Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "КСМ" на действия Заказчика МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ и Уполномоченного органа
Государственного учреждения Саратовской области "Эксплуатация и обслуживание зданий" при проведении электронного аукциона N 0860200000823003973 "Поставка системы ультразвуковой визуализации универсальной, с питанием от сети",
УСТАНОВИЛА:
01.06.2023 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "КСМ" на действия Заказчика МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ и Уполномоченного органа Государственного учреждения Саратовской области "Эксплуатация и обслуживание зданий" при проведении электронного аукциона N 0860200000823003973 "поставка системы ультразвуковой визуализации универсальной, с питанием от сети" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик при описании объекта закупки нарушил требования Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 "Об утверждении правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Постановление Правительства N145).
Представитель Заявителя, присутствующий на рассмотрении жалобы, доводы жалобы поддержал.
Представитель Заказчика не присутствовал на рассмотрении жалобы, извещен надлежащим образом.
Представитель Уполномоченного учреждения, присутствующий при рассмотрении жалобы, с доводами жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
25.05.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение об осуществлении закупки.
Заказчиком по данному Аукциону является МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 800 000,00 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.1 ч.2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе. Описание объекта закупки размещается в виде электронного документа.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства N 145 во исполнение ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила), устанавливающие порядок использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд участниками контрактной системы в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с п. 4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы,
оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с п. 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с п. 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, Заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно извещению объектом закупки является система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети, код позиции КТРУ 26.60.12.13200000036 "Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети".
Заказчиком в приложенииN 1 к Извещению об осуществлении закупки "Описание объекта закупки" (далее- Описание объекта закупки) указаны характеристики требуемого к поставке медицинского оборудования, а именно:
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Количество портов для подключения датчиков (без порта для карандашного датчика) |
|
Конструктивное исполнение |
Стационарный, без отделения колесной базы |
Пакеты программ и расчетов* |
Ангиология |
Абдоминальные исследования | |
Неонатология | |
Маммология | |
Акушерство | |
Гинекология | |
Урология | |
Поверхностные органы | |
Педиатрия | |
Скелетно-мышечные системы | |
Диагональ экрана |
|
Функциональная клавиатура |
Да |
Изменение параметров визуализации (постпроцессинг) на замороженном изображении |
Да |
Определение параметров, варианты проведения расчетов |
Во время исследований |
Из памяти кинопетли | |
Из сохраненных файлов | |
Архивация изображений на встроенный жесткий диск или твердотельный накопитель***** |
Да |
Архивация изображений на внешние носители, через порт USB |
Да |
Датчик линейный N1 |
Да |
Датчик линейный N2 |
Нет |
Датчик линейный N3 |
Нет |
Датчик конвексный N1 |
Да |
Датчик конвексный N2 |
Нет |
Датчик микроконвексный N1 |
Нет |
Датчик микроконвексный N2 |
Нет |
Датчик секторный фазированный N1 |
Нет |
Датчик секторный фазированный N2 |
Нет |
Датчик секторный фазированный N3 |
Нет |
Датчик чреспищеводный N1 |
Нет |
Датчик чреспищеводный N2 |
Нет |
Датчик дополнительный N1 |
Нет |
Датчик дополнительный N2 |
Нет |
Датчик дополнительный N3 |
Нет |
Датчик дополнительный N4 |
Нет |
Мультичастотная технология датчика (Доступно только при выборе Датчик линейный N1- Да) |
Да |
Минимальная частота сканирования (Доступно только при выборе Датчик линейный N1 - Да) |
4,1 - 6** |
Максимальная частота сканирования (Доступно только при выборе Датчик линейный N1 - Да) |
9,8 - 12*** |
Апертура (максимальный размер сканирующей поверхности) (Доступно только при выборе Датчик линейный N1 - Да) |
27 - 46**** |
Глубина сканирования (Доступно только при выборе Датчик линейный N1 - Да) |
|
Режим сканирования 3D (Доступно только при выборе Датчик линейный N1 - Да) |
Да |
Мультичастотная технология датчика (Доступно только при выборе Датчик конвексный N1 - Да) |
Да |
Минимальная частота сканирования (Доступно только при выборе Датчик конвексный N1 - Да) |
|
Максимальная частота сканирования (Доступно только при выборе Датчик конвексный N1 - Да) |
|
Глубина сканирования (Доступно только при выборе Датчик конвексный N1 - Да) |
|
Угол сканирования (Доступно только при |
|
выборе Датчик конвексный N1 - Да) |
|
Специализированные режимы визуализации, пакеты программ и расчетов для оценки сердца (взрослых, детей, новорожденных)* |
М-режим |
Специализированные режимы визуализации, пакеты программ и расчетов для педиатрии* |
Предустановки визуализации для проведения нейросонографии |
Программы расчетов для суставной дисплазии | |
Сервисные функции |
Предварительные установки, в том числе задаваемые пользователем |
Программирование пользовательских протоколов | |
Конфигуратор отчетов с возможностью редактирования и экспорта | |
Составление отчетов на русском языке с возможностью добавления изображений и комментариев | |
Архив пациентов с поиском | |
Регулировка скорости просмотра кинопетли | |
Автоматическая оптимизация Визображения с подавлением спекл-шумов | |
Автоматическая оптимизация Визображения по скорости звука в тканях или по акустическим свойствам тканей | |
Автоматическая оптимизация допплеровского изображения | |
Программа обмена данными по протоколу DICOM* | |
Запись кадров и кинопетель в формате DICOM | |
Запись кадров и кинопетель в форматах, совместимых с ПК | |
Архивация изображений на встроенный накопитель и (или) на внешние носители через порт USB | |
Дистанционная диагностика аппарата с безопасным доступом через интернет, регулируемым заказчиком |
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в Описании объекта закупки не установлены характеристики товара, указанные в справочной информации по позиции КТРУ 26.60.12.132-00000036 "Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети", а именно: "Стационарный или передвижной (например, на колесах) комплект изделий, разработанных для сбора, отображения и анализа ультразвуковых изображений во время целого ряда экстракорпоральных и/или интракорпоральных процедур ультразвуковой визуализации (эндосонографии или эндоскопии) (например, для ультразвуковой визуализации во время кардиологических, родовспомогательных и гинекологических, эндоскопических процедур, исследований молочной железы, простаты, сосудов, хирургии внутренних нарушений). Состоит из работающего от сети (сети переменного тока) блока для обработки данных с интегрированным программным обеспечением и монитором. Обычно представляет собой мобильное устройство, которое может поддерживать целый ряд датчиков и систем программного обеспечения; могут быть включены ультразвуковые датчики".
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель Уполномоченного учреждения пояснил, что описание объекта закупки составлено в полном соответствии с позицией КТРУ 26.60.12.132-00000036.
Информация, наличия которой в описании объекта закупки требует Заявитель, является справочной и не образует описание товара, работы, услуги в понимании статьи 33 Закона о контрактной системе.
Комиссией Саратовского УФАС России установлено следующее.
Согласно информации, размещенной в ЕИС по коду позиции КТРУ 26.60.12.132-00000036 "Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети" установлены обязательные для применения при описании объекта закупки характеристики товара.
При этом указание дополнительных характеристик по данной позиции КТРУ запрещено.
Довод Заявителя о том, что Заказчику необходимо использовать при описании объекта закупки "Описание по классификатору", которое установлено в справочной информации по коду позиции КТРУ 26.60.12.132-00000036 "Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети" не состоятельным ввиду следующего.
В соответствии с п.п. "г" п. 10 Постановления Правительства N 145 формирования Каталога, в позицию Каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 Правил формирования Каталога.
Указанное описание товара, работы, услуги размещается во вкладке "Описание товара, работы, услуги" позиции Каталога единой информационной системы в сфере закупок и в силу пункта 4 Правил использования Каталога, подлежит обязательному применению заказчиками при осуществлении закупки с указанной в позиции Каталога даты начала обязательного применения.
При этом согласно п.п "д" п. 10 Постановления Правительства N 145 формирования Каталога в позицию Каталога может включаться справочная информация - коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии).
В справочную информацию в позиции Каталога по медицинским изделиям включаются вид медицинского изделия в числовом выражении (код), наименование вида медицинского изделия и описание вида медицинского изделия, в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4н, а также код (коды) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (ОКПД 2) в числовом выражении и наименование кода ОКПД 2.
При этом справочная информация (в том числе классификационные признаки
вида медицинского изделия) не образует описания товара, работы, услуги в понимании статьи 33 Федерального закона 44-ФЗ и не включена в перечень информации, подлежащей в соответствии с пунктом 4 Правил использования Каталога обязательному использованию заказчиком.
Аналогичный вывод содержится в Письме Минфина России от 25.08.2020 N 24-06-05/74463, Письме Минфина России от 8 февраля 2023 N 25-3/1152.
Таким образом, Заказчик при описании объекта закупки не обязан использовать информацию, которая в позиции каталога товаров, работ и услуг указана как справочная.
Исходя из вышеизложенного, установленное Заказчиком описание объекта закупки не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что п. 7.2 Проекта контракта не соответствует п. 7.2 Типового контракта, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 октября 2015 N 724н "Об утверждении типового контракта на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий".
В соответствии с п. 5 ч.2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать проект контракта.
В соответствии с ч. 11 ст. 34 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.
В силу ч.12 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" условия типовых контрактов и типовые условия контрактов, утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются в части, не противоречащей Федеральному закону от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона), до утверждения Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) типовых условий контрактов.
В настоящее время типовые условия контракта на поставку медицинских изделий Правительство Российской Федерации не установлены.
Таким образом, Типовой контракт, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 октября 2015 N 724н "Об утверждении типового контракта на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий" (далее- Типовой контракт) применяется в части, не противоречащей положениям закона о контрактной системе.
Согласно п. 7.2 Раздела 7 "Порядок оказания и приемки Услуг" Типового контракта услуги по сборке, установке, монтажу и вводу в эксплуатацию Оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Заказчика (Получателя), эксплуатирующих Оборудование, и специалистов Заказчика (Получателя), осуществляющих техническое обслуживание Оборудования, должны быть оказаны Поставщиком после подписания Сторонами Акта приема-передачи Оборудования в соответствии с разделом 6 Контракта в срок __________(Заказчик вправе предусмотреть этапы оказания Услуг).
При этом Раздел 7 "Порядок оказания и приемки Услуг" Типового контракта может содержать иные положения, вытекающие из характера обязательств по Контракту, не противоречащие законодательству Российской Федерации, иным положениям Контракта, и с учетом специфики закупки (сноска 21).
Согласно п. 7.2 Приложения N 4 к извещению об осуществлении закупки "Проект контракта" услуги по сборке, установке, вводу в эксплуатацию Оборудования (без монтажа и наладки), обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Заказчика (Получателя), эксплуатирующих Оборудование, должны быть оказаны Поставщиком после доставки Оборудования Заказчику (Получателя) в срок поставки Оборудования, указанный в пункте 5.1 Контракта.
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель Уполномоченного учреждения пояснил, что Типовые условия контракта на поставку медицинского оборудования по состоянию на текущую дату не утверждены Правительством Российской Федерации. В связи с чем, Приложение N 4 к извещению об осуществлении закупки "Проект контракта" разработано на основе типового контракта N 724н в части, не противоречащей действующему законодательству.
Раздел 7 Типового контракта содержит сноску <21> следующего содержания: "Раздел Контракта может содержать иные положения, вытекающие из характера обязательств по Контракту, не противоречащие законодательству Российской Федерации, иным положениям Контракта, и с учетом специфики закупки".
Данное уточнение говорит о возможности редактирования заказчиком в зависимости от специфики закупки любого из положений раздела 7 Типового контракта, в том числе пункта 7.2.
По условиям Проекта контракта монтаж и наладка оборудования не являются обязательствами Исполнителя по контракту заключаемого по результатам Аукциона, в связи с чем в п. 7.2 Проекта Контракта указано "услуги по сборке, установке, вводу в эксплуатацию Оборудования (без монтажа и наладки)".
Кроме того, пункт 7.2 Типового контракта содержит в себе положения, противоречащие ч. 13 ст. 94 Закона о контрактной системе (Акт приема - передачи на бумажном носителе вместо документа о приемке электронного актирования), что не может быть установлено в условиях Проекта контракта.
Представитель Заявителя не опроверг пояснения Уполномоченного органа. При таких обстоятельствах довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "КСМ" на действия Заказчика МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ и Уполномоченного органа
Государственного учреждения Саратовской области "Эксплуатация и обслуживание зданий" при проведении электронного аукциона N 0860200000823003973 "поставка системы ультразвуковой визуализации универсальной, с питанием от сети" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 7 июня 2023 г. N 064/06/42-750/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2023