Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
в присутствии представителей (посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков"):
рассмотрев направленное Заказчиком в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила информация, изложенная в обращении Заказчика (вх. N 5377/23), о включении сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков в связи с расторжением контракта N 1203/22 от 19.05.2022 по решению суда.
Из обращения, направленного Заказчиком в Ленинградское УФАС, следует, что согласно Решению Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.04.2023 по делу N А56-120842/2022:
"расторгнуть государственный контракт от 19.05.2022 N 1203/22 на выполнение работ по технологическому присоединению к электрическим сетям.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Ориалл" (ИНН 7802610236) в пользу государственного бюджетного учреждения культуры Ленинградской области "Музейное агентство" (ИНН 7825414608) 6000 руб. судебных расходов по уплате госпошлины".
Комиссия Ленинградского УФАС в рассматриваемом деле считает необходимым выяснить и оценить фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Из существа обращения Заказчика следует, что контракт была расторгнут решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-120842/2022 по причине неисполнения Обществом условий контракта в установленный срок.
Вместе с тем, представитель Заказчика на заседании Комиссии Ленинградского УФАС указал, что несмотря на расторжение судом контракта N 1203/22 от 19.05.2022 не настаивает на включении данного Участника в РНП, поскольку вышеуказанная мера несоразмерна осуществленным Обществом действиям.
Комиссия Ленинградского УФАС учитывает позицию Заказчика и отмечает, что основания включения в реестр недобросовестных поставщиков не могут ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Комиссия Ленинградского УФАС России, ознакомившись с Контрактом, установила, что соответствии с пунктом 1.1. Контракта Подрядчик обязуется по заданию Заказчика в установленные сроки выполнить работы по технологическому присоединению к электрическим сетям объекта культурного наследия регионального значения "Усадебный дом (деревянный)", расположенного по адресу: Ленинградская область, Бокситогорский муниципальный район, Ефимовское городское поселение, с. Сомино, ул. Ярославская, д. 43 (далее - Объект, Здание), в соответствии с Описанием объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту), Рабочей документацией (Приложение N 2 к Контракту), являющимися неотъемлемой частью контракта и сдать результат выполненных работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат выполненных работ и обеспечить оплату по Контракту.
При этом согласно Контракта:
- 1.2 Наименование, объем, содержание и иные требования к выполнению Подрядчиком Работ на Объекте Описанием объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту), а также Рабочей документацией (Приложение N 2 к Контракту);
- 2.2 Срок выполнения Работ: 60 (шестьдесят) календарных дней с момента заключения Контракта.
Согласно пункту 11.1. Контракт вступает в силу с даты подписания его Сторонами и действует до 31 декабря 2022 года, а в части неисполненных обязательств Контракт действует до момента их надлежащего исполнения. Окончание срока действия Контракта не освобождает Стороны от выполнения неисполненных обязательств, предусмотренных Контрактом, а также от ответственности за нарушение условий Контракта.
Проанализировав письменные пояснения и документы, представленные Подрядчиком (все приобщены к материалам дела), Комиссия Ленинградского УФАС России выявила следующие обстоятельства.
19.05.2022 стороны подписали Контракт
Для выполнения Работ, Подрядчиком была привлечена субподрядная организация ООО "НЭКО-ТРЕЙД" (далее - Субподрядчик).
При согласовании закупки материалов электрооборудования, необходимых для выполнения Работ, Субподрядчик, сообщил о прекращении ABB Ltd. (на территории Российской Федерации - ООО "АББ") поставок данных материалов, предоставив соответствующие информационные письма.
В поисках выхода из сложившейся ситуации, Подрядчиком производился поиск альтернативных вариантов применяемого оборудования.
Удостоверившись в сведениях от Субподрядчика и подобрав совместно технологически применимые для выполнения Работ варианты, Подрядчиком установлено, что их закупка будет значительно дороже, из-за чего 07.06.2022, Подрядчиком составлено соответствующе информационное письмо N 02/06 от 7.06.2022.
15.07.2022 в связи со скорым истечением срока выполнения Работ, Подрядчиком составлено письмо N 17 от 15.07.2022 с просьбой о продлении данного срока.
22.07.2022 оба письма были направлены Заказчику.
10.08.2022 Заказчиком направлен ответ на письма, согласно которым, в просьбах о продлении сроков выполнения Работ, согласования аналогов материалов для производства и увеличении цены Контракта отказано.
Однако, несмотря на нарушение сроков производства работ в адрес Подрядчика не поступало претензий со стороны Заказчика
Участник и Заказчик на заседании подтвердили, что Общество не отказывалось от исполнения обязательств по Контракту.
31.10.2022 с Субподрядчиком согласовано проведение лабораторных испытаний и подготовки испытательной документации, установленного оборудования.
14.11.2022 по результатам выполнения Работ, Субподрядчиком предоставлена Исполнительная Документация, согласно которой, технологическое присоединение к электрическим сетям произведено. Также в рамках отчетности предоставлены фотоматериалы с места проведения Работ.
29.11.2022 не смотря на факт осуществления технологического присоединения объекта культурного наследия регионального значения "Усадебный дом (деревянный)", расположенного по адресу: Ленинградская область, Бокситогорский муниципальный район, Ефимовское городское поселение, с. Сомино, ул. Ярославская, д. 43 Заказчиком, в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области было подано исковое заявление о расторжении контракта от 19.05.2022 N 1203/22.
21.01.2023 исковое заявление Заказчика было принято Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
17.04.2023 Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области было принято решение по делу N А56-120842/2022 о расторжении контракта N 1203/22 от 19.05.2022.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп б п. 13 Правил).
Исходя из представленных доказательств, документов и пояснений, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам:
1) Согласно нормам действующего законодательства РФ и заключенному Контракту работы должны выполняться в соответствии с согласованным и утвержденным Техническим заданием.
При этом, Комиссия Ленинградского УФАС не может в рассматриваемом деле руководствоваться лишь фактом расторжения судом Контракта без учета всех фактов, которые свидетельствуют о том, что Участник все-таки стремился выполнить обязательства в рамках исполнения Контракта, на которые обращает внимание, в том числе сам Заказчик.
То есть, Комиссия исходит из того, что принятый судебный акт, не свидетельствует о необходимости автоматического включения Участника в РНП.
В ходе анализа материалов дела находят свое подтверждение факты того, что Участник стремился исполнить обязательства и держал связь с Заказчиком.
Таким образом, Комиссия соглашается с позицией Заказчика, что мера в виде включения в РНП несоразмерна.
Со своей стороны, Комиссия предупреждает Общество, что Участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию финансов федерального бюджета), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Комиссия руководствуется статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, при этом, анализ вышеприведенных положений законодательства свидетельствует о том, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков о недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Следовательно, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном неисполнении обязанностей по контракту. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от неисполнения обязанностей по контракту, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Термин недобросовестное поведение предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность действий (бездействия) и подтвердить недобросовестный характер поведения Участника.
При этом, по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Комиссия также учитывает, что условиями Контракта, законодательством и положениями предусмотрено применение гражданско-правовых санкций в виде взыскания штрафов, пени, убытков, что является в данном случае достаточной мерой, по сравнению с исключительной мерой в виде включения сведений в РНП.
При таких обстоятельствах, Комиссия Ленинградского УФАС руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
сведения об ООО "Ориалл" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 29 мая 2023 г. N 047/10/104-1210/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.06.2023