Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 24.05.2023 N 66/23 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "Медика Сервис Групп" (далее - Комиссия), в составе:
при участии представителей заказчика - ОГБУЗ "Городская больница N2 г. Белгорода" (доверенность N 77 от 23.03.2023), уполномоченного учреждения - ОГКУ Белгородской области "Центр закупок" (доверенность N ЦЗ 1-06-521 от 01.12.2022), (доверенность N 1-06-92 от 08.02.2023), (доверенность N 1-06-86 от 07.02.2023), (доверенность N 1-06-359 от 25.05.2023), в отсутствие представителя заявителя - ООО "Медика Сервис Групп" (о времени и месте рассмотрения жалобы надлежаще уведомлено), рассмотрев материалы дела N 031/06/106-384/2023 по жалобе ООО "Медика Сервис Групп" на положения извещения об осуществлении электронного аукциона на поставку медицинских изделий Катетер для периферических сосудов на 2023 год (N закупки 0826500000923003427), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "Медика Сервис Групп" на положения извещения об осуществлении электронного аукциона на поставку медицинских изделий Катетер для периферических сосудов на 2023 год (N закупки 0826500000923003427) (далее - Электронный аукцион).
Из жалобы следует, что документация об Электронном аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. А именно: некоторые позиции спецификации, изложенные в Приложении N 1 к извещению "Описание объекта закупки" (далее - Приложение N 1), указывают на оборудование одного производителя, что влечет за собой ограничение конкуренции.
Заказчик - ОГБУЗ "Городская больница N2 г. Белгорода" и уполномоченное учреждение - ОГКУ Белгородской области "Центр закупок" представили возражения на жалобу ООО "Медика Сервис Групп" (далее Заявитель), с доводами, изложенными в жалобе, не согласны, просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "Медика Сервис Групп", ознакомившись с представленными возражениями, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) www.zakupki.gov.ru 12.05.2023 размещено извещение об осуществлении Электронного аукциона с приложениями.
Объект закупки - поставка медицинских изделий Катетер для периферических сосудов на 2023 год.
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 250 505,70 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Медика Сервис Групп" контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Из части 2 статьи 8 Закона о контрактной следует, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, следует, что определяющим фактором при установлении заказчиком соответствующих требований являются потребности заказчика, а не хозяйствующих субъектов, принимающих участие в закупке. Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. Закон предусматривает право заказчика определить в документации об аукционе такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 года N 145 (далее - Правила), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил использования КТРУ, с указанной в ней даты обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Однако пунктом 5 Правил использования каталога предусмотрено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Пунктом 6 Правил установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Соответственно, заказчик вправе включить в извещение об осуществлении Электронного аукциона такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций.
Объекту закупки соответствуют позиции из КТРУ 32.50.13.110-00004589 и 32.50.13.110-00004593 - катетер для периферических сосудов, в каталоге имеется описание и обязательные характеристики по данному товару.
Согласно Приложению N 1 к извещению Заказчиком установлены показатели и значения показателей, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным Заказчиком требованиям.
По мнению заявителя, установленное Заказчиком в Приложении N 1 такое требование, как инъекционный порт Люэр Лок с защитной крышкой, расположенный строго над крыльями соответствует единственному производителю ilife, при этом другие характеристики этого товара не соответствуют требования заказчика.
В то же время, заявитель полагает, что установленные в позициях 5 и 6 Приложения N 1 параметры катетера, такие как диаметр катетера, рабочая длина, скорость потока, соответствуют единственному производителю компании "Б. Браун Мельзунген АГ" Германия.
Как следует из письменного пояснения уполномоченного учреждения, показатели сформированы на основании потребностей Заказчика.
Все показатели, установленные в описании объекта закупки, являются значимыми для Заказчика. Заказчиком установлено следующее значение показателя, которое не может изменяться "Инъекционный порт Люэр Лок с защитной крышкой, расположенный строго над крыльями", так как расположение защитной крышки строго над фиксирующими крыльями снижает риск смещения катетера при введении лекарственного средства через инъекционный порт.
Инъекционный порт должен располагаться поверх крыльев, то есть на 90 градусов по отношению к крыльям. При установке иглы в вену пациента крылья располагаются параллельно коже. Далее при присоединении шприца к порту получается максимально стабильная опора в виде 90 градусов к направлению движения иглы и упор через большую поверхность крыльев на кожу. Данное расположение порта наиболее безопасно с точки зрения смещения иглы в сосуде во время присоединения, что снижает риск травмы сосуда. Если порт будет за крыльями, уменьшается площадь опоры на кожу и возрастает риск смещения иглы. То же самое, если порт будет под любым другим углом по отношению к крыльям.
Также из пояснений Заказчика следует, что в пунктах 5, 6 Приложения N 1 такие значения, как диаметр катетера и рабочая длина установлены в соответствии с КТРУ. Дополнительная информация, включенная в Описание объекта закупки, имеет обоснование необходимости использования такой информации в соответствии с пунктом 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ 145.
При подготовке аукционной документации заказчиком проведен анализ рынка аналогичных медицинских изделий, направлены запросы на получение ценовой информации потенциальным участникам закупки.
В результате чего, Заказчиком получены три коммерческих предложения от поставщиков (подрядчиков, исполнителей), обладающих опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг.
Кроме того, в ходе проведения заседания установлено, что для участия в Электронном аукционе было подано четыре заявки, три из которых признаны соответствующими требованиям извещения, снижение составило 69,92%.
В ходе рассмотрения жалобы ООО "Медика Сервис Групп", Комиссия, изучив заявки участников закупки, пришла к выводу, что в составе заявок участников представлены товары, предполагаемые к поставке, следующих производителей B.Braun Melsungen AG - Б.Браун Мельзунген АГ Германия, Global Medikit Limited - Глобал Медикит Лимитед Индия, Poly Medicure Limited - Поли Медикьюр Лимитед, Индия.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что требования, установленные Заказчиком к техническим характеристикам товара и указанные в описании объекта закупки, не ограничивают конкуренцию, так как соответствуют товару нескольких производителей.
При рассмотрении дела Комиссией установлено, что извещение об Электронном аукционе не содержит ссылок на требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов либо наименование страны происхождения товара.
Требования извещения об Электронном аукционе в равной степени распространены на всех участников закупки.
Объектом Электронного аукциона является поставка находящегося в свободном обращении товара, в связи с чем, участвовать в указанном аукционе может любое лицо, готовое поставить товар, соответствующий положениям документации об Электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.
Указание определенных функциональных характеристик заказчиком является необходимостью, связанной с исполнением Приказов Министерства здравоохранения РФ в связи со спецификой выполняемой работы, а именно оказанием плановой и экстренной медицинской помощи населению. В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона РФ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Исходя из пункта 1 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года, указание Заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться, как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Заявитель на рассмотрение дела не явился. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что положения извещения об осуществлении Электронного аукциона нарушили права и законные интересы ООО "Медика Сервис Групп", привели к нарушению принципов проведения закупок товаров, а также ограничили количество участников закупки заявителем в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, довод заявителя о том, что в техническом задании нарушены нормы законодательства о контрактной системе, которые ведут к ограничению количества участников, является необоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Учитывая выше изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Медика Сервис Групп" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 29 мая 2023 г. N 031/06/106-384/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.06.2023