Резолютивная часть решения оглашена 02 июня 2023 года
Решение в полном объеме изготовлено 05 июня 2023 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии: Членов Комиссии:
рассмотрение жалобы осуществлялось посредством видеоконференцсвязи в присутствии представителя ООО "АРХИМЕД ПЛЮС" -
Представители Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр организации закупок", Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Комаровская средняя общеобразовательная школа ГО ЗАТО Комаровский Оренбургской области не явились, о дате, времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом, представили письменные пояснения,
рассмотрев жалобу ООО "АРХИМЕД ПЛЮС" на действия Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Комаровская средняя общеобразовательная школа ГО ЗАТО Комаровский Оренбургской области при проведении электронного аукциона на выполнение капитального ремонта помещений столовой и входной группы (номер извещения N 0853500000323004400),
УСТАНОВИЛА:
26.05.2023 г. в Оренбургское УФАС России через Единую информационную систему (далее - ЕИС) поступила жалоба ООО "АРХИМЕД ПЛЮС" (далее - Заявитель) на действия Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Комаровская средняя общеобразовательная школа ГО ЗАТО Комаровский Оренбургской области (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение капитального ремонта помещений столовой и входной группы (номер извещения N 0853500000323004400) (далее - аукцион).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, Государственному казенному учреждению Оренбургской области "Центр организации закупок" (далее - Уполномоченный орган) выставлено требование о приостановлении осуществления закупки, в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Исходя из доводов жалобы следует, что Заказчиком неверно определен объект закупки, поскольку работы, проводимые в рамках исполнения контракта, подразумевают осуществление не только капитального ремонта помещений кухни, но и водоотведения и канализации.
Заказчик жалобу просил признать необоснованной, указав, что объектом проводимой закупки является проведение работ по капитальному ремонту помещений столовой и входной группы. В соответствии с требованиями п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, п. 21 ст. 2 Федерального закона РФ от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" действующее законодательство предполагает выполнение работ по замене/восстановлению систем инженерно-технического обеспечения объектом капитального строительства (здания) в рамках проведения капитального ремонта. Работы по капитальному и текущему ремонту в рамках проводимой закупки не объединялись.
Уполномоченный орган жалобу также просил признать необоснованной, указав в возражениях следующее. Объектом проводимой закупки является проведение работ по капитальному ремонту помещений столовой и входной группы.
В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ, капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) включает в себя, в том числе работы по замене и (или) восстановлению систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов (п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
В свою очередь, под системой инженерно-технического обеспечения понимается одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (п. 21 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
Таким образом, согласно Техрегламенту о безопасности зданий "Водопровод", в соответствии с требованиями действующего законодательства - необходимо относить к системе инженерно-технического обеспечения, поскольку он - принадлежность, часть здания.
В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ - замена и или восстановление систем инженерно-технического обеспечения проводят при капремонте.
Иными словами, в случае если система водоснабжения является одной из систем здания, сооружения, т.е. является его составной частью (непосредственно к нему относится) - работы по капитальному ремонту такой системы, соответственно, являются частью работ по капитальному ремонту всего здания (или его частей (помещений, входных групп и т.д.)
Таким образом, требования действующего законодательства предполагают выполнение работ по замене/восстановлению систем инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства (здания) (в настоящем случае - систем водоснабжения) в рамках проведения капитального ремонта. Доказательств обратного настоящий Заявитель в составе жалобы не указывает.
Доводы и сведения, изложенные в жалобе, сводятся лишь к несогласию с содержанием размещенного Заказчиком в единой информационной системе описания объекта закупки, что не свидетельствует о нарушении Заказчиком порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, заслушав доводы представителя Заказчика, пришла к следующим выводам:
19.05.2023 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке РТС-тендер http://www.rts-tender.ru размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение капитального ремонта помещений столовой и входной группы (номер извещения N 0853500000323004400).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 188 410,00 рублей.
Закупка осуществляется при содействии Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр организации закупок", являющегося Уполномоченным органом в соответствии с Порядком взаимодействия заказчиков Оренбургской области с Государственным казенным учреждением Оренбургской области "Центр организации закупок" при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, утвержденного Постановлением Правительства Оренбургской области от 29.12.2016 г. N 1010-п. Закупка осуществляется на основании положений п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Срок окончания подачи заявок 29.05.2023 11:00.
Законом о контрактной системе урегулированы отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).
В соответствии с положениями статьи 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Принципы обеспечения конкуренции и принципы ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок являются равнозначными и подлежащими соблюдению в равной степени во всех случаях.
Исходя из положений статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной неновой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок. операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкурентным способом определения поставщиков является, в том числе, проведения открытого аукциона в электронной форме.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (часть 1 статьи 49 Закона о контрактной системе).
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов ( в том числе, путем проведения открытого аукциона в электронной форме) заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, предусмотренную пп.1-23 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Частью 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам и услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Не понимание отдельных позиций ведомости или локального сметного расчета не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении Заказчиком числа участников закупки или неверном составлении извещения об осуществлении такой закупки.
В соответствии с ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе, любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Исходя из материалов дела, а также сведений, содержащихся в Единой информационной системе, Заказчику поступило два запроса о разъяснениях положений извещения, ответы на которые размещены в единой информационной системе 26.05.2023 г. (Разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 26.05.2023 NРИ1, от 26.05.2023 г. N РИ2), то есть с соблюдением сроков, предусмотренных ст. 42 Закона о контрактной системе, с изложением текста запроса. При таких обстоятельствах, Комиссия Оренбургского УФАС России в данной части нарушений положений ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе не усматривает, неудовлетворенность содержанием разъяснений положений извещения, отдельными участниками закупки не может свидетельствовать о наличии в действиях Заказчика нарушений положений ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе.
При этом, содержание первого запроса аналогично содержанию жалобы Заявителя. На уточняющий вопрос Комиссии Оренбургского УФАС России Заявитель пояснил, что заявку на участие в закупке не подавал.
Исходя из толкования положений ст. 105 Закона о контрактной системе, жалоба Заявителя должна содержать доводы и документы, подтверждающие их обоснованность.
Представитель Заявителя не представил доказательств, свидетельствующих о нарушении положений законодательства о контрактной системе, при подобном изложении наименования объекта закупки, работ, необходимых к выполнению в ведомости, а также невозможности подачи заявки. Заявитель не пояснил, чем установленные требования ограничивают его в участии в данной закупке, в том числе с учетом данных Заказчиком разъяснений положений извещения.
В соответствии с положениями п. 4 ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системе, жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки (далее также - жалоба) должна содержать: указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, доводы жалобы.
Представителем Заявителя на заседании Комиссии Оренбургского УФАС России были заявлены устно также доводы о том, что п. 8 раздела 1 локального сметного расчета не содержится единиц измерения, "входная группа" отсутствует в локальном сметном расчете, вывоз мусора предусмотрен не в каждом разделе, а отдельно, а "кабинет технологий" в предмете закупки, между тем, в жалобе данные доводы не указаны и были заявлены дополнительно, что не соответствует п 4 ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системе.
В полномочия антимонопольного органа разъяснение тех или иных положений извещения об аукционе в рамках рассмотрения жалобы, в порядке, определенном ст. 105, 106, 99 Закона о контрактной системе, не входит.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе, при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки: информация, предусмотренная подпунктами "а" и "г" пункта 2 части 1 настоящей статьи, не включается в заявку на участие в закупке в случае включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства.
Между тем, изучив положения извещения, дефектной ведомости, локальных сметных расчетов, Комиссия Оренбургского УФАС России нарушений по позициям, указанным Заявителем, в том числе, с учетом положений п. 2 ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе, п. 1 раздела 2 Инструкции по заполнению заявки, не усматривает. Кроме того, в соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.05.2023 г. N ИЭА1, на участие в закупке было подано две заявки, которые были признаны соответствующими положениям извещения.
В этой связи, доводы Заявителя являются необоснованными.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АРХИМЕД ПЛЮС" на действия Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Комаровская средняя общеобразовательная школа ГО ЗАТО Комаровский Оренбургской области при проведении электронного аукциона на выполнение капитального ремонта помещений столовой и входной группы (номер извещения N 0853500000323004400), необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии: |
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 2 июня 2023 г. N 056/06/106-579/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2023