Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев информацию Главного управления МЧС России по Саратовской области о включении ООО "КОМТРАССЕРВИС-САРАТОВ" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0360100005222000016 "Оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств Главного управления МЧС России по Саратовской области" (далее - Аукцион).
УСТАНОВИЛА:
24.05.2023 Главное управление МЧС России по Саратовской области (далее - Заказчик) представило в Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) информацию о включении ООО "КОМТРАССЕРВИССАРАТОВ" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0360100005222000016 "Оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств Главного управления МЧС России по Саратовской области" (далее - Аукцион).
Изучив представленную информацию и документы, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении информации и проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
17.05.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок и на сайте электронной площадки было размещено извещение о проведении Аукциона N 0360100005222000016 "Оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств Главного управления МЧС России по Саратовской области".
Заказчиком Аукциона является Главное управление МЧС России по Саратовской области .
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 8 575 250,49 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.05.2022 NИЭА1 аукциона признан несостоявшимися, поскольку по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка на участие в закупке (п. 1 ч. 1 ст. 52 Закона N 44-ФЗ). Заявка ООО "КОМТРАССЕРВИС-САРАТОВ" соответствует требованиям извещения о проведении Аукциона.
17.05.2022 Главное управление МЧС России по Саратовской области и ООО "КОМТРАССЕРВИС-САРАТОВ" заключили контракт N 03601000052220000160012 на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств Главного управления МЧС России по Саратовской области.
В соответствии с п. 2.1. Контракта Исполнитель по заданию Заказчика обязуется в установленный Контрактом срок оказывать услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств Главного управления МЧС России по Саратовской области.
Согласно п. 3.1. Контракта услуги оказываются Исполнителем в соответствии с требованиями Технического задания (приложение к Контракту N 1), являющегося неотъемлемой частью Контракта, а также техническими нормами, требованиями общепринятых стандартов качества, эксплуатационно-техническими и другими нормативными документами, регламентирующими порядок организации выполнения работ и оказания услуг, действующими в Российской Федерации.
В соответствии с п. 5.1. Контракта сроки оказания Услуг - с момента заключения Контракта по 15 декабря 2022 года включительно.
Пунктом 7.4. установлено, что Исполнитель обязан: приступить к оказанию Услуг по соответствующей заявке на оказание Услуг по техническому обслуживанию и ремонту техники в течение 2 (двух) часов с момента подачи техники в место оказания Услуг, произвести предварительную дефектовку техники, в точном соответствии с указаниями Заказчика, с выставлением соответствующего Заказ-наряда;
Также, пп. 7.7.4 Контракта Срок оказания Услуг по соответствующей заявке не должен превышать:
- 2 (двух) рабочих дней при оказании услуг по техническому обслуживаниютехники;
- 10 (десяти) рабочих дней при оказании услуг по текущему ремонту техники;
- 20 (двадцати) рабочих дней при оказании услуг по текущему ремонтутехники со сложными жестяницко-сварочными работами;
- 30 (тридцати) календарных дней при оказании услуг по проведению среднегоремонта техники.
Согласно п. 6.3. Контракта услуги считаются оказанными Исполнителем после подписания представителем Заказчика акта сдачи-приемки оказанных услуг по соответствующей заявке Заказчика, с указанием наименования выполненных работ, перечня замененных запасных частей и расходных материалов, времени, затраченного на выполнение работ (оказание услуг).
В соответствии с п. 11.1. Контракта стороны принимают все меры к тому, чтобы любые спорные вопросы, разногласия либо претензии, касающиеся исполнения настоящего Контракта, были урегулированы путем переговоров.
Пунктом 10 Технического задания установлено, что Срок действия государственного контракта: с момента заключения Контракта и до исполнения сторонами своих обязательств.
Согласно п. 12.4. Контракта досрочное расторжение Контракта может иметь место по соглашению Сторон, по решению суда, либо в случае одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, с учетом положений Федерального закона N44-ФЗ от
05.04.2013 г.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
12.05.2023 Заказчиком, в связи с неисполнением Поставщиком обязательств, принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с его неисполнением, которое 12.05.2023 было размещено в Единой информационной системе в сфере закупок.
Согласно п. 2 и 3 ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур: решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель). Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Датой надлежащего уведомления, считается дата размещения решения об одностороннем отказе в ЕИС 12.05.2023.
Решение об одностороннем отказе вступило в законную силу 23.05.2023.
Согласно пояснениям представителя Заказчика, решение об одностороннем отказе было принято в связи с тем, что услуги по Контракту исполнены Обществом не в полном объеме. Согласно документам о приемке, по состоянию на 11.05.2023 Контракт исполнен на общую сумму 8 267 870 рублей 65 копеек, в настоящее время сумма неисполненных обязательств составляет 307 379,84 рублей.
Согласно условиям Контракта, срок исполнения обязательств до 15.12.2022.
Таким образом, Обществом нарушены сроки оказания услуг, что повлекло за собой принятия решения об одностороннем отказе.
Согласно пояснениям представителя Общества, в рамках исполнения Контракта Заказчиком был предоставлен на ремонт автомобиль ЗИЛ 131. На попытки отремонтировать данное транспортное средство Обществом затрачено 267 759 рублей, а произвести ремонт не представляется возможным в связи с отсутствием запасных частей на рынке и снятия с производства надстройки этой модели в 1993 году.
В рамках исполнения Контракта, а также ремонта поступившего транспортного средства Общество обратилось к специализированному подрядчику ООО "ТЕХНОПРОМ", от которого получен отказ в проведении ремонтных работ по причине отсутствия запасных частей в свободной продаже.
В последующем Заказчику было предложено рассмотреть вопрос о замене автомобиля ЗИЛ 131 другим транспортным средством для ремонта, на что был получен отказ.
Кроме того, Общество 28.04.2023 направило Заказчику письмо о невозможности произвести ремонт данного автомобиля в связи с отсутствием запасных частей, на основании чего предложило подписать соглашение о расторжении договора по соглашению сторон на которое Заказчиком 05.05.2023 был дан ответ о невозможности расторгнуть контракт по соглашению сторон в связи с отсутствием оснований.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
По смыслу Закона о контрактной системе ведение реестра призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
Расторжение контракта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе в связи с тем, что в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, не является основанием для включения информации о таком поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр, поскольку не связано с существенным нарушением условий контракта.
Санкция, вменяемая антимонопольным органом, влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных закупок.
Такая мера ответственности, как включение в реестр недобросовестных поставщиков, в рассматриваемом случае не отвечает целям реализации ведения реестра, поскольку у Комиссии отсутствуют сведения об уклонении ООО "КОМТРАССЕРВИС-САРАТОВ" от исполнения контракта.
Аналогичная позиция изложена Президиумом Верховного суда Российской Федерации в обзоре судебной практике от 28 июня 2017 года.
На основании вышеизложенного, исходя из анализа представленных пояснений и информации у Комиссии Саратовского УФАС России отсутствуют сведения, свидетельствующие об уклонении ООО "КОМТРАССЕРВИС-САРАТОВ" от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Информацию, представленную Главным управлением МЧС России по Саратовской области в отношении ООО "КОМТРАССЕРВИС-САРАТОВ" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение
трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 31 мая 2023 г. N 64-166
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.06.2023