарушение Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145, установил описание объекта закупки не в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункта 3 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145 (далее - Правила N145) Заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Из пункта 4 Правила N145, следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Одновременно следует отметить, что объектом закупки является выполнение работ по монтажу системы видеонаблюдения, с поставкой видеокамер.
В рассматриваемом случае объект закупки (видеокамеры) отнесен к коду по КТРУ 26.70.13.000-00000006 (укрупненная) "Камера видеонаблюдения".
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика было пояснено, что характеристики камеры Amatek AC-IS213A, пуля, 3MP[2.8 мм] или эквивалент, указанной в локально-сметном расчете, не соответствуют характеристикам камер, которые отнесены к коду по КТРУ 26.70.13.000-00000006 (укрупненная) "Камера видеонаблюдения".
Однако Комиссия считает данный довод несостоятельный, поскольку в соответствии с Законом о контрактной системе Заказчики при описании объекта закупки обязаны руководствоваться Правилами N145, а не локально-сметным расчетом.
Кроме того, подп. "а" пункта 5 Правил N145 прямо установлен запрет на указание дополнительной информации, а также дополнительных потребительских свойствах, в том числе функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товара, которые не предусмотрены в позиции КТРУ в случае, если такой товар включен в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - перечень), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - Перечень к Постановлению N878).
В перечень к Постановлению N878 включен код КТРУ 26.70.13.000-00000006 (укрупненная) "Камера видеонаблюдения", в связи с чем, Заказчиком в Извещении установлены ограничения к такому товару, предусмотренные Постановлением N878.
При этом, Заказчиком в "Описании объекта закупки" установлены дополнительные характеристики к поставляемому товару, не предусмотренные в позиции КТРУ.
Например: подпунктом 3.5 "Описания объекта закупки" предусмотрена такая дополнительная характеристика, как "Максимальное разрешение при частоте кадров 25".
Таким образом, поскольку объект закупки включен в КТРУ, и в рамках данной закупки установлено ограничение в соответствии с Постановлением Правительства N878, при описании объекта закупки необходимо было использовать информацию о наименовании и показателях товара исключительно из соответствующей позиции КТРУ.
Установление же Заказчиком дополнительных характеристик объекта закупки, не предусмотренных КТРУ, нарушает часть 6 статьи 23, пункт 5 части 1 статьи 42, пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Довод Заявителя нашел свое подтверждение.
Также Заявитель считает, что Заказчик в нарушение части 4 статьи 42 Закона о контрактной системе не внес изменения в Извещение.
Комиссия считает данный довод необоснованным по следующим основаниям.
Частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Так, Заказчику поступил от участника запрос о разъяснении положении Извещения следующего содержания: "В закупке на Выполнение работ по монтажу системы видеонаблюдения в Государственном бюджетном учреждении Здравоохранения Астраханской обл. "Областная Детская Клиническая Больница Имени Н.Н. Силищевой" Местонахождение объекта: г. Астрахань, ул. Медиков, д. 6 Данное оборудование входит в реестр радиотехнического оборудования. В соответствии с законодательством необходимо применение Постановления Правительства РФ от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации". В связи с этим, просим внести соответствующие изменения в документацию и описать технические характеристики указанного оборудования согласно ОКПД и КТРУ".
16.05.2023 Заказчик разместил ответ на вышеуказанный запрос: "По существу, поступившего запроса на разъяснение положений документации об электронном аукционе, сообщаем следующее. Заказчиком принято решение о внесении изменений в извещения об осуществлении закупки".
Частью 4 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом, предусмотренным частью 5 настоящей статьи, вправе внести изменения в извещение об осуществлении закупки, которые формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещаются в единой информационной системе, не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Изменение наименования объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в закупке не допускаются. При этом срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен таким образом, чтобы со дня, следующего за днем размещения таких изменений, до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке данный срок составлял:
1) при проведении электронных конкурсов - не менее десяти дней;
2) при проведении электронных аукционов - не менее семи дней;
3) при проведении электронных аукционов, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает два миллиарда рублей, - не менее трех дней.
17.05.2023 Заказчик внес изменения в извещение, о чем размещено на официальном сайте.
Следовательно, Заказчик в соответствии с частью 4 статьи 42 Закона о контрактной системе внес изменения в Извещение.
Однако данными изменениями не были устранены вышеуказанные нарушения.
Поскольку допущенные Заказчиком вышеописанные нарушения являются существенными, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Профи-Юг" на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Областная детская клиническая больница им.Н.Н.Силищевой" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по монтажу системы видеонаблюдения (номер извещения: 0325200000223000038) обоснованной в части несоответствия извещения требованиям части 6 статьи 23, пункта 5 части 1 статьи 42, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Признать государственного заказчика ГБУЗ АО "Областная детская клиническая больница им.Н.Н.Силищевой" нарушившим часть 6 статьи 23, пункт 5 части 1 статьи 42, пункт 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по монтажу системы видеонаблюдения (номер извещения: 0325200000223000038).
3. Выдать государственному заказчику ГБУЗ АО "Областная детская клиническая больница им.Н.Н.Силищевой" и членам комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, допущенных при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по монтажу системы видеонаблюдения (номер извещения: 0325200000223000038).
4. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель комиссии Т.Н.Камакина
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
И.В.Русскиа
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 26 мая 2023 г. N 030/06/42-526/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2023