Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<__.>,
Членов Комиссии:
<__.>;
<__.>,
рассмотрев направленное Заказчиком - ГУ "ПТО УД ЯНАО" обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 22-ЭА от 05.12.2022 на оказание охранных услуг (г. Салехард), цена контракта - 3 705 450,91 рублей, (извещение N 0190200000322012942), с ООО ЧОО "Илир-24" (ИНН: 2461029990) (далее - Исполнитель), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России было направлено обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта (исх. N 1 от 12.05.2023) следует, что 05.12.2022 между Исполнителем и Заказчиком заключен государственный контракт на оказание охранных услуг (г. Салехард) (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 контракта, Исполнитель принял на себя обязательство: оказывать охранные услуги (г. Салехард): охрана имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию; охрана объектов с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию (далее - услуги) в срок, предусмотренный настоящим контрактом, согласно Спецификации (приложение N 1 к настоящему контракту) и Техническому заданию (приложение N 2 к настоящему контракту).
Согласно пп. 2.1.1 контракта своевременно и надлежащим образом оказывать услуги Заказчику согласно Спецификации и Техническому заданию.
Заказчиком, в рамках осуществления контроля за ходом и качеством оказываемых услуг, предусмотренного пп. 2.4.1 контракта, была проведена проверка соблюдения Исполнителем условий оказания услуг при срабатывании тревожной сигнализации на объектах охраны.
В ходе проверки, было установлено, что принятие соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны Исполнителем осуществляется с нарушением обязательств по настоящему контракту.
В связи с неисполнением обязательств по контракту, в адрес Исполнителя Заказчиком направлены претензии от 14.04.2023 года NN 89-1250/01-12/276, 89-1250/01-12/277, от 28.04.2023 года N 89-1250/01-12/359 с требованием незамедлительного исполнения условий контракта.
В случае если Исполнитель не исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, Заказчик вправе расторгнуть такой контракт в одностороннем порядке, а также взыскать неустойку за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, или вправе вернуть обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер начисленных штрафов, пеней.
На основании изложенного, в соответствии с частью 11 статьи 95 Закона N 44-ФЗ Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 22-ЭА на оказание охранных услуг (г. Салехард).
Исполнитель на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 26.05.2023 NАД/1531/23 представил письменные возражения по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Из возражений следует, что в соответствии с пунктом 1.1 контракта Исполнитель взял на себя обязательства по охране объектов Заказчика посредством технических средств охраны Заказчика, установленных на объектах, с принятием мер оперативного реагирования на их сигнальную информацию (охранная и тревожная сигнализация).
В соответствии с пунктом 2.2.1 контракта Заказчик взял на себя обязательства обеспечить Исполнителя техническими средствами, необходимыми для выполнения обязательств, предусмотренных настоящим контрактом.
Исполнитель оказывает охранные услуги посредством технических средств охраны, принадлежащих Заказчику, ремонт и обслуживание которых в свою очередь для Заказчика осуществляет по отдельному контракту другая организация (ООО "Комплексная Безопасность 89").
14.04.2023 от Заказчика в адрес Исполнителя поступило две претензии о ненадлежащем оказании охранных услуг N89-1250/01-12/276 и N89-1250/01-12/277 от 14.04.2023 года с приложением к ним односторонних актов о выявленных нарушениях (см. Приложения N01-04).
17.04.2023 от Заказчика в адрес Исполнителя, поступило письмо с отсканированным соглашением о расторжении контракта по соглашению сторон (см. Приложения N05-06).
28.04.2023 от Заказчика в адрес Исполнителя поступила претензия N89-1250/01-12/359 от 28.04.2023 года с приложением к ним односторонних актов о выявленных нарушениях (см. Приложения 08-11).
Исполнитель на претензии дал мотивированные ответы 19.04.2023, 03.05.2023).
04.05.2023 Исполнителем в адрес Заказчика была направлена претензия N1489-5 об огромном количестве ложных тревог на объекте охраны по вине Заказчика (см. Приложения N13-14).
Ответ на данную претензию от Заказчика не поступил, какие-либо меры в связи с претензией Заказчиком также приняты не были.
11.05.2023 от Заказчика посредством почты России поступили оригиналы подписанных со стороны Заказчика соглашений о расторжении контракта по соглашению сторон, которые были подписаны со стороны Исполнителя (11.05.2023) (см. Приложение N15).
12.05.2023 Заказчик разместил в ЕИС решение N1 об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с ненадлежащим исполнением Исполнителем условий контракта, что по мнению Заказчика подтверждается указанными выше тремя претензиями с приложенными к ним односторонними актами о выявленных нарушениях.
22.05.2023 Исполнителем в адрес Заказчика были направлены возражения N1489-6 на решение об одностороннем отказе от исполнения контракта с требованием о его отмене.
Однако решение Заказчиком не было отменено, в связи с чем 23.05.2023 года вступило в законную силу.
Несмотря на то, что контракт был расторгнут по соглашению сторон еще 11.05.2023, в последующем снова был расторгнут Заказчиком в одностороннем порядке 23.05.2023, стороны контракты до настоящего времени (29.05.2023 года) продолжают исполнять по нему обязательства.
Исполнитель просит, сведения об Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков, просим не включать.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В п.10.4 Контракта предусмотрено, что контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, в судебном порядке, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
05.12.2022 между Заказчиком и Исполнителем заключен государственный контракт на оказание охранных услуг (г. Салехард).
12.05.2023 принято Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
12.05.2023 Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Таким образом, 12.05.2023 является датой надлежащего уведомления исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик считает, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и Контракт считается расторгнутым с 23.05.2023.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 23.05.2023.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Исполнителем объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
В соответствии с п.1 ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Как следует из материалов дела 12.05.2023 года Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 22-ЭА от 05.12.2022 на основании пункта 10.4 Контракта.
Принятое 12.05.2023 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Контракт считается расторгнутым с 23.05.2023.
Материалами дела установлено, что спорный контракт прекратил свое действие не в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, а в связи с решением расторгнуть контракт по соглашению сторон. Комиссии представлено Соглашение от 11.05.2023 о расторжении государственного контракта N22-ЭА от 05 декабря 2022 года на оказание охранных услуг (г. Салехард). При этом гражданское законодательство Российской Федерации не предусматривает возможности расторжения контрактов, действие которых уже ранее было прекращено.
Таким образом, на момент вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (23.05.2023), контракт N 22-ЭА от 05.12.2022 года уже был расторгнут по соглашению сторон (11.05.2023).
В соответствии с пп. "а" п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие, что принимаемые меры, были направлены на надлежащее исполнение Контракта, на взаимодействие с заказчиком.
Таким образом, учитывая, что контракт расторгнут по соглашению сторон, а информация о расторжении контракта по соглашению сторон не подлежит направлению в контрольный орган, у Комиссии Ямало-Ненецкого УФАС России отсутствуют основания для включения информации об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ООО ЧОО "Илир-24" (ИНН: 2461029990) по обращению ГУ "ПТО УД ЯНАО" по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 22-ЭА от 05.12.2022 на оказание охранных услуг (г. Салехард), цена контракта - 3 705 450,91 рублей, (извещение N 0190200000322012942), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Председатель комиссии <__.>
Члены комиссии <__.>
<__.>
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 30 мая 2023 г. N 089/06/104-378/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.06.2023