Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев информацию ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ДИРЕКЦИЯ ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА" о включении АО ПК "АВТОДОРСТРОЙ" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0360200054023000002 "Ремонт съездов N 1, N 2 транспортной развязки типа "Глаз" на автоподъезде к г. Саратову от автомобильной дороги "Р 228 "Сызрань-Саратов-
Волгоград" в Гагаринском районе Саратовской области" (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
26.05.2023 ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ДИРЕКЦИЯ ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО
ХОЗЯЙСТВА" (далее - Заказчик) представило в Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) информацию о включении АО ПК "АВТОДОРСТРОЙ" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0360200054023000002 "Ремонт съездов N 1, N 2 транспортной развязки типа "Глаз" на автоподъезде к г. Саратову от автомобильной дороги "Р 228 "Сызрань-Саратов-Волгоград" в Гагаринском районе Саратовской области" (далее - Аукцион).
Изучив представленную информацию и документы, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении информации и проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
23.01.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок и на сайте электронной площадки было размещено извещение о проведении Аукциона N 0360200054023000002 "Ремонт съездов N 1, N 2 транспортной развязки типа "Глаз" на автоподъезде к г. Саратову от автомобильной дороги "Р 228 "Сызрань-СаратовВолгоград" в Гагаринском районе Саратовской области.
Заказчиком Аукциона является ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ДИРЕКЦИЯ ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 126 533 844,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика
(подрядчика, исполнителя) от 03.02.2023 NИЭА1 заявка АО ПК
"АВТОДОРСТРОЙ" (далее- Подрядчик) признана победителем Аукциона.
15.02.2023 ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ДИРЕКЦИЯ ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА" и АО ПК "АВТОДОРСТРОЙ" заключили государственный контракт N 0360200054023000002 на выполнение работ по ремонту съездов N 1, N 2 транспортной развязки типа "Глаз" на автоподъезде к г. Саратову от автомобильной дороги "Р 228 "Сызрань-Саратов-Волгоград" в Гагаринском районе Саратовской области.
В соответствии с п. 1.1 Контракта закупка осуществляется для приведения в нормативное состояние автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений в рамках реализации национального проекта "Безопасные качественные дороги" (приведение в нормативное состояние автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений общего пользования регионального или межмуниципального значения) при реализации регионального проекта в целях выполнения задач федерального проекта "Региональная и местная дорожная сеть" государственной программы Саратовской области "Развитие транспортной системы" подпрограммы "Развитие и обеспечение сохранности сети автомобильных дорог Саратовской области". Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению дорожно-строительных работ на "Ремонт съездов N 1, N 2 транспортной развязки типа "Глаз" на автоподъезде к г. Саратову от автомобильной дороги "Р 228 "Сызрань-Саратов-Волгоград" в Гагаринском районе Саратовской области" (далее - Объект) в соответствии с документацией, а Государственный Заказчик берет на себя обязательства принять работы и оплатить их в соответствии с условиями настоящего Контракта.
Согласно п. 5.1 Контракта выполнение работ по Контракту осуществляется с
01.05.2023 по 31.10.2024.
Срок выполнения работ по 1 этапу с 01.05.2023 по 31.05.2023 г.
Срок выполнения работ по 2 этапу с 01.06.2023 по 30.06.2023 г.
Срок выполнения работ по 3 этапу с 01.07.2023 по 31.07.2023 г.
Срок выполнения работ по 4 этапу с 01.08.2023 по 31.08.2023 г.
Срок выполнения работ по 5 этапу с 01.09.2023 по 30.09.2023 г.
Срок выполнения работ по 6 этапу с 01.10.2023 по 31.10.2023 г. Срок выполнения работ по 7 этапу с 01.11.2023 по 30.11.2023 г.
Срок выполнения работ по 8 этапу с 01.03.2024 по 31.03.2024 г.
Срок выполнения работ по 9 этапу с 01.04.2024 по 30.04.2024 г.
Срок выполнения работ по 10 этапу с 01.05.2024 по 31.05.2024 г. Срок выполнения работ по 11 этапу с 01.06.2024 по 30.06.2024 г.
Срок выполнения работ по 12 этапу с 01.07.2024 по 31.07.2024 г.
Срок выполнения работ по 13 этапу с 01.08.2024 по 31.08.2024 г.
Срок выполнения работ по 14 этапу с 01.09.2024 по 30.09.2024 г.
Срок выполнения работ по 15 этапу с 01.10.2024 по 31.10.2024 г.
Пунктом 5.2. Контракта предусмотрено, что сроки выполнения работ по Объекту и сроки завершения работ по отдельным этапам исполнения Контракта определяются Графиком выполнения работ (Приложение N 1 к Контракту).
Пунктом 7.1 Контракта установлено, что Подрядчик обязуется выполнить все работы по ремонту Объекта, указанного в п.1.1 Контракта в соответствии с Графиком выполнения работ (Приложение N 1 к Контракту), Сметой (Приложение N 2 к Контракту), а также документами, перечисленными в Перечне нормативнотехнических документов, обязательных при выполнении дорожных работ (Приложение N 4 к Контракту), со сметными расчетами стоимости работ по ремонту автомобильных дорог, приказами Государственного Заказчика, издаваемыми в соответствии с действующим законодательством, указаниями уполномоченных лиц.
Согласно п. 7.3 Контракта Подрядчик обязан до начала производства работ с применением многокомпонентных смесей представить Государственному Заказчику на согласование их состав.
Кроме того, пунктом 7.5 Контракта установлено, что Подрядчик обязан поставить на строительную площадку материалы, оборудование и имущество, используемое для исполнения Контракта, в соответствии с документацией.
Также пунктом 7.6 Контракта установлено, что Подрядчик обязан иметь в наличии собственную или привлеченную по договору дорожно-строительную лабораторию, компетентную в проведении испытаний в заявленной области деятельности (наличие свидетельства об оценки состояния измерений или аттестата аккредитации, или свидетельства об аккредитации).
В соответствии с п. 7.26 Контракта Подрядчик обязан осуществлять фото, видео съемку до начала работ на Объекте, в процессе выполнения работ и по завершению работ на Объекте с одних и тех же ракурсов. Подрядчик обязан передавать Государственному Заказчику результаты фото, видео съемки в разумный срок. При необходимости, дополнительная информация по запросу Заказчика предоставляется не позднее 3 дней с момента поступления соответствующего запроса.
Подрядчик обязуется принимать информационные сообщения и предоставлять запрашиваемые данные и документы о ходе выполнения работ по контракту в электронном виде.
Подрядчик несет ответственность за своевременность и достоверность предоставляемых данных и информации в соответствии с условиями Контракта.
Пунктом 12.1. Контракта установлено, что Подрядчик принимает на себя обязательство обеспечить Объект строительными материалами, изделиями и конструкциями, инженерным (технологическим) оборудованием в соответствии с документацией и Перечнем нормативно - технических документов, обязательных при выполнении дорожных работ (Приложение N 4 к Контракту).
Пунктом 12.2. Контракта предусмотрено, что все поставляемые для производства работ материалы должны иметь соответствующие сертификаты, технические паспорта, результаты испытаний, удостоверяющие их качество, пройти входной лабораторный контроль. Копии этих документов должны быть предоставлены Государственному Заказчику и/или уполномоченным лицам до начала производства работ, выполняемых с использованием этих материалов. Поставщики (производители) материалов должны иметь государственные лицензии на осуществление деятельности по производству строительных материалов, в случае, если для осуществления указанной деятельности в соответствии с законодательством требуется получение лицензии.
Пунктом 20.2 Контракта установлено, что до начала производства работ Подрядчик обязан представить проект производства работ на согласование
Государственному Заказчику. При наличии замечаний Государственного Заказчика Подрядчик обязан внести изменения в проект производства работ в сроки, установленные Государственным Заказчиком.
В соответствии с п. 11.1. Контракта за неисполнение и ненадлежащее, исполнение настоящего Контракта Стороны несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 15.2. Контракта государственный Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств. Государственный Заказчик имеет о возможность одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 Федерального закона.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
15.05.2023 Заказчиком, в связи с неисполнением Подрядчиком обязательств, принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с его неисполнением, которое 15.05.2023 было размещено в Единой информационной системе в сфере закупок.
Согласно п. 2 и 3 ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур: решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель). Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Датой надлежащего уведомления, считается дата размещения решения об одностороннем отказе в ЕИС 15.05.2023.
Решение об одностороннем отказе вступило в законную силу 26.05.2023.
Согласно пояснениям представителя Заказчика, решение об одностороннем отказе было принято в связи c тем, что Исполнитель не предоставил необходимые документы, соответствующие требованиям Контракта: информацию и документы для согласования состава многокомпонентной смеси, документы подтверждающие наличие собственной или привлеченной по договору дорожно-строительной лаборатории, компетентной в проведении испытаний в заявленной области деятельности (наличие свидетельства об оценки состояния измерений или аттестата аккредитации, или свидетельства об аккредитации), не предоставление фото и видео съемки до начала работ на Объекте и в процессе выполнения работ, не исполнение обязательств по поставке на строительную площадку материалов, изделий и конструкции, инженерное (технологическое) оборудование в соответствии с документацией и Перечнем нормативно технических документов, обязательных при выполнении дорожных работ, непредставление копий соответствующих сертификатов, технических паспортов, результатов испытаний, удостоверяющие их качество, пройденного входного лабораторного контроля материалов поставляемых на объект, не предоставление до начала производства работ проекта производства работ, не обеспечение безопасности дорожного движения при выполнении работ в соответствии с ОДМ 218.6.019-2016 "Рекомендациями по организации движения и ограждение мест производства дорожных работ", в том числе в части обеспечения разработки, утверждения, согласования схемы организации движения в местах производства работ в соответствии с ОДМ 218.6.019-2016, а так же двукратный и более срыв срока устранения предписаний и (или) замечаний Заказчика более чем на 10 календарных дней.
Согласно п. 20.1 Контракта на основании и в соответствии с переданными Государственным Заказчиком документами, Подрядчик должен разработать проект производства работ, включающий технологические карты, регламентирующие технологию отдельных видов работ с целью обеспечения их надлежащего качества.
В соответствии с п. 6.1 Контракта Государственный заказчик обязан до начала работ передать Подрядчику по акту приема-передачи документацию, утвержденную к производству работ.
Из пояснений представителя Общества следует, что во исполнение п. 6.1 Контракта Заказчику были направлены письма с запросами о предоставлении документации, утвержденной к производству работ, а именно: государственную экспертизу проектной документации и инженерных изысканий (письмо N САР 35 от 02.05.2023, N САР 34 от 02.05.2023), рабочую документацию со штампом "производство работ" (письмо NСАР 36 от 02.05.2023, N САР 37 от 02.05.2023; N САР 42 от 02.05.2023), заверенную копию разрешения на строительство (письмо исх. N САР 36/1 от 02.05.2023), сводный план наземных и подземных инженерных сетей, коммуникаций, сооружений и ситуационную схему участка выделенного для производства строительно-монтажных работ (письмо исх. N САР 28 от 14.04.2023 NСАР 31 от 02.05.2023), первичная исполнительная документация, включающая в себя документы на геодезическую разбивочную основу для строительства, а также на геодезические работы (письмо исх. N САР 29 от 02.05.2023), генеральный план участка (письмо исх. N САР 30 от 02.05.2023), заверенные копии землеустроительной документации (письмо N САР 32 от 02.05.2023), выписки из реестров СРО (письмо исх. N СР 38 от 02.05.2023), зарегистрированную первичную исполнительную документацию, а именно общий журнал работ, специальные журналы работ, журнал авторского надзора (письмо исх. N САР 41 от
02.05.2023), схему щита индивидуального проектирования (письмо N САР 71 от 02.05.2023).
Запрошенные документы и сведения не предоставлены Подрядчику (за исключением проектной документации, со штампом "В производство работ", Сметной документации и информации об ответственном представителе со стороны Заказчика).
Кроме того, довод Заказчика о не направлении Подрядчиком информации и документов для согласования многокомпонентной смеси не является состоятельным, поскольку Обществом было направлено в адрес Заказчика письмо исх. N АР 67 от 02.05.2023 в котором просит согласовать применение тяжелых бетонных смесей.
Согласно пояснениям Общества, АО ПК "АВТОДОРСТРОЙ" не приступило к выполнению работ с использованием материалов (и не могло приступить по причине отсутствия запрошенных документов и согласований), то и необходимые документы на материалы не представлены Заказчику.
Кроме того, фото и видео съемка текущего состояния Объекта Подрядчиком произведена, однако не была направлена Заказчику в связи с тем, что какие-либо запросы о предоставлении данных материалов не поступало.
Пунктом 6.4. Контракта установлено, что Государственный Заказчик при обнаружении в ходе исполнения Контракта отступлений от требований нормативно-технической документации, обязательной при исполнении контрактных обязательств, имеет право выдавать Подрядчику предписания о приостановлении работ или об устранении нарушений до установленного срока.
Государственный заказчик вправе выдавать предписания, в том числе и о приостановке или запрещении работ при нарушении технологии работ, применении некачественных материалов, невыполнении распоряжений и предписаний Заказчика, а также при неблагоприятных погодных условиях и по другим причинам, влияющим на качество и сроки выполнения работ.
Согласно п. 11.1 Контракта за неисполнение и ненадлежащее, исполнение настоящего Контракта Стороны несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 11.7 Контракта до передачи спора на разрешение Арбитражного суда Саратовской области Стороны примут меры к его урегулированию в претензионном порядке.
Касательно доводов о срыве срока устранения замечаний установлено, что Подрядчиком не получено не одного предписания или замечания Заказчика относящегося к компетенции АО ПК "АВТОДОРСТРОЙ".
Единственное письмо от 28.04.2023 N 12-01/1262, с Просьбой Заказчика внести правки в дополнительное соглашение N2 от 15.05.2023 к Контракту и отправить оригиналы документов почтой, было учтено, и требуемые оригиналы документов направлены 02.05.2023.
Дополнительное соглашение N2, связано с изменением реквизитов Заказчика, что исключает какие-либо нарушения в действиях Подрядчика.
В соответствии с п. 15.2.1 Контракта Заказчик имеет право расторгнуть контракт по своей инициативе в случаях существенных нарушений Подрядчиком обязательств, к которым по смыслу пункта 1 части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны определили отнести следующие случаи:
- задержка Подрядчиком начала выполнения работ более чем на 1 календарный месяц (по Графику выполнения работ (Приложение N 1 к Контракту);
- нарушение Подрядчиком общего срока выполнения работ более чем на 1 календарный месяц;
- невыполнение объема работ по контракту по месяцам в соответствии с графиком выполнения работ (Приложение N 1 к Контракту), в том числе в одном календарном месяце;
- двукратный и более срыв срока устранения предписаний и (или)
замечаний Заказчика более чем на 10 календарных дней;
- двукратный и более случай не вызова на объект Заказчика для
освидетельствования скрытых и ответственных работ;
- двукратный и более случай не обеспечения требуемого качества работ;
Решение об одностороннем отказе принято Заказчиком до окончания первого этапа выполнения работ, в связи с чем Общество было лишено исполнить обязательства в оставшийся срок.
Таким образом, Решение, принятое Заказчиком об одностороннем отказе не соответствует вышеуказанному пункту контракта, поскольку ни один из пунктов контракта Подрядчиком не был нарушен.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
По смыслу Закона о контрактной системе ведение реестра призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
Расторжение контракта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе в связи с тем, что в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, не является основанием для включения информации о таком поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр, поскольку не связано с существенным нарушением условий контракта.
Санкция, вменяемая антимонопольным органом, влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных закупок.
Такая мера ответственности, как включение в реестр недобросовестных поставщиков, в рассматриваемом случае не отвечает целям реализации ведения реестра, поскольку у Комиссии отсутствуют сведения об уклонении АО ПК "АВТОДОРСТРОЙ" от исполнения контракта.
Аналогичная позиция изложена Президиумом Верховного суда Российской Федерации в обзоре судебной практике от 28 июня 2017 года.
На основании вышеизложенного, исходя из анализа представленных пояснений и информации у Комиссии Саратовского УФАС России отсутствуют сведения, свидетельствующие об уклонении АО ПК "АВТОДОРСТРОЙ" от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Информацию, представленную ГКУ СО "Дирекция транспорта и дорожного хозяйства" в отношении АО ПК "АВТОДОРСТРОЙ" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 2 июня 2023 г. N 64-169
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2023