Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" на действия Заказчиков ГУЗ
Саратовской области "Федоровская районная больница", ГУЗ Саратовской области
"Краснопартизанская районная больница" и Уполномоченного учреждения ГКУ Саратовской области "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении аукциона в электронной форме N 0860200000823003800 "Поставка системы эндоскопической визуализации",
УСТАНОВИЛА:
30.05.2023 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" на действия Заказчиков ГУЗ Саратовской области "Федоровская районная больница", ГУЗ Саратовской области "Краснопартизанская районная больница" и Уполномоченного учреждения ГКУ Саратовской области "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении аукциона в электронной форме N 0860200000823003800 "Поставка системы эндоскопической визуализации" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что извещение о проведении Аукциона не соответствует нормам Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Представитель Заявителя не присутствовал при рассмотрении жалобы, извещен надлежащим образом.
Представитель Уполномоченного учреждения, присутствующие на рассмотрении жалобы, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
28.04.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении Аукциона.
Заказчиками по данному Аукциону являются ГУЗ Саратовской области "Федоровская районная больница", ГУЗ Саратовской области "Краснопартизанская районная больница".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 10 199 980,00 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В силу п.1 ч.2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из смысла п. 1 ч.1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Таким образом, действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него. Кроме того, заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Согласно извещению, объектом закупки является поставка системы эндоскопической визуализации.
В приложении N1 "Описание объекта закупки" к Извещению установлены функциональные, технические характеристики к поставляемому товару (далее Описание объекта закупки).
Согласно доводу жалобы, по совокупности параметров, установленных Заказчиками в описании объекта закупки, подходит только оборудование конкретной модели производителя - "СоноСкейпМедикал Корп.".
Согласно пояснению представителя Уполномоченного учреждения, описанию объекта закупки Описанию объекта закупки соответствует товар не менее двух производителей:
1. Видеоинформационный эндоскопический центр CV-190, производитель: Олимпас
Медикал Системс Корп. (Olympus Medical Systems Corp.) РЗН 2015/3465 от 07.07.2022.
2."Система видеоэндоскопическая HD-500", производитель: СОНОСКЕЙП МЕДИКАЛ КОРП. (SONOSCAPE MEDICAL CORP.).
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В силу ст. 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
В соответствии с пунктом 2 указанного Обзора нарушением является включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, лишь в отсутствие специфики использования такого товара.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 N 11017/10 и поддержанной Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 18.12.2015 N 306-КГ15-16795 и от 31.07.2017 N 305-КГ17-2243, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать обоснованным потребностям заказчика. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих целям торгов, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Согласно ч.1 ст. 12 Закона о контрактной системе заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупки, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики).
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о контрактной системе участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы.
Объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, следовательно, принять участие в данной закупке может любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, дилеры, дистрибьютеры, поставщики, производители, готовые поставить товар, отвечающий требованиям описания объекта закупки и удовлетворяющий потребности заказчика.
Отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.
Заявителем не предоставлено каких-либо доказательств, относительно невозможности закупить товар необходимый заказчику, а также не указано, какие именно характеристики описания объекта закупки ограничивают возможность поставить товар другого производителя.
Отсутствие у Заявителя возможности поставить товар, соответствующий потребности Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав данного участника закупки.
Исходя из вышеизложенного, действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него. Кроме того, Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Согласно Обзору судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В качестве доказательств своих утверждений Заявитель ссылается на Главу 4, Таблицу 4.7, стр.110 пункт 7 "Примечание" из Инструкции по эксплуатации от производителя Олимпас Медикал Системс Корп.
Из пояснений представителя уполномоченного органа следует, что в Главе 4, Таблице 4.7, стр.110 пункт 7 "Примечание. Задает формат эндоскопического изображения, записываемого на съемное запоминающее устройство" - это пункт из настроек самого видеопроцессора (настройки функции "Scope image" (Эндоскопическое изображение) (Запись изображения в память), который позволяет выбирать формат записываемых на внешний носитель данных или вовсе отключить запись ("OFF (Выкл.) Не записывать на съёмное запоминающее устройство внешние изображения", но данный пункт примечания - никак не касается записи данных во внутренний носитель, так называемый "буфер".
В Видеоинформационный эндоскопический центр CV-190 имеет встроенный жесткий диск, в инструкции по эксплуатации от производителя он называется "внутренний буфер" в котором хранится необходимая информация об исследованиях. Согласно инструкции: в пункте 7.11 "Запись и воспроизведение стоп-кадра (съемное запоминающее устройство или внутренний буфер)", имеется фраза "Если съемное запоминающее устройство не вставлено, запись стоп-кадров производится во внутренний буфер" ( страница 289 в Инструкции).
В этом же пункте, подпункт "Индикатор свободного объема памяти" на стр.296 Инструкции имеется примечание: "Если съемное запоминающее устройство не вставлено в порт съемного запоминающего устройства, на мониторе отображается свободная емкость внутреннего буфера".
Также, на стр.384 Инструкции в пункте 9.2 "Рекомендации по поиску и устранению неисправностей", идет описание возможных ошибок при работе оборудования, а именно:
" Код Е317 и сообщение об ошибке -"Недостаточно места на жестком диске"
Код Е318 и сообщение об ошибке "Жесткий диск переполнен" также подтверждают наличие запоминающего устройства (жёсткого диска).
Представитель Заявителя на рассмотрении жалобы не присутствовал, не опроверг пояснения заказчика.
Таким образом, довод жалобы признан необоснованным.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" на действия Заказчиков ГУЗ Саратовской области "Федоровская районная больница", ГУЗ Саратовской области
"Краснопартизанская районная больница" и Уполномоченного учреждения ГКУ Саратовской области "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении аукциона в электронной форме N 0860200000823003800 "Поставка системы эндоскопической визуализации" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 5 июня 2023 г. N 064/06/33-762/2023/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2023