Комиссия Московского областного УФАС России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ПРИОРИТЕТ" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Федерального государственного бюджетного учреждения "Многофункциональный комплекс Министерства финансов Российской Федерации" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения АО "Сбербанк - АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на поставку мебели (извещение N 0348100026523000111 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно признавшим Заявителя уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) дата размещения извещения о проведении Аукциона - 10.05.2023;
2) начальная максимальная цена контракта - 18 100 000,02;
3) дата окончания подачи заявок - 10.05.2023;
4) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки,
5) заявки 2 участников закупки признаны соответствующими требованиям извещения о проведении Аукциона;
6) победителем Аукциона признан Заявитель.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно принято решение о признании Заявителя уклонившимся от заключения контракта.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Согласно части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не выполнены требования пункта 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе) и частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.05.2023 N ИЭА1 заявка Заявителя с идентификационным номером "7" признана Победителем Аукциона с ценовым предложением 13 445 943,81 рублей.
В соответствии с протоколом признания участника уклонившимся от заключения контракта от 19.05.2023 NППУ20_1 (далее - Протокол признания участника уклонившимся) Заявитель признан уклонившимся от заключения контракта по следующим основаниям:
"Признать участника: Заявка N7 от 09.05.2023 - Победитель) уклонившимся от заключения контракта на следующем основании: Невыполнение участником закупки требований ч. 3 ст. 51 Закона N 44-ФЗ.
Факт, являющийся Участник закупки в установленный срок не подписал контракт, не основанием для отказа предоставил обеспечение исполнения контракта (подп. "а", "б" ч. 3 ст. 51 Закона N 44-ФЗ).
Размещенный участником закупки документ в виде файла "протокол разногласий.clocx" не содержит разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ, а информацию, не соответствующую требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого".
Оператором электронной площадки была сформирована карточка контракта, что в свою очередь обеспечило возможность Заказчику направить 11.05.2023 Заявителю проект контракта в установленный законом срок.
Участником опубликован протокол разногласий следующего содержания: "Просим в пункте 2.1 настоящего контракта указать сумму контракта прописью. Цена контракта составляет 13 445 943 (Тринадцать миллионов четыреста сорок пять тысяч девятьсот сорок три) руб. 81 (восемьдесят одна) коп. в том числе налог на добавленную стоимость (далее - НДС) по налоговой ставке 20 процентов - 2 240 990 (Два миллиона двести сорок тысяч девятьсот девяносто) руб. 64 (шестьдесят четыре) коп".
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым:
"11.05.2023 по результатам электронного аукциона 0348100026523000111 "Поставка мебели" Заказчик разместил в ЕИС и на ЭТП проект контракта, указанный в п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ.
В силу положений ч. 3 ст. 51 Закона N 44-ФЗ предельный срок подписания и размещения на ЭТП и в ЕИС Заявителем проекта контракта 18.05.2023.
Заявитель 17.05.2023 разместил в ЕИС электронный документ в виде файла "протокол разногласий.doex", в котором указано: "Протоколразногласий к заключаемому контракту N57-ЭЛ-23 на поставку мебели ИКЗ 231500906786650090100100570020000244
Просим в пункте 2.1 настоящего контракта указать сумму контракта прописью:
Цена контракта составляет 13 445 943 (Тринадцать миллионов четыреста сорок пять тысяч девятьсот сорок три) руб. 81 (восемьдесят одна) коп. в том числе налог на добавленную стоимость (далее - НДС) по налоговой ставке 20 процентов - 2 240 990 (Два миллиона двести сорок тысяч девятьсот девяносто) руб. 64 (шестьдесят четыре) коп.".
При этом в и. 2.1 контракта указано: "Цена контракта составляет 13 445 943 руб. 81 коп. в том числе налог на добавленную стоимость (далее - НДС) но налоговой ставке 20 процентов".
То есть, элементы цены контракта прописаны цифрами, в связи с чем цена контракта, указанная в и. 2.1 контракта, Спецификации (приложение N 1 к Контракту N 57-ЭА-23), однозначна и не вызывает никаких разночтений.
Согласно извещению 0348100026523000111, заявке участника закупки элементы цены контракта прописаны цифрами. Проект контракта, являющийся приложением к извещению, не содержит требования расшифровки цены контракта прописью.
Следовательно, направленный Заявителю проект контракта полностью соответствует извещению и заявке Заявителя на участие в закупке.
Вместе с тем совершая действия (бездействие) в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Согласно фактическим обстоятельствам дела. Участник не проявил должную степень предусмотрительности и ответственности, выраженных в соблюдении всех необходимых процедур для заключения контракта.
Хронология заключения контракта наглядно свидетельствует о том, что в установленный ч. 5 ст. 51 Закона N 44-ФЗ процессуальный срок, Заявитель проект контракта не подписал, не проявил должную степень предусмотрительности и ответственности, выраженных в соблюдении всех необходимых процедур для заключения контракта.
В отношении документа Заявителя, поименованного как протокол разногласий, следует отметить, что данный документ не содержит замечания к положениям проекта контракта, которые не соответствуют извещению об осуществлении закупки, его заявке на участие в закупке. Данный документ, обозначенный как протокол разногласий, направлен на буквенную расшифровку цены контракта, а не на устранение допущенных Заказчиком при подготовке проекта контракта несоответствий извещению об осуществлении закупки и(или) заявке победителя на участие в электронной процедуре.
Таким образом, у Заявителя отсутствовали объективные причины для не подписания проекта контракта в установленный срок, намерение победителя об указании цены контракта прописью не является объективным препятствием для подписания контракта и не требует по смыслу и. 2 ч. 3 ст. 51 Закона N 44-ФЗ оформление протокола разногласий.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 20.01.2020 N 307-ЭС19-25951 документ, который не содержит предусмотренных действующим законодательством положений и условий, но своей природе не является протоколом разногласий, не может служить основанием для увеличения срока на размещение подписанного проекта контракта и означает отказ победителя от заключения контракта.
Ввиду того, что направленный победителем протокол разногласий не соответствует требованиям п. 2 ч. 3 ст. 51 Закона N 44-ФЗ, у Заказчика в силу п. 2 ч. 4 ст. 51 Закона N 44-ФЗ отсутствует обязанность обрабатывать данный протокол разногласий и давать какие-либо ответы, повторно размещать проект контракта в ЕИС".
При этом, представителем Заявителя не представлено документов и сведений, позволяющие Комиссии прийти к выводу о нарушении прав и законных интересов Заявителя.
Таким образом, изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, в части признания Заявителя уклонившимся от заключения контракта, не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
В соответствии с частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки.
Вместе с тем, 22.05.2023, в нарушение установленного Законом о контрактной системе срока, Заказчиком размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта, в соответствии с которым Участник признан уклонившимся от заключения контракта, что нарушает часть 6 статьи 51 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что нарушение в части несвоевременного размещения Протокола не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПРИОРИТЕТ" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
4. Материалы дела от 30.05.2023 N 050/06/105-17917/2023 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 30 мая 2023 г. N 050/06/105-17917/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.06.2023