Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
<_>,
заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии ИП <_>., начальника МУ "Управление по муниципальным закупкам Администрации г. Улан-Удэ" <_>, в присутствии в очном режиме представителя МУ "Улан-Удэстройзаказчик" <_>, доверенность от 09.01.2023,
рассмотрев жалобу ИП <_> (далее - Заявитель) (вх. от 05.06.2023 N 1580-эп/23) на действия комиссии по осуществлению закупок заказчика - МУ "Улан-Удэстройзаказчик" (далее - Заказчик), уполномоченного органа - МУ "Управление по муниципальным закупкам Администрации г. Улан-Удэ" (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на корректировку проектно-сметной документации по объекту: "Сохранение объекта культурного наследия "Усадьба Мостовского - торговые лавки" (реконструкция Центральной городской библиотеки им. И. К. Калашникова, г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 17), с реестровым номером - 0302300048723000554 (далее - Аукцион), и в результате рассмотрения жалобы в соответствии с частью 3 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
у с т а н о в и л а:
Заявитель считает, что комиссия по осуществлению закупок неправомерно отклонила его заявку, в связи с несоответствием участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе. Документы, подтверждающие опыт работы согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О ТРЕБОВАНИЯХ К УЧАСТНИКАМ ЗАКУПКИ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ АКТОВ И ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ АКТОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (далее - Постановление N 2571) направляются заказчику оператором электронной площадки. Следовательно, комиссия необоснованно указала что участником не представлены документы, подтверждающие опыт работы согласно Постановлению N 2571. Кроме того, указывает, что действующее законодательство не запрещает подтверждать опыт работы по указанному постановлению субподрядными договорами. Просит приостановить закупку, рассмотреть жалобу и выдать предписание об устранении допущенного нарушения.
Представитель Заказчика с доводом жалобы не согласилась, представила письменное возражение, считает, что в действиях комиссии по осуществлению закупок отсутствуют нарушения законодательства о контрактной системе. Комиссией установлено, что оператором электронной площадки в реестре участников закупки, аккредитованных на электронный площадке, в качестве подтверждения наличия опыта выполнения работ в соответствии с позицией 2 Приложения к Постановлению N 2571 размещены, в том числе следующие документы участника закупки:
* копия договора субподряда от 12.07.2021 N 12/07/21, заключенного между ООО "Строительная компания "АЛЬЯНС" и ИП <_>, на разработку научно-проектной документации с получением положительного заключения экспертизы по объекту: "Дом офицеров Красной Армии, арх.Каракис И.Ю.", г. Энгельс, мкр. Энгельс-1, з/у 156." на сумму 9 650 000,00 рублей (далее - Договор); копия дополнительного соглашения N1 от 03.12.2021 к Договору с уменьшением цены договора 9 932 441,00 рублей; неподписанный акт выполненных работ от 25.02.2022 (акт выполненных работ не подписан со стороны ООО "СК "Альянс"").
Договор заключен в рамках исполнения обязательств по контракту от 12.07.2021 N 0860500000221000026, заключенного между ГКУ Саратовской области "Управление капитального строительства" и ООО "СК "Альянс" (контракт находится в статусе "Исполнение").
В соответствии с позицией ФАС России, указанные в Постановлении N 2571 документы должны быть выданы исключительно в отношении участника закупки, в связи с чем предоставление участником закупки документов и информации об опыте иных лиц, в том числе субподрядчиков, не соответствует требованиям указанного постановления.
Уполномоченный орган поддержал правовую позицию Заказчика, считает, что в действиях комиссии по осуществлению закупок отсутствуют нарушения.
Заказчик, Уполномоченный орган просят признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы, изучения представленных документов и пояснений, Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее:
11.05.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок размещено извещение о проведении Аукциона N 0302300048723000554. Начальная (максимальная) цена контракта - 9 080 679,67 рублей. На участие в Аукционе подана 1 заявка - ИП <..>.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 29.05.2023 электронный аукцион признан несостоявшимся: по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка на участие в закупке, несоответствующая требованиям (пункт 1 и пункт 4 части 1 статьи 52 ФЗ N44-ФЗ). Заявка с идентификационным номером 60 (ИП <_>) признана несоответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 44-ФЗ (подпункт "а" пункта 1 части 5 статьи 49, пункт 3 части 12 статьи 48 44-ФЗ). На основании п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ в связи с несоответствием участника закупки дополнительным требованиям к наличию опыта работы, связанных с предметом контракта, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона N44-ФЗ, позицией 2 Приложения Постановления N 2571, а именно участником не представлены документы, подтверждающие 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов; 2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов. Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Пунктом 3 части 2 статьи 31 настоящего закона предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Частями 4, 5 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Во исполнение указанной нормы права Правительством Российской Федерации принято Постановление N 2571.
Пунктом 2.1 Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению извещения об осуществлении закупки установлены требования к участникам закупок в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона.
(Требования в соответствии с позицией 2 приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N2571)
Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки, наименование, товаров, работ, услуг, являющихся объектом отдельных видов закупок: |
Дополнительные требования к участникам закупки: |
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: |
Работы по сохранению объектов культурного наследия, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов |
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов; 2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов. Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) |
в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ; 3) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ; 3) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия; 4) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) |
Согласно подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки:
- документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Пунктом 3 части 6 статьи 43 Закона предусмотрено, что при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
В извещении об осуществлении закупки содержатся аналогичные требования.
Комиссией Бурятского УФАС России при изучении заявки ИП <_> установлено, что оператором электронной площадки Заказчику направлены следующие документы, подтверждающие опыт работы согласно Постановлению N 2571: договор на разработку научно-проектной документации от 12.07.2021 N 12/07/21, заключенный между ООО "Строительная компания "Альянс" и ИП <_> по объекту: "Дом офицеров Красной Армии, арх.Каракис И.Ю.", г. Энгельс, мкр. Энгельс-1, з/у 156."; дополнительное соглашение N1 от 03.12.2021 к Договору; акт выполненных работ от 25.02.2022, подписанный только со стороны ИП <_>; акт определения влияния к предполагаемых к проведению видов работ на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия (памятника истории и культуры народов Российской Федерации от 31.08.2021; решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.10.2022 N А40-137688/22-126-1004; справки от 27.12.2022.
Подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 настоящего закона предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Представленный Заявителем Договор является субподрядным договором, заключенным между ООО "Строительная компания "Альянс" и ИП <_>, где ООО "Строительная компания "Альянс" выступает генеральным подрядчиком по государственному контракту от 12.07.2021 N 0860500000221000026, заключенному с ГКУ Саратовской области "Управление капитального строительства" (статус контракта - Исполнение).
Представленный участником договор субподряда не подтверждает опыт выполнения работ, документы в соответствии с Постановлением N 2571 должны быть выданы в отношении участника закупки, в связи с чем, предоставление участником закупки документов об опыте иных лиц не соответствует требованиям данного постановления. Подтверждением соответствие участника закупки дополнительному требованию, предусмотренному Постановлением N 2571, может являться исключительно контракт (договор) на выполнение соответствующих работ, где стороной выступает участник закупки (генеральный подряд).
Таким образом, договор субподряда на выполнение работ, представленный участником закупки, не может являться подтверждением наличия опыта в целях применения Постановления N 2571.
Данная позиция подтверждается разъяснительными письмами ФАС России от 25.08.2021 N ПИ/71560/21, от 11.09.2019 N МЕ/79668/19, от 19.06.2019 N МЕ/51304, решениями ФАС России и ее территориальных органов, а также судебной практикой: определение Верховного суда Российской Федерации от 22 октября 2020 г. N 309-ЭС20-15792, определение Верховного суда Российской Федерации от 05.12.2018 N 305-КГ18-19792 по делу N А40-223872/2017.
Согласно пункту 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с пунктом 1 статьи 706 ГК РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
В силу пункта 3 статьи 706 ГК РФ генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.
По смыслу гражданского законодательства Заявитель не несет никакой ответственности по контракту (от 12.07.2021 N 0860500000221000026). Заявитель не несет гарантийных обязательства по выполненным работам в рамках основного контракта, во исполнение которого был заключен договор субподряда, следовательно, представленный в качестве подтверждения соответствия Заявителя установленным в извещении об осуществлении закупки дополнительным требованиям договор субподряда не подтверждает наличие у Заявителя опыта выполнения работ в целом.
Кроме того, акт выполненных работ от 25.02.2022 не подписан со стороны ООО "СК "Альянс".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что в действиях комиссии по осуществлению закупок по отклонению заявки Заявителя, отсутствуют нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Довод жалобы Заявителя является необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ИП <_> необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
|
<_> |
|
Члены Комиссии |
|
<_> <_> |
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 8 июня 2023 г. N 003/06/49-401/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2023