Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, (далее - Комиссия, Управление) в составе:
Председателя Комиссии:
<------>,
Членов Комиссии:
<------>;
<------>,
При участии в формате ВКС:
от Заявителя - представителя по доверенности;
рассмотрев жалобу ООО "Специализированное Проектное Бюро Технологии Строительства" на действия Конкурсной комиссии при осуществлении закупки способом открытого конкурса в электронной форме на "Разработка проекта рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления (земельный участок между кос-14000 и ГК Лагуна)", начальная (максимальная) цена контракта - 14 222 936,80 рублей (извещение N 0190300002123000196), на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации -wwwzakupki.gov.ru (далее - Аукцион, Официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии.
Заявитель считает, что действия Конкурсной комиссии противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Заказчик, Уполномоченный орган с доводами Заявителя не согласились, представили возражения и сообщили, что при проведении конкурса, действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением, приложениями, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее -ЕИС) на Официальном сайте;
2) дата и время окончания срока подачи заявок 15.05.2023 08:30 (МСК+2);
3) дата окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок - 17.05.2023;
4) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта - 18.05.2023;
5) дата окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 22.05.2023;
6) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 23.05.2023.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы следует, что по мнению Заявителя, действия Комиссии по осуществлению закупок нарушают Закон о контрактной системе, что выразилось в незаконном и необоснованном отклонении заявки Заявителя, ввиду того, что согласно сведениям, указанным в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования участник закупки имеет второй уровень ответственности по обязательствам по договора, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда (не превышает пятьдесят миллионов рублей), что не соответствует требованиям извещения (п. Требования к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ), так как уровень ответственности участника закупки должен составлять не менее стоимости контракта, заключаемого по результатам конкурентной закупки.
Кроме этого Заявитель считает, что отклонение его заявки в связи с тем, что представленный договор подряда N 11/19-СП на разработку рабочей документации от 22 июля 2019 года не соответствует установленным требованиям позиции 6 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571, а именно - работы по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, также является необоснованным.
Заказчик, Уполномоченный орган с доводами, изложенными в жалобе не согласны и считают их необоснованными, предоставлены письменные возражения на жалобу Заявителя.
Проанализировав материалы дела, доводы на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе заказчик устанавливает требования о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований данного Федерального закона.
Согласно ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Исходя из приведенных выше положений Закона о контрактной системе, участник закупки, в случае подачи заявки, обязан соблюдать, в том числе обязательные требования к составу такой заявки, содержащиеся как в Закона о контрактной системе, так и в извещении. При этом участник закупки самостоятельно несет ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в такой заявке, и должен оценивать риски быть отклоненным в случае несоблюдения указанных обязательных требований.
Обязанностью же комиссии по закупкам, в частности при рассмотрении заявок участников закупки, является проверка соответствия таких заявок требованиям, сформулированным заказчиком в извещении.
Также необходимо учитывать, что критерием допуска участника к участию в конкурсе является, в том числе соответствие заявки всем требованиям, указанным в извещении. При этом Конкурсной комиссией подвергаются анализу документы, непосредственно представленные участниками закупки в составе заявки, и именно таким документам дается оценка.
Аналогичные выводы содержаться в Решении Арбитражного суда ЯНАО от 03.07.2018 г. по делу N А81-3235/2018 и в Решении Арбитражного суда ЯНАО от 04.06.2018 г. по делу N А81-3326/2018 из которых следует, что законодательство о контрактной системе не наделяет и не дает права членам единой комиссии давать оценку установленным заказчиком требованиям на их объективность и обоснованность, то есть единая комиссия фактически сравнивает показатели и документы, содержащиеся в составе заявки участника закупки, с требованиями, установленными заказчиком в документации.
В соответствии с Протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 19.05.2023 NПРОII1 Конкурсная комиссия приняла решение об отклонении заявки с идентификационным номером 43 (Заявителя) в связи с несоответствием участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 44-ФЗ (пункт 3 части 12 статьи 48 44-ФЗ), а также несоответствием участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 44-ФЗ (пункт 3 части 12 статьи 48 44-ФЗ).
Совокупный размер обязательств по договорам, заключенным с использованием конкурентных способов закупок на выполнение работ в области архитектурно-строительного проектирования, превышает предельный размер обязательств, исходя из которого участником закупки был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, согласно сведениям из Единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и их обязательствах.
В извещении установлено требование к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ: позиция 6 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571.
Содержание требования: Наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ; 3) положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (за исключением случаев, при которых такое заключение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Представленный договор подряда N 11/19-СП на разработку рабочей документации от 22 июля 2019 года не соответствует установленным требованиям позиции 6 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571, а именно - работы по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Предметом конкурса является разработка проекта рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления (земельный участок между кос-14000 и ГК Лагуна).
Согласно Извещению, при проведении рассматриваемого Конкурса, Заказчиком установлено требование в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе согласно которому участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, за исключением случаев, установленных ч. 4.1 ст. 48 ГрК РФ. Саморегулируемая организация, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств. Подтверждением данного требования является нахождение участника в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций.
Изучив заявку Заявителя Комиссия установила, что участником с идентификационным номером 43 в составе второй части заявки представлена выписка из реестра членов саморегулируемой организации, где указано следующее:
- Уровень ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договору подряда на подготовку проектной документации, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда - Первый уровень ответственности (не превышает двадцать пять миллионов рублей);
- Уровень ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам подряда на подготовку проектной документации, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств - Второй уровень ответственности (не превышает пятьдесят миллионов рублей).
Как установлено на заседании Комиссии и не опровергается Заявителем, в настоящий момент у Заявителя находится на исполнении 8 контрактов (заключены по итогам проведения закупок NN 0176300005422000083, 0158300023222000018, 0158300026423000004, 0158300033023000004, 0858600002122000250, 0318300475523000001, 0158300003223000002, 0158300020322000182), совокупный размер которых, за исключением выполнения инженерных изысканий, составляет 72 897 671,02 рублей, что в свою очередь превышает уровень ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам подряда на подготовку проектной документации, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, так как Заявитель имеет второй уровень ответственности (не превышает пятьдесят миллионов рублей).
Также на заседании Комиссии установлено, что Заявителем на момент рассмотрения спорной закупки не внесен соответствующий взнос на повышение уровень ответственности по договорам подряда.
В части довода Заявителя о том, что представленный в качестве подтверждения требованиям позиции 6 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571, договор подряда N 11/19-СП на разработку рабочей документации от 22 июля 2019 года Комиссия сообщает, что позицией 6 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571 установлено требование о наличии опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ;
3) положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (за исключением случаев, при которых такое заключение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Согласно ст. 48 Градостроительного кодекса РФ:
Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. (часть 2).
Рабочая документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, их частей. Рабочая документация разрабатывается на основании проектной документации. Подготовка проектной документации и рабочей документации может осуществляться одновременно. (часть 2.1).
В качестве обоснования своего довода Заявитель указывает, что подготовка проектной документации и рабочей документации может осуществляться одновременно, в связи с чем представленный им договор подряда N 11/19-СП на разработку рабочей документации от 22 июля 2019 года соответствует требованиям позиции 6 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571.
С данным доводом Комиссия не может согласиться, так как согласно пункта 5 Приложения N 1 к представленному Заявителем договору подряда N 11/19-СП от 22.07.2019, исходными данными, предоставляемыми Заказчиком являются -разработанная проектная документация, соответственно ООО "Специализированное Проектное Бюро Технологии Строительства" не выполняло непосредственно работы по проектированию и подготовка рабочей документации, в рамках данного договора, не осуществлялась одновременно с проектной документацией, в связи с чем договор подряда N 11/19-СП на разработку рабочей документации от 22 июля 2019 года не соответствует требованиям позиции 6 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571.
Изучив требования извещения о проведении закупки, а также заявки участников закупки Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях Конкурсной комиссии нарушений требований Закона о контрактной системе, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Специализированное Проектное Бюро Технологии Строительства" на действия Конкурсной комиссии при осуществлении закупки способом открытого конкурса в электронной форме на "Разработка проекта рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления (земельный участок между кос-14000 и ГК Лагуна)", начальная (максимальная) цена контракта - 14 222 936,80 рублей (извещение N 0190300002123000196), необоснованной.
Председатель Комиссии: <------>
Члены Комиссии: <------>
<------>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 26 мая 2023 г. N 089/06/48-364/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2023