Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "ВОЗРОЖДЕНИЕ" на действия Заказчика Управления капитального строительства администрации Энгельсского муниципального района и Уполномоченного органа Администрации Энгельсского муниципального района при проведении электронного аукциона N 0160300003623000223 "Оказание услуг по изготовлению проектно-сметной документации и инженерных изысканий на строительство участка сетей водоотведения от ПАО "СберБанк" по проспекту Фридриха Энгельса до ул. Тельмана в г. Энгельс", УСТАНОВИЛА:
26.05.2023 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "ВОЗРОЖДЕНИЕ" на действия Заказчика Управления капитального строительства администрации Энгельсского муниципального района и Уполномоченного органа Администрации Энгельсского муниципального района при проведении электронного аукциона N 0160300003623000223 "Оказание услуг по изготовлению проектно-сметной документации и инженерных изысканий на строительство участка сетей водоотведения от ПАО "СберБанк" по проспекту Фридриха Энгельса до ул. Тельмана в г. Энгельс" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Закон о контрактной системе) установлены неисполнимые сроки на изготовление проектно-сметной документации.
Представитель Заявителя, присутствующий на рассмотрении жалобы, доводы жалобы поддержал.
Представители Заказчика, присутствующие на рассмотрении жалобы, с доводами жалобы не согласились, считают жалобу необоснованной, не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
19.05.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение об осуществлении закупки.
Заказчиком по данному Аукциону является Управление капитального строительства администрации Энгельсского муниципального района.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 837 000,00 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, которое должно содержать информацию о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом должно содержать проект контракта.
Согласно п. 4.1. Приложения к Извещению N4 "Проект контракта" Подрядчик обязуется выполнить Работы и сдать результат Работ Заказчику в соответствии с графиком выполнения работ, согласованным с Заказчиком, в следующие сроки:
- срок начала выполнения Работ - со дня заключения Сторонами настоящего
Контракта;
- срок окончания изготовления проектно-сметной документации - 15.08.2023 года;
- срок окончания изготовления рабочей документации - 30.08.2023 года.
Срок выполнения работ по изготовлению проектно-сметной документации, предусмотренный настоящим пунктом, включает срок на проведение государственной экспертизы проектно-сметной документации и результатов инженерных изысканий, а также иные сроки, предусмотренные законодательством, в отношении видов Работ, выполняемых по настоящему Контракту.
Из жалобы Заявителя следует, что в соответствии с ч. 7 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства РФ N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий", срок проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий-42 рабочих дня.
Согласно требованиям Извещения минимальный срок выполнения инженерных изысканий, составит 1,5 месяца, разработка проектно-сметной документации - 1 месяц. Общий срок выполнения работ составит не менее 4,5 месяцев.
При условии заключения контракта 09.06.2023 и окончании изготовления проектно-сметной документации - 15.08.2023, срок выполнения этапа составит 46 дней, то есть в указанный срок нереально выполнить работы по изготовлению проектно-сметной документации.
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель Заказчика пояснил, что сроки проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в отношении объектов капитального строительства регламентированы ч. 7 ст. 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, п. 29 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (далее - Постановление Правительства N145), ст. 3.1 Закона Саратовской области от 09.10.2006 N 96-ЗСО "О регулировании градостроительной деятельности в Саратовской области" (далее - Закон Саратовской области N96-ЗСО).
Согласно ст. 3.1 Закона Саратовской области N96-ЗСО государственная экспертиза проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в отношении отдельных объектов капитального строительства, по которым в соответствии с федеральным законодательством государственная экспертиза проводится исполнительными органами области или подведомственными им государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, осуществляется в следующие сроки 22 рабочих дня - для проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в отношении линейных объектов.
Кроме того, в законодательстве установлены максимальные сроки проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, которые варьируются в зависимости от вида, назначения и сложности объекта капитального строительства, а также от состава направляемой на экспертизу документации.
Минимальный срок проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий действующим законодательством не регламентирован.
Кроме того, Заказчик пояснил, что возможность оказать услуги в сроки предусмотренные проектом контракта подтверждается полученными при обосновании НМЦК тремя коммерческими предложениями.
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель Заявителя не представил информации или документов, подтверждающих невозможность оказания услуг по изготовлению проектно-сметной документации и инженерных изысканий в сроки, установленные контрактом.
Отсутствие у Заявителя возможности выполнить работы в срок, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этого лица, а также ограничении заказчиком числа участников закупки, а именно 81 день на изготовление проектно-сметной документации, включая срок на проведение государственной экспертизы проектно-сметной документации и результатов инженерных изысканий.
При этом необходимо учитывать, что определения условий контракта относительно сроков выполнения услуг по нему, является правом заказчика, исходящим при определении таких сроков из собственных потребностей и учитывающим, что такие требования не повлекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.
При таких обстоятельствах довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Из жалобы Заявителя следует, что форма описания объекта закупки не соответствует Приказу Минстроя России от 21.04.2022 N307/пр "Об утверждении Формы задания застройщика или технического заказчика на проектирование объекта капитального строительства, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которого осуществляются с привлечением средств бюджетной системы Российской Федерации" (далее- Приказ Минстроя России N307/пр).
В соответствии с п.1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в частности в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. .
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению объекта закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель Заказчика пояснил, что законодательство о контрактной системе не содержит требований при проведении закупки на оказание услуг по изготовлению проектно-сметной документации и инженерных изысканий составлять описание объекта закупки в соответствии с формой задания застройщика или технического заказчика на проектирование объекта капитального строительства, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которого осуществляются с привлечением средств бюджетной системы Российской Федерации, утверждённой Приказом Минстроя России N307/пр.
Кроме того, Заказчик принимал во внимание Приказ Минстроя России N307/пр при составлении технического задания в том объеме, который необходим для проведения рассматриваемой закупки.
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель Заявителя не опроверг пояснения Заказчика.
При таких обстоятельствах довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "ВОЗРОЖДЕНИЕ" на действия Заказчика Управления капитального строительства администрации Энгельсского муниципального района и Уполномоченного органа Администрации Энгельсского муниципального района при проведении электронного аукциона N 0160300003623000223 "Оказание услуг по изготовлению проектно-сметной документации и инженерных изысканий на строительство участка сетей водоотведения от ПАО "СберБанк" по проспекту Фридриха Энгельса до ул. Тельмана в г. Энгельс необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 2 июня 2023 г. N 064/06/42-721/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2023