На основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
Инспекция Саратовского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
провела внеплановую проверку на предмет соблюдения Заказчиком отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области законодательства Российской Федерации и иных нормативно правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при заключении контрактов с единственным поставщиком (далее - Аукцион).
Срок проведения проверки: с 22.05.2023 по 05.06.2023 включительно.
Цель проверки: соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при проведении закупки.
Внеплановая проверка проведена по сведениям и материалам, размещенным на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, а также представленными отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области.
Рассмотрев имеющиеся материалы и сведения, Инспекция
УСТАНОВИЛА:
Из обращения ООО "Форпост-Мед" следует, что отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области при заключении контрактов с единственным поставщиком АО "Московское протезно-ортопедическое предприятие" допустило нарушение Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части неразмещения информации в реестре контрактов.
Изучив имеющиеся сведения и документы, Инспекция провела внеплановую проверку и пришла к следующим выводам:
Частью 1 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе) предусмотрено, что заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Пунктом 2 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе предусмотрено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в том числе в случае осуществления закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного указом или распоряжением Президента РФ, либо в случаях, установленных поручениями Президента РФ, у поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного постановлением или распоряжением Правительства РФ.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что в период до 31 декабря 2023 года включительно Правительство РФ в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вправе устанавливать иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также определять порядок осуществления закупок в таких случаях.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 339 "О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления" предусмотрено, что в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", заказчик вправе осуществлять закупку товаров, работ, услуг (далее - закупка) для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании соответственно акта Правительства РФ, акта высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, муниципального правового акта местной администрации, изданными в соответствии с настоящим постановлением.
Подпунктом "в" пункта 2 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 339 предусмотрено, что акты, предусмотренные пунктом 1 настоящего постановления, подготавливаются в случае издания поручения Председателя Правительства РФ в целях реализации решений Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций (ее Президиума) определен единственный поставщик (подрядчик, исполнитель) товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд (в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения федеральных нужд).
Согласно пункту 1 Распоряжения Правительства РФ от 18.02.2023 N 402-р "Об определении акционерного общества "Московское протезно-ортопедическое предприятие" единственным поставщиком осуществляемых Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации в 2023 году закупок абсорбирующего белья, подгузников и специальных средств при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемников), а также работ по изготовлению сложной ортопедической обуви для обеспечения инвалидов" предусмотрено, что акционерное общество "Московское протезно-ортопедическое предприятие" определено единственным поставщиком осуществляемых Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации в 2023 году закупок абсорбирующего белья, подгузников и специальных средств при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемников), а также работ по изготовлению сложной ортопедической обуви, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р, для обеспечения инвалидов.
Согласно пункту 2 Распоряжения Правительства РФ от 18.02.2023 N 402-р 31.12.2023 определено предельным сроком, на который с АО "Московское протезноортопедическое предприятие" заключаются государственные контракты на закупку изделий и работ, указанных в пункте 1 настоящего распоряжения.
Согласно письмам Министерства финансов РФ от 05.11.2020 N 24-0506/96403 и 05.11.2020 N 24-05-05/96635 заказчик самостоятельно выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований и ограничений, установленных Федеральным законом и при отсутствии оснований для закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями статьи 93 Федерального закона заказчик согласно части 1 статьи 24 Федерального закона должен использовать конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом, в целях исключения рисков срыва обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, включенными в номенклатуру Распоряжения N 402-р, формирование резерва таких изделий, минимизации рисков перерыва в обеспечении инвалидов, связанных в том числе с конкурентными способами (письмо Минтруда России от 31.01.2023 N 13-0/10/В-1276), территориальные органы СФР, используя право, данное Распоряжением N 402-р, заключают государственные контракты с единственным поставщиком.
Относительно довода о допущенном Отделением Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Саратовской области бездействии, выражающемся в не размещении в ЕИС в сфере закупок информации о заключенных с единственным поставщиком контрактах и ходе их исполнения, отмечаем следующее.
Пунктом 1 части 5 статьи 103 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация и документы, содержащиеся в реестре контрактов, размещаются на официальном сайте, за исключением осуществления закупок в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 4, 6 и 7 части 11, частью 12 статьи 24, пунктами 3, 7, 20, 21, 24, 26, 30, 40, 41, 45, 50 - 52, 56, 59, 61 и 62 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.
Частью 4 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ предусмотрено, что информация и документы, включенные в реестр контрактов, заключенных заказчиками, при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, установленных в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, не размещаются на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Частью 5 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ предусмотрено, что при исполнении контрактов, заключенных при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, установленных в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, применяются положения частей 13 и 14 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Документы, предусмотренные частями 13 и 14 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", не размещаются на официальном сайте.
Таким образом частями 4, 5 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ прямо предусмотрено, что информация и документы, включенные в реестр контрактов, а равно документы, предусмотренные частями 13 и 14 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не размещаются на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пункту 9 статьи 3 Закона о контрактной системе единая информационная система в сфере закупок (далее - ЕИС) - совокупность информации, указанной в части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе и содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта ЕИС в информационнотелекоммуникационной сети.
Согласно пункту 3 Положения о единой информационной системе, утвержденного поставлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 N 60, официальный сайт имеет доменное имя www.zakupki.gov.ru, и доступ к нему осуществляется на безвозмездной основе.
Таким образом, официальный сайт является частью единой информационной системы, обеспечивающей представление такой информации в сети "Интернет". При этом размещение информации в ЕИС возможно без размещения такой информации на официальном сайте.
Учитывая изложенное, информация о заключении контракта в соответствии с частями 1 и 2 статьи 15 Закона N 46-ФЗ размещается в ЕИС, но при этом не публикуется на официальном сайте и не является общедоступной.
Представители Заказчика, присутствующие при проведении проверки, подтвердили факт размещения информации в реестре контрактов в закрытой части ЕИС.
Дополнительно сообщаем, что частью 3 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5 и 8 и 10 настоящей статьи с учетом части 4 настоящей статьи.
Пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении в части определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Таким образом, антимонопольные органы в соответствии со своими полномочиями не осуществляют контрольные мероприятия в части соблюдения требований к определению и обоснованию начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Следовательно, довод касающейся определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта рассмотрению антимонопольным органом не подлежит, ввиду отсутствия у антимонопольного органа соответствующих полномочий по его рассмотрению, ранее данное обращение было направлено по подведомственности в части довода, касающегося обоснования начальной (максимальной) цены контракта в орган внутреннего государственного финансового контроля.
Учитывая вышеизложенное и на основании п.2 ч. 15 ст. 99, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Инспекция
Саратовского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок,
Р Е Ш И Л А:
В действиях Заказчика отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области не выявлено нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 5 июня 2023 г. N 064/06/93-763/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2023