Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей:
Казенного учреждения городского округа Саранск "Городская служба заказчика по капитальному строительству" - _., действующей на основании доверенности б/н от 01.11.2022 года (со сроком действия 1 (один) год);
Индивидуального предпринимателя _, действующего на основании доверенности N78 АВ 3084303 от 26.12.2022 года (со сроком действия 1 (один) год);
05 июня 2023 года рассмотрев в дистанционном режиме посредством видео-конференц-связи обращение Казенного учреждения городского округа Саранск "Городская служба заказчика по капитальному строительству" о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении индивидуального предпринимателя _ на основании приказа Мордовского УФАС России N295/22 от 07.12.2022 года "Об утверждении персонального состава Комиссии по контролю в сфере закупок", в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N1078 от 30.06.2021 года "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 29 мая 2023 года посредством функционала Единой информационной системы в сфере закупок поступило обращение Казенного учреждения городского округа Саранск "Городская служба заказчика по капитальному строительству" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) сведений в отношении индивидуального предпринимателя _ (далее - Аукцион).
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Согласно пункту 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
Заседание Комиссии Мордовского УФАС России по вопросу включения в Реестр сведений в отношении _. письмом от 30.05.2023 года NДМ/1889/23 назначено к рассмотрению на 02 июня 2023 года на 14 часов 30 минут.
02 июня 2023 года в процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв. В 16 часов 15 минут 05 июня 2023 года рассмотрение обращения и проведение внеплановой проверки началось заново в связи с изменением состава Комиссии Мордовского УФАС России.
Сведения о проведении внеплановой проверки в связи с получением обращения о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) - _ в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (вх.N2604-ЭП/23 от 29.05.2023 года) размещены в единой информационной системе в сфере закупок в сети интернет по адресу: http://zakupki.gov.ru в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений с указанием даты, времени и места рассмотрения дела N013/06/104-338/2023, а также возможности использования систем видео-конференц-связи (номер реестровой записи: 202300109157000342).
В результате осуществления проверки факта одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения Аукциона и проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
25.01.2023 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) государственным казенным учреждением Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" по заявке инициатора Заказчика размещено извещение N0809500000323000069 о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет: 1 228 500,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 02.02.2023 09:00.
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 02.02.2023.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 06.02.2023.
В извещении о проведении Аукциона установлен запрет на допуск товаров иностранного производства в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 года N616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N616).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.02.2023 NИЭА1 по окончании указанного в извещении о проведении Аукциона срока подачи заявок 09:00 02.02.2023 поступило 4 заявки на участие в электронном аукционе под идентификационными номерами 1867834; 1868556; 1868681; 1868743. Комиссия по осуществлению закупок приняла решение признать победителем электронного аукциона участника с порядковым номером 1 (идентификационный номер заявки 1868556), предложившего цену контракта 1 019 655 рублей. Данный протокол размещен на сайте ЕИС - 03.02.2023 17:12 (МСК).
15.02.2023 года Заказчиком с _ (далее - Поставщик) заключен муниципальный контракт N0809500000323000069 на поставку компьютерного оборудования для объекта: "Капитальный ремонт МОУ "Николаевская средняя общеобразовательная школа", расположенная по адресу: 430903, РМ, г. Саранск, р.п. Николаевка, пл. Школьная, д. 16" на сумму 1 019 655,00 (один миллион девятнадцать тысяч шестьсот пятьдесят пять) рублей 00 копеек (реестровый номер контракта: 3132621138323000003) (далее - Контракт).
Согласно пункту 1.2. Контракта поставка Товара осуществляется в рамках мероприятий по модернизации школьных систем образования в рамках государственной программы Республики Мордовия "Развитие образования в Республике Мордовия" (Соглашение от "28" января 2022 г. N 89701000-1-2022-008).
Наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в спецификации (приложение N 1 к контракту), являющейся неотъемлемой частью контракта (пункт 1.4 Контракта).
В приложении N1 к Контракту указано, что поставке подлежит Автоматизированное рабочее место в комплекте со страной происхождения - Россия.
Пунктом 3.1. Контракта предусмотрено, что Поставщик самостоятельно осуществляет доставку Товара, а также сборку, установку, монтаж поставленного товара по адресу: 430903, РМ, г. Саранск, р.п. Николаевка, пл. Школьная, д. 16 (далее - место доставки) в соответствии со Спецификацией, в срок до "15" мая 2023 года (включительно).
Согласно пункту 5.1. Контракта Поставщик обязан осуществить поставку, сборку, установку, монтаж товара надлежащего качества в соответствии со Спецификацией в сроки, установленные настоящим Контрактом в полном объеме.
В силу пункта 9.3. Контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Присутствующий на заседании Комиссии Мордовского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что 02.05.2023 года Поставщик посредством ЕИС направил Заказчику документы, подтверждающие исполнение Контракта, при этом 03.05.2023 15:33 (МСК) Заказчиком отказано в приемке поставленного товара поскольку данный товар не соответствует требованиям качества, согласованным сторонами Контракта.
Так в ходе проверки товара выявлены следующие несоответствия его характеристик и Спецификации: Системный блок:
- Суммарное количество встроенных в корпус портов USB 2.0, Штука (согласовано в Спецификации - 4, фактически в поставленном товаре - 2);
- Количество портов USB Type-C на передней панели, Штука (согласовано в Спецификации - 1, фактически в поставленном товаре - 0);
- Суммарное количество встроенных в корпус портов USB Type-C, Штука (согласовано в Спецификации - 2, фактически в поставленном товаре - 0).
Также в поставленном товаре отсутствовала заглушка слота расширения.
Заказчиком выявлено несоответствие страны происхождения товара. Так _ поставлен товар производства - Китай, о чем свидетельствует материнская плата китайского производства (в материалы дела представлены служебная записка ведущего инженера-технолога строительного контроля, фотоматериалы).
03.05.2023 года Заказчиком в адрес _ направлена претензия с указанием выявленных несоответствий и требованием осуществить поставку товара надлежащего качества в соответствии со Спецификацией Контракта в установленный срок.
17.05.2023 года в адрес Заказчика поступило письмо (вх.N274), согласно которому _ сообщил, что в настоящий момент товары, составляющие предмет Контракта, на рынке отсутствуют по причине введенных санкций со стороны иностранных государств, на территории России из-за специальной операции у производителей существуют большие логистические проблемы. Индивидуальный предприниматель просил расторгнуть муниципальный контракт N0809500000323000069 по соглашению сторон.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Частью 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ). Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Кроме того, согласно пункту 13 Постановления N616 при исполнении контракта замена промышленных товаров, указанных в перечне, на промышленные товары, происходящие из иностранного государства (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), не допускается.
Неисполнение обязательств со стороны Поставщика явилось основанием для принятия Заказчиком 18.05.2023.года решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (пункт 9.3 Контракта, части 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, пункты 1, 2 статьи 523, абзац 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ).
В соответствии частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Во исполнение приведенных требований закона Заказчиком 18.05.2023 года с использованием функционала ЕИС сформировано, подписано электронной подписью и размещено на Официальном сайте решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N356. Решение об одностороннем отказе N356 от 18.05.2023 года получено Поставщиком 18.05.2023 15:30 (МСК).
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе).
При этом согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Учитывая положения части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе датой надлежащего уведомления Заказчика признается - 18.05.2023 года, следовательно, в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым с 29.05.2023 года.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (часть 4 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Мордовского УФАС России в установленный законом срок -29.05.2023 года.
Исходя из изложенного, Комиссия Мордовского УФАС приходит к выводу о соблюдении электронной процедуры расторжения контракта в одностороннем порядке.
Часть 1 статьи 103 Закона о контрактной системе определяет, что Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения.
В ходе рассмотрения дела Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что информация о расторжении контракта размещена Заказчиком на официальном сайте в реестре контрактов 30.05.2023 года (информация о расторжении контракта N3132621138323 0000030010 от 30.05.2023 (действующая редакция)).
Присутствующий на заседании Комиссии Мордовского УФАС России представитель _ , поддержав позицию, изложенную в объяснениях (вх.N2747-ЭП/23 от 05.06.2023 года), пояснил, что индивидуальный предприниматель имел намерение исполнить Контракт на его условиях, но в виду того, что требуемый к поставке товар - Автоматизированное рабочее место в комплекте на рынке отсутствует по причине введенных санкций со стороны иностранных государств, им поставлен товар, страной происхождения которого является Китай, с отличными, от указанных в Контракте, характеристиками.
В связи с данными обстоятельствами, представитель Общества просит не включать информацию об индивидуальном предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия Мордовского УФАС России отмечает, что индивидуальным предпринимателем в материалы настоящего дела не представлено письменных доказательств, подтверждающих позицию, изложенную в объяснениях (вх.N2747-ЭП/23 от 05.06.2023 года).
Присутствующий на заседании Комиссии Мордовского УФАС России представитель Заказчика настаивал на включении сведений в отношении _ в реестр недобросовестных поставщиков.
Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проанализировав содержание представленных индивидуальным предпринимателем объяснений, заслушав объяснения сторон, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к следующему.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной следует, что реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного и муниципального заказа обязательств.
Между тем в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Согласно положениям действующего гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.
При этом, участие лиц в государственных и муниципальных закупках, проводимых в рамках Закона о контрактной системе, является добровольным, следовательно, прежде чем подать заявку на участие в такой закупке и принять участие в ее проведении, лицо должно оценить свои возможности по исполнению контракта, а также проанализировать наличие у него необходимых ресурсов для исполнения контракта, в случае, если данное лицо будет признано победителем закупки.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 года N7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" для признания обстоятельства непреодолимой силой (в силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ) необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
В рассматриваемом случае Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу о том, что _ не исполнены надлежащим образом обязанности, предусмотренные Контрактом (поставка товара, несоответствующего спецификации Контракта (в части характеристик и страны происхождения), и не устранение данного нарушения в последующем), в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы и объективно препятствующих причин, что однозначно свидетельствует о наличии в действиях участника закупки как лица, профессионально занимающегося предпринимательской деятельностью, поведения виновного и недобросовестного характера, о непроявлении надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов заказчика, об отсутствии действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных Контрактом обязанностей.
Таким образом, на заседании Комиссии Мордовского УФАС России подтвержден факт недобросовестного поведения индивидуального предпринимателя, что является основанием для включения сведений об _ в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, Комиссия Мордовского УФАС России, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Правилами,
РЕШИЛА:
1. Сведения, предоставленные Казенным учреждением городского округа Саранск "Городская служба заказчика по капитальному строительству" в отношении _ , включить в Реестр сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений, указанных в пункте 1 результативной части настоящего решения, в Реестр считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 5 июня 2023 г. N 013/06/104-338/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2023