Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии:
Карданова А.Х. - начальника отдела обжалования закупок Управления, заместителя председателя Комиссии;
членов Комиссии:
Кирпичниковой Н.Н. - ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования закупок Управления,
Финагиной Е.Ф. - ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования закупок Управления,
рассмотрев жалобу ООО "РЕСУРС ИНВЕСТ" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и дорожной деятельности Администрации Наро-Фоминского городского округа (далее - Заказчик), Муниципального казенного учреждения "Центр торгов Наро-Фоминского городского округа" (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения Наро-Фоминского городского округа (извещение N 0148300062723000225 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным учреждением, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего положения извещения о проведении Конкурса в противоречие нормам Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено 04.05.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 21 733 928,40 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок 22.05.2023.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к независимой гарантии.
Согласно пункту 17 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона).
В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона
Согласно части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе независимая гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму независимой гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 15 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму независимой гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона, а также идентификационный код закупки, при осуществлении которой предоставляется такая независимая гарантия;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается независимой гарантией;
3) обязанность гаранта в случае просрочки исполнения обязательств по независимой гарантии, требование об уплате денежной суммы по которой соответствует условиям такой независимой гарантии и предъявлено заказчиком до окончания срока ее действия, за каждый день просрочки уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате по такой независимой гарантии;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по независимой гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия независимой гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона;
6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления независимой гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления независимой гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1005) утверждены:
- дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе (далее - Дополнительные требования);
- перечень документов, представляемых заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии, правила ведения и размещения в ЕИС реестра независимых гарантий;
- форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии;
- правила формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий;
- типовая форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Типовая форма);
- типовая форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта.
В разделе "9. Обеспечение исполнения Контракта" Проекта контракта, установлено в том числе следующее:
"Исполнение Контракта обеспечивается предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона N 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный Заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику".
Кроме того, Заказчиком в разделе "10. Обеспечение гарантийных обязательств" Проекта контракта, установлено в том числе следующее:
"10.1. Размер обеспечения гарантийных обязательств 692818,78 руб., что составляет 3 процент(ов,а) от начальной (максимальной) цены контракта.
10.2. Гарантийные обязательства по Контракту обеспечиваются независимой гарантией, соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона N 44-ФЗ, или внесением денежных средств на счет Заказчика, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику.
Способ обеспечения гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ Подрядчиком самостоятельно".
Заказчиком в "Требования к независимой гарантии" установлено, в том числе следующее:
"Независимая гарантия должна быть безотзывной и содержать:
- указание на основное обязательство, исполнение которого обеспечивается Гарантией, а именно:
"Основное обязательство - все обязательства Принципала перед Бенефициаром по Контракту, срок исполнения которых наступает в период действия Гарантии".
На заседании Комиссии представителем Заказчика представлены письменные пояснения, согласно которым:
"На основании ст. 95 44-ФЗ Заказчиком, в извещении об осуществлении закупки, должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ устанавливается в размере от 0,5% до 30% начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик в п. 9.3 проекта Контракта установил обеспечение исполнения контракта - 30% от НМЦК.
Контракт с победителем заключается только после предоставления заказчику обеспечения исполнения контракта (ОИК) в соответствии с требованиями 44-ФЗ. Согласно ч. 3 ст. 96 44-ФЗ исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям ст. 45 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, САМОСТОЯТЕЛЬНО.
В извещении Заказчик указал: НГ должна быть безотзывной и соответствовать требованиям ст. 45, 96 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ, ППРФ от 08.11.2013 г. N 1005, приложения к Извещению (прилагается отдельным файлом).
На основании п. 2.2 ст. 96 44-ФЗ Заказчиком, в извещении об осуществлении закупки, может быть установлено требование гарантийного обеспечения контракта. Размер обеспечения гарантийных обязательств не должен превышать 10% от начальной максимальной цены контракта. Заказчиком в извещении о проведении закупки, а также п. 10.1 проекта Контракта установлен размер обеспечения гарантийных обязательств - 3% от НМЦК с детальным описанием сроков предоставления гарантии качества указанном в п. 6.13 Контракта.
На основании п. 10.3 проекта Контракта оформление документа о приемке (за исключением отдельного этапа исполнения контракта) выполненной работы (ее результатов) осуществляется после предоставления Подрядчиком обеспечения гарантийных обязательств в порядке и в сроки, установленные в приложении 3 к Контракту.
Таким образом Заказчик установил:
1. Обеспечение исполнения контракта - 30% от НМЦК.
2. Гарантийное обеспечение исполнение контракта - 3% от НМЦК.
Обеспечение контракта вносится в период подписания контракта, а обеспечение гарантии вносится до момента оформления приемки.
Заявитель обжалует неправомерные положения документации конкурса в электронной форме, препятствуют участникам закупки сформировать и подать заявку на участие в такой закупке, что напрямую ведет к ограничению числа участников закупки, при этом для подачи заявки на участие в закупке независимые гарантии не требуются.
Заказчик считает, что не препятствует подачи заявок.
Заказчиком установлены обязательства по Контракту в приложении N 2 к Контракту. Основным обязательством является выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения Наро-Фоминского городского округа, так же есть иные обязательства, что указаны так же в приложении N 2 (привлечение субподряда)".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика в части установления требований к независимой гарантии противоречат положениям Закона о контрактной системе.
При этом, представитель Заявителя на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил, а также в составе жалобы не представил документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу о нарушении прав и законных интересов Заявителя.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РЕСУРС ИНВЕСТ" необоснованной.
2. Требование о приостановке определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта, установленное Управлением на основании части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, отменить.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Заместитель председателя Комиссии А.Х. Карданов
Члены Комиссии Н.Н. Кирпичникова
Е.Ф. Финагина
Е.Ф. Финагина
(499) 755-23-23 (050-255)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 29 мая 2023 г. N 050/06/105-17440/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.06.2023