Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<------->;
Членов Комиссии:
<------->;
<------->,
При участии:
От Заявителя, Заказчика и Уполномоченного органа, должным образом уведомленных о месте и времени рассмотрения жалобы, представителей не представлено,
рассмотрев жалобу ООО "Медика Сервис Групп" на действия Заказчика ГБУЗ ЯНАО "Надымская центральная районная больница" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку катетеров для периферических сосудов, начальная (максимальная) цена контракта - 871 438,00 рублей (извещение N 0190200000323006063) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, Официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через Единую информационную систему в сфере закупок (далее- ЕИС), поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Заявитель считает, что извещение о проведении закупки противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок на Официальном сайте;
2) дата и время начала срока подачи заявок - 16.05.2023 14:32 (МСК+2);
3) дата и время окончания срока подачи заявок - 25.05.2023 08:00 (МСК+2);
4) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 25.05.2023;
5) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 29.05.2023;
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком к закупаемому товару установлены такие дополнительные требования, которые ограничивают конкуренцию, а закупаемый товар соответствует товару одного производителя.
Заказчик представил в Управление мотивированное возражение на жалобу Заявителя согласно которого, с доводами жалобы он не согласен, считает, что при описании объекта закупки действовал в соответствии с действующим законодательством.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Учитывая изложенное, Заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в описание объекта закупки требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика.
Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в описание требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, и, обязывающих заказчика устанавливать, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, включение в описание объекта закупки дополнительных потребительских свойств обусловлено потребностью заказчика.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, производится закупка катетеров для периферических сосудов.
Согласно Техническому заданию (описание объекта закупки) по позициям 1-7, требуется катетер для периферических сосудов со следующими характеристиками:
N п/п |
Наименование товаров, работ, услуг |
Код позиции КТРУ*(1) |
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные и количественные характеристики |
Единица измерения |
Количество |
Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге |
1 |
Катетер для периферических сосудов |
32.50.13.110-00004593 |
Диаметр катетера, G 14; Рабочая длина (Миллиметр) ? 45 и ? 50; Крылья для фиксации Да; Инъекционный порт Да; Удлинительная трубка Нет Ребристая гидрофобная заглушка - на павильоне иглы. Крышка Луер Лок - на гидрофобной заглушке. Игла - С трехгранным срезом и пальцевым упором и овальными вырезами для фиксации при пункции. |
штука |
300 |
С целью обеспечения бесперебойного поступления лекарственного препарата в вену пациента с заданной скоростью Возможность визуализировать положение катетера надежная фиксация с помощью швов Предназначен для профилактики случайного перелома трубки катетера или его удаления из вены |
2 |
Катетер для периферических сосудов |
32.50.13.110-00004593 |
Диаметр катетера, G 16; Рабочая длина (Миллиметр) ? 45 и ? 50; Крылья для фиксации Да; Инъекционный порт Да; Удлинительная трубка Нет |
штука |
250 |
С целью обеспечения бесперебойного поступления лекарственного препарата в вену пациента с заданной скоростью Возможность визуализировать положение катетера надежная фиксация с помощью швов Предназначен для профилактики случайного перелома трубки катетера или его удаления из вены |
3 |
Катетер для периферических сосудов |
32.50.13.110-00004593 |
Диаметр катетера, G 18; Рабочая длина (Миллиметр) ? 45 и ? 50; Крылья для фиксации Да; Инъекционный порт Да; Удлинительная трубка Нет |
штука |
1 000 |
С целью обеспечения бесперебойного поступления лекарственного препарата в вену пациента с заданной скоростью Возможность визуализировать положение катетера надежная фиксация с помощью швов Предназначен для профилактики случайного перелома трубки катетера или его удаления из вены |
4 |
Катетер для периферических сосудов |
32.50.13.110-00004593 |
Диаметр катетера, G 20; Рабочая длина (Миллиметр) ? 45 и ? 50; Крылья для фиксации Да; Инъекционный порт Да; Удлинительная трубка Нет Количество R-контрастных полосок - не менее 4 штук. Кончик катетера - Скругленной формы. Павильон - Луер Лок, перфорированные крыльями с наклоном. Инъекционный порт Луер Лок с защитной крышкой расположение инъекционного порта строго над крыльями. Ребристая гидрофобная заглушка - на павильоне иглы. Крышка Луер Лок - на гидрофобной заглушке. Игла - с трехгранным срезом и пальцевым упором и овальными вырезами для фиксации при пункции. |
штука |
2 500 |
С целью обеспечения бесперебойного поступления лекарственного препарата в вену пациента с заданной скоростью Возможность визуализировать положение катетера надежная фиксация с помощью швов Предназначен для профилактики случайного перелома трубки катетера или его удаления из вены |
5 |
Катетер для периферических сосудов |
32.50.13.110-00004593 |
Диаметр катетера, G 22; Рабочая длина (Миллиметр) |
штука |
3 000 |
С целью обеспечения бесперебойного поступления лекарственного препарата в вену пациента с заданной скоростью Возможность визуализировать положение катетера надежная фиксация с помощью швов Предназначен для профилактики случайного перелома трубки катетера или его удаления из вены |
6 |
Катетер для периферических сосудов |
32.50.13.110-00004593 |
Диаметр катетера, G 24; Рабочая длина (Миллиметр) ? 19 и ? 20 |
штука |
3 200 |
С целью обеспечения бесперебойного поступления лекарственного препарата в вену пациента с заданной скоростью Возможность визуализировать положение катетера надежная фиксация с помощью швов Предназначен для профилактики случайного перелома трубки катетера или его удаления из вены |
7 |
Катетер для периферических сосудов |
32.50.13.110-00004593 |
Диаметр катетера, G 26; Рабочая длина (Миллиметр) ? 19 и ? 20 Количество R-контрастных полосок - не менее 4 штук. Кончик катетера - Скругленной формы. Павильон - Луер Лок, перфорированные крыльями с наклоном. Инъекционный порт Луер Лок с защитной крышкой расположение инъекционного порта строго над крыльями. Ребристая гидрофобная заглушка - на павильоне иглы. Крышка Луер Лок - на гидрофобной заглушке. Игла - Из тончайшей хирургической стали, тройная заточка |
штука |
400 |
Оптимальный материал для данного вида изделий С целью обеспечения бесперебойного поступления лекарственного препарата в вену пациента с заданной скоростью Возможность визуализировать положение катетера надежная фиксация с помощью швов Предназначен для профилактики случайного перелома трубки катетера или его удаления из вены |
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - постановление Правительства РФ N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
В соответствии с п. 4 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п. 5 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно п. 6 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно коду по КТРУ 32.50.13.110-00004593 "Катетер для периферических сосудов" в описание объекта товара включены следующие обязательные для применения характеристики - "Диаметр катетера, G", "Инъекционный порт", "Крылья для фиксации", "Рабочая длина", "Удлинительная трубка". Указанная позиция не содержит запрета на включение дополнительных характеристик.
Правилами и Законом о контрактной системе не определена форма либо критерии допустимости к обоснованию указания дополнительных характеристик в описание объекта закупки.
Таким образом, Заказчик вправе определить в извещении о закупке такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям Заказчика с учетом специфики его деятельности.
Техническое задание содержит обоснование включения дополнительных характеристик, а именно: "С целью обеспечения бесперебойного поступления лекарственного препарата в вену пациента с заданной скоростью. Возможность визуализировать положение катетера надежная фиксация с помощью швов. Предназначен для профилактики случайного перелома трубки катетера или его удаления из вены", что соответствует специфике Заказчика.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При подготовке извещения об осуществлении закупки Заказчиком было получено 3 коммерческих предложений от различных юридических лиц для формирования НМЦК, что подтверждает факт свободной продажи медицинских изделий без каких-либо ограничений.
Изучив потребность Комиссией установлено, что Заказчиком произведено описание товара поставляемого при оказании услуги в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и содержит функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, позволяющие участникам этой закупки определить и сформировать предложение по поставке такого товара.
Заявителем не доказал тот факт, что требования к товару, включенные в извещение являются излишними и создали одним участникам закупки преимущества перед другими, являлись непреодолимыми для участников закупки, а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Выбор контрагентов, у которых участник закупки может приобретать товар, характеристики которого соответствуют требованиям Заказчика, извещением о закупке не ограничен. Отсутствие у потенциального участника закупки товара с требуемыми характеристиками не свидетельствует о том, что заказчик ограничил число участников закупки.
Комиссия отмечает, что любой участник закупки может предложить к поставке товар собственного производства либо купить такой товар у иных производителей.
Комиссия не может принять во внимание довод Заявителя о том, что им проведен достоверный и полный анализ рынка производителей товаров необходимых к поставке Заказчику, в виду того, что такой анализ Заявителем проведен с использованием открытых источников и в порядке определенном самим Заявителем, тогда как для проведения полного, объективного и всестороннего анализа такого рынка, который мог бы служить достоверно приведенной информацией и принят Комиссией при рассмотрении жалобы, установлен определенный порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, который утвержден приказом ФАС России от 28 апреля 2010 г. N 220 и который в виду особенностей своего проведения содержит обязательные для изучения аспекты.
Заказчик при планировании и осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Также Комиссия отмечает, что рынок указанных изделий медицинского назначения характеризуется как конкурентный, товары имеются в свободном доступе, а доказательств, что данная позиция является "закрывающей" и включение в извещение данной позиции ограничивает возможность участия в данной закупке не представлено.
В пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, разъяснено, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы и соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки. Обзором отмечено, что в силу статьи 6 Закона N 44-ФЗ возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Нарушение принципов единства контрактной системы в сфере закупок или/и создание неравных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок не установлено. Намерение заказчика при формировании описания товара было направлено на максимальное удовлетворение потребностей, умысла на нарушение принципов конкуренции, создания каких-либо преимуществ отдельным участникам закупки заказчик не имел. Аналогичный правовой подход изложен в Постановлении Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2018 N 21АП-1128/2018 по делу N А83-21466/2017. Довод Заявителя признается необоснованным.
На основании ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако, на заседание Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие об ограничении конкуренции и ограничении числа участников закупки.
Кроме того Заявителем, доказательств нарушения его прав и законных интересов не представлено.
Таким образом, довод Заявителя о нарушении положений Закона о контрактной системе путем установления в извещении требований к товарам, влекущих за собой ограничение количества участников закупки, являются недоказанными и, как следствие, необоснованными.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, об отсутствии в действиях Заказчика нарушения норм Закона о контрактной системе.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Медика Сервис Групп" на действия Заказчика ГБУЗ ЯНАО "Надымская центральная районная больница" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку катетеров для периферических сосудов, начальная (максимальная) цена контракта - 871 438,00 рублей (извещение N 0190200000323006063) необоснованной.
Председатель Комиссии: <------->
Члены Комиссии: <------->
<------->
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
-------------------------------------------
*(1) Указывается код позиции каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при его отсутствии указывается код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 30 мая 2023 г. N 089/06/33-377/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.06.2023