Резолютивная часть решения оглашена "26" мая 2023 г.
Решение изготовлено в полном объеме "31" мая 2023 г. г. Кемерово
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: |
*** |
заместителя руководителя Кемеровского УФАС России; |
Членов комиссии: |
*** |
начальника отдела контроля в сфере закупок; |
|
*** |
главного специалиста отдела контроля в сфере закупок; |
При участии посредством ВКС:
- *** - представителя ГБУЗ "Кузбасская клиническая психиатрическая больница", по доверенности,
рассмотрев дело N 042/06/33-648/2023, возбужденное по признакам нарушения заказчиком - ГБУЗ "Кузбасская клиническая психиатрическая больница" законодательства в сфере закупок при проведении электронного аукциона N 0139200000123007168 "Выполнение работ по капитальному ремонту", руководствуясь Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14
установила:
22.05.2023 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ООО "Алертком" (вх. N 4717-ЭП/23) на действия заказчика - ГБУЗ "Кузбасская клиническая психиатрическая больница" при проведении электронного аукциона N 0139200000123007168 "Выполнение работ по капитальному ремонту".
По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к участникам закупки о наличии членства в СРО.
В процессе рассмотрения жалобы Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:
На официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ заказчиком - ГБУЗ "Кузбасская клиническая психиатрическая больница" было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0139200000123007168 "Выполнение работ по капитальному ремонту".
Начальная максимальная цена контракта -11 270 100,00 рублей.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчиком в извещении установлено:
Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
Копия лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с видом работы (услуги): монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах 2. Копия лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с видом работы (услуги): монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ 3. Копия лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с видом работы (услуги): монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов 4. Участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 52, частью 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N190-ФЗ. При этом в соответствии с частью 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ необходимо соблюдение в совокупности следующих условий: 1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является участник, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ; 2) совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом части 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса договорам не должен превышать предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ. Минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ. Минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ 5. Копия лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с видом работы (услуги): монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
Согласно п.14.2 ч.2 ст. 1 ГрК РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В соответствии с п.10 ч. 2 ст.1 ГрК РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
При определении объекта закупки Заказчик использовал понятия "здание" и "система инженерно-технического обеспечения", приведенные в Федеральном законе от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - "Технический регламент"):
"Здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных" (п. 6 ч.2 ст.2 Технического регламента);
"Система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности" (п.21 ч.2 ст.2 Технического регламента).
Согласно п. 5.2 Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (Ведомственные строительные нормы ВСН 58-88 (р)) на капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секции). При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства.
Таким образом, определение капитального ремонта не предполагает создания новых видов конструкций либо систем и сетей инженерно-технического обеспечения. В частности, для отнесения работ к капитальному ремонту необходимо, чтобы такая работа производилась в отношении уже существующих конструкций, систем и сетей инженерно-технического обеспечения.
Капитальный ремонт заключается в замене или восстановлении эксплуатационных характеристик всех конструкций, санитарно-технических систем, инженерных устройств и оборудования в связи с их физическим или моральным износом и разрушением. В данном случае требуется не только монтаж, а полная замена систем инженерно-технического обеспечения (АПС и СОУЭ), соответственно, предварительный демонтаж данных систем.
Основным отличительным признаком капитального от текущего ремонта является цель его проведения. Если текущий ремонт предназначен для поддержания параметров устойчивости и надежности зданий, то при капитальном ремонте объекта капитального строительства осуществляется замена или восстановление строительных конструкций объекта, либо его элементов, в том числе такая замена (восстановление) может улучшать показатели конструкций и элементов.
Из пояснений представителя заказчика следует, что при определении объекта закупки Заказчик исходил из того, что капитальный ремонт - это замена (демонтаж существующих и монтаж новых) систем инженерно-технического обеспечения (АПС и СОУЭ), выполняющих функции обеспечения безопасности объектов капитального строительства (зданий).
В зданиях ГБУЗ "Кузбасская клиническая психиатрическая больница", являющихся объектами капитального строительства и подлежащих капитальному ремонту (корпуса: N1 (литера А), ЛПМ (литера Н), пищеблок (литера Ж)), в настоящее время имеются системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (АПС и СОУЭ), которые эксплуатируются, проходят требуемое техническое обслуживание, но, в связи с эксплуатацией сверх установленного срока службы, подлежат замене.
Таким образом, установленное в извещении требование к участникам закупки о наличии членства в СРО не противоречит ст. 31 ФЗ N44-ФЗ.
ООО "Алертком" указывает на то, что предусмотренные заказчиком работы по капитальному ремонту отнесены к коду ОКПД 2 43.21.10.140 "Работы по монтажу систем пожарной сигнализации и охранной сигнализации". Указанные работы по мнению заявителя не относятся к ремонту здания и не сопряжены со строительными работами.
Объектом данной закупки является выполнение работ по капитальному ремонту, заказчиком выбран код ОКПД 2 43.21.10.140 "Работы по монтажу систем пожарной сигнализации и охранной сигнализации".
Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) 43.21.10.140 "Работы по монтажу систем пожарной сигнализации и охранной сигнализации" относятся к:
классу 43 |
Работы строительные специализированные |
|
группе 43.21 |
Работы электромонтажные |
|
виду 43.21.10 |
Работы по монтажу систем пожарной сигнализации и охранной сигнализации на строительной площадке |
Таким образом комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу, что указанный заказчиком код ОКПД2 не противоречит объекту закупки, а уточняет вид работ по капитальному ремонту.
Довод заявителя ООО "Алертком" о том, что заказчиком не размещена проектная документация, признан комиссией Кемеровского УФАС России необоснованным, поскольку в ходе изучения сведений в ЕИС в сфере закупок Комиссией Кемеровского УФАС России было установлено, что заказчиком в составе аукционной документации размещены локальный сметный расчет и техническая часть.
С учетом того обстоятельства, что закупка проводится на капитальный ремонт, размещения проектно - сметной документации в полном объеме не требуется.
Согласно требованиям части 9 статьи 99 ФЗ N 44-ФЗ контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 настоящей статьи осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:
- органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
Кемеровское УФАС России не обладает полномочиями относительно проверки расчетов начальной (максимальной) цены контракта, в связи с этим Кемеровским УФАС России принято решение о направлении в адрес Главного контрольного управления Кузбасса обращения о рассмотрении довода жалобы ООО "Алертком" в части обоснованности расчета начальной (максимальной) цены контракта, в пределах предоставленных полномочий.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Кемеровского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Алертком" на действия заказчика - ГБУЗ "Кузбасская клиническая психиатрическая больница" при проведении электронного аукциона N 0139200000123007168 "Выполнение работ по капитальному ремонту" необоснованной.
2. Передать в Главное контрольное управление Кузбасса жалобу ООО "Алертком" для рассмотрения на предмет соответствия требованиям ФЗ N 44-ФЗ.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии: ***
Члены комиссии: ***
***
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 31 мая 2023 г. N 042/06/33-648/2023 (ключевые темы: капитальный ремонт - техническое обслуживание - объекты капитального строительства - пожарная сигнализация - строительные конструкции)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2023