Резолютивная часть решения объявлена 05 июня 2023 года
В полном объеме решение изготовлено 07 июня 2023 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Чеченское УФАС России) в составе:
Председатель Комиссии:
Эдылханов Б.Д. - заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
Салаев З.Р. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок;
Хасуев И.В-В. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок,
рассмотрев заявление Общества с ограниченной ответственностью "МАКСЭКО" на действия Заказчика - Государственного казенного учреждения "Управление по обеспечению деятельности Министерства финансов Чеченской Республики" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по поддержанию санитарно-гигиенического состояния помещений и прилегающих территорий,
в отсутствие представителей Заявителя и Заказчика, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения заявления,
УСТАНОВИЛА:
В Чеченское УФАС России поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью "МАКСЭКО" (ИНН 2013005970) на неправомерные, по мнению заявителя, действия (бездействие) Заказчика - Государственного казенного учреждения "Управление по обеспечению деятельности Министерства финансов Чеченской Республики" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по поддержанию санитарно-гигиенического состояния помещений и прилегающих территорий, на начальную (максимальную) цену контракта 4 211 310,00 рублей (номер извещения 0194200000523000866), выразившиеся в нарушении требований пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О контрактной системе") в части неправомерного объединения в один лот услуг по уборке помещений и территорий, функционально и технологически не связанных друг с другом.
В результате рассмотрения заявления, осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки (Реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний, представлений N 2023001А8500000041) Комиссия установила следующее.
Заявитель полагает, что "Заказчиком предмет закупки определен с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, так как в предмет закупки включены функционально и технологически не связанные работы, и услуги, а именно: уборка помещений, дезинфекция, уборка прилегающих территорий. Включение в состав одного лота указанных видов услуг, технологически и функционально не связанных, противоречит пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.".
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Из части 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе следует, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Из буквального толкования пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Федерального закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом устанавливать требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Согласно документации электронного аукцион N 0194200000523000866 на право заключения контракта на оказание услуг по поддержанию санитарно-гигиенического состояния помещений и прилегающих территорий, в рамках исполнения государственного контракта, Заказчиком применяется Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2014 (КПЕС 2008): 81.29.19.000 Услуги по чистке и уборке прочие, не включенные в другие.
При этом, в документации электронного аукциона предусмотрено также и оказание услуг по уборке территорий, включающих в себя очистку дворовых территорий от загрязнений (мусора, песка, опавших листьев, снега, наледи, грязи, удаление травы в (швах тротуарной плитки и в стыках твердых покрытии - замощений территории)) с применением методов ручной, механизированной или комбинированной уборки, удаление снега и наледи, применение средств для удаления наледи, полив дорожных покрытий, мойку цоколей, сбор и перемещение твердых коммунальных отходов (ТКО) к местам складирования и контейнерам, полив газонов, первичную сортировку ТКО.
Однако, на оказание услуг по подметанию и уборке снега, Заказчик обязан был применить ОКПД 81.29.12.000, который не предусмотрен документацией электронного аукциона.
Кроме того, Заказчик в документации электронного аукциона не предусматривает возможность для потенциальных участников закупки привлечение субподрядчиков, а также заключение договора гражданско-правового характера для проведения работ по уборке прилегающих территорий, в том числе на оказание услуг по подметанию и уборке снега, в соответствии с ОКПД 81.29.12.000.
Таким образом, Заказчиком объединены в один объект закупки на оказание услуг по поддержанию санитарно-гигиенического состояния помещений и прилегающих территорий, не связанные между собой ни технологически, ни функционально, их выполнение возможно отдельно друг от друга и это не повлияет на качество их выполнения и возможность оказать данные услуги.
В таких условиях высок риск выполнения некачественных работ, что недопустимо для государственного Заказчика.
Изучив представленную информацию, Комиссия отмечает, что в силу части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 и пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия Чеченского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать заявление Общества с ограниченной ответственностью "МАКСЭКО" - обоснованным.
2. Признать в действиях Заказчика - Государственного казенного учреждения "Управление по обеспечению деятельности Министерства финансов Чеченской Республики" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по поддержанию санитарно-гигиенического состояния помещений и прилегающих территорий, на начальную (максимальную) цену контракта 4 211 310,00 рублей (номер извещения 0194200000523000866) нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику - Государственному казенному учреждению "Управление по обеспечению деятельности Министерства финансов Чеченской Республики" обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии Б.Д. Эдылханов
Члены Комиссии: З.Р. Салаев
И.В-В. Хасуев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике от 7 июня 2023 г. N 020/06/33-29/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2023