Резолютивная часть объявлена 31 мая 2023 г. Изготовлено в полном объеме 05 июня 2023 г. |
г. Курск |
||
Состав Комиссии Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
_ |
председатель Комиссии, |
|
_ |
член Комиссии, |
||
_ |
член Комиссии, |
||
Заявитель |
Общество с ограниченной ответственностью "Медицинские изделия" |
||
Ф.И.О. участвующего (-их) в заседании представителя (-ей) заявителя |
Отсутствует (надлежаще уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем возможности дистанционного участия) |
||
Заказчик |
Областное бюджетное учреждение здравоохранения "Курская городская больница N 6" комитета здравоохранения Курской области |
||
Ф.И.О. участвующего (-их) в заседании представителя (-ей) заказчика |
_ |
||
Уполномоченное учреждение |
Областное казенное учреждение "Центр закупок Курской области" |
||
Ф.И.О. участвующего (-их) в заседании представителя (-ей) уполномоченного учреждения |
_ |
||
Способ определения поставщика |
Электронный аукцион |
||
Закупка N |
0744200000223003956 |
||
Объект закупки |
Поставка медицинских изделий (зеркал вагинальных, щеток цитологических) |
||
Начальная (максимальная) цена контракта |
545 410 руб. 00 коп. |
||
Дата размещения извещения об осуществлении закупки |
12.05.2023 г. |
||
Изменение (-я) извещения об осуществлении закупки (при наличии) |
- |
||
Разъяснение (-я) положений извещения об осуществлении закупки, размещенные в единой информационной системе (далее - ЕИС) (при наличии) |
- |
||
Дата окончания подачи заявок на участие в закупке |
25.05.2023 г. |
||
Количество поданных заявок на участие в закупке (при наличии) |
4 (четыре), с идентификационными номерами заявок: А-103138, А-103161, А-103164, А-103168 |
||
Количество заявок, признанных соответствующими установленным требованиям (при наличии) |
4 (четыре), с идентификационными номерами заявок: А-103138, А-103161, А-103164, А-103168 |
||
Количество заявок, в отношении которых принято решение об отклонении (при наличии) |
- |
||
Дата заключения заказчиком контракта по итогам проведения закупки (при наличии) |
Контракт не заключен |
||
Национальный проект |
- |
Заседание проведено дистанционно с использованием средств видеоконференцсвязи по ссылке https://fas3.tconf.rt.ru/c/9211169907, на заседании велась аудиозапись.
Довод (-ы) жалобы:
по мнению заявителя, Заказчиком при описании объекта нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе_").
Довод (-ы) возражений, объяснений, заявлений, доказательства и ходатайства лиц, участвующих в деле:
- представитель заказчика возражал против довода жалобы, указал, что извещение об осуществлении закупки не противоречит требованиям ФЗ "О контрактной системе...";
- представитель уполномоченного учреждения возражала против довода жалобы, также указала, что извещение об осуществлении закупки не противоречит требованиям ФЗ "О контрактной системе...".
В ходе рассмотрения жалобы, по результатам ее рассмотрения и проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе...", п. 3.30 Административного регламента ФАС России, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 внеплановой проверки определения поставщика, Комиссия,
УСТАНОВИЛА:
Согласно ч.1 ст. 8 ФЗ "О контрактной системе_" контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с ч.2 ст. 8 ФЗ "О контрактной системе_" конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 42 ФЗ "О контрактной системе..." при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно ч. 2 ст. 42 ФЗ "О контрактной системе...", извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронный документы - описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Частью 1 ст. 33 ФЗ "О контрактной системе..." установлены правила, которыми должен руководствоваться заказчик при описании объекта закупки.
Так, согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 ФЗ "О контрактной системе..." Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно извещению об осуществлении закупки объектом является - Поставка медицинских изделий (зеркал вагинальных, щеток цитологических) (код ОКПД2: 32.50.13.190-00007262 - зеркало вагинальное, одноразового использования, 32.50.13.190-00007157 - щетка цитологическая цервикальная).
Согласно доводу, изложенному в жалобе, по характеристике "Створки оснащены эластичной лентой из натурального латекса, предназначенной для защиты от провисания стенок влагалища для улучшения обзора у женщин с пролапсом стенок влагалища при проведении диагностики (осмотров), операций (в том числе прицельной кольпскопии и биопсии), длительных лечебных процедур", установленной заказчиком в описании объекта закупки, подходит товар только одного производителя - АО "ДиаКлон" (РФ), на который распространяется патент на полезную модель (патент N147 593_.
Как подтверждается открытыми данными реестра полезных моделей на сайте (https://www.fips.ru), на гинекологическое зеркало с защитой Федеральной службой по интеллектуальной собственности выдан патент на полезную модель N147 593 (начало действия патента 31.03.2017).
Так, согласно описания полезной модели - гинекологическое зеркало с защитой (патент на полезную модель N147 593), "устройство имеет упруго деформируемое кольцо 11 из резины, охватывающее обе створки 4,6. Выполнение устройства с упругодеформируемым кольцом 11 из резины, охватывающим обе створки, обеспечивает более эффективный гинекологический осмотр и упрощает манипуляции, поскольку складки стенок влагалища не заходят внутрь зеркала. Данное усовершенствование предназначено для предотвращения пролябирования боковых стенок влагалища, которое в ряде случаев затрудняет осмотр шейки матки и выполнение кольпоскопии. Подобное "нависание" стенок влагалища часто имеет место у беременных при выполнении кольпоскопии во второй половине беременности, а также у пациенток с ожирением. Использование такого зеркала исключает использование дополнительного специального приспособления - бокового ретрактора.
Упругодеформируемое кольцо выполняют из силиконовой резины или натуральной латексной резины или полиизопреновой/хлоропреновой резины, натурального или другого цвета, и/или ароматизированной.
Упругодеформируемое кольцо выполняют как цельнолитое или в виде склеенной ленты".
Учитывая изложенное, материалами дела подтверждается, что заказчиком при описании объекта закупки в извещении об осуществлении закупки установлена характеристика - "Створки оснащены эластичной лентой из натурального латекса, предназначенной для защиты от провисания стенок влагалища для улучшения обзора у женщин с пролапсом стенок влагалища при проведении диагностики (осмотров), операций (в том числе прицельной кольпскопии и биопсии), длительных лечебных процедур", являющаяся запатентованной характеристикой полезной модели -гинекологическое зеркало.
Как следует из объяснений представителя заказчика, анализ рынка на наличие товаров других производителей (помимо производителя - АО "ДиаКлон"), имеющих характеристику - "Створки оснащены эластичной лентой из натурального латекса, предназначенной для защиты от провисания стенок влагалища для улучшения обзора у женщин с пролапсом стенок влагалища при проведении диагностики (осмотров), операций (в том числе прицельной кольпскопии и биопсии), длительных лечебных процедур", заказчиком не проводился.
Комиссия Курского УФАС России, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в извещении об осуществлении закупки, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае исполнением требований законодательства РФ о контрактной системе должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в описании объекта извещения об осуществлении закупки.
Данная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
Иных документов, сведений, подтверждающих, что установленной характеристике - "Створки оснащены эластичной лентой из натурального латекса, предназначенной для защиты от провисания стенок влагалища для улучшения обзора у женщин с пролапсом стенок влагалища при проведении диагностики (осмотров), операций (в том числе прицельной кольпскопии и биопсии), длительных лечебных процедур" в описании объекта закупки соответствует товар как минимум двух производителей со стороны Заказчика представлено не было.
При этом, ООО "Медицинские изделия" (заявитель по жалобе), являясь производителем медицинских изделий, в жалобе указало, что в связи с тем, что на закупаемый товар распространяется патент на полезную модель, у ООО "Медицинские изделия" "отсутствует возможность приобрести запатентованный товар".
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности, всесторонне и взаимосвязи документы и сведения, предоставленные сторонами в материалы дела, проведя внеплановую проверку, выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, установленная Заказчиком при описании объекта закупки характеристика "Створки оснащены эластичной лентой из натурального латекса, предназначенной для защиты от провисания стенок влагалища для улучшения обзора у женщин с пролапсом стенок влагалища при проведении диагностики (осмотров), операций (в том числе прицельной кольпскопии и биопсии), длительных лечебных процедур" является запатентованной характеристикой полезной модели - гинекологическое зеркало с защитой, и которой соответствует товар одного производителя - АО "ДиаКлон" (сведений, подтверждающих обратное в материалы дела представлено не было), что сводит к невозможности поставку товара с аналогичными характеристиками (эквивалент), и является нарушением требований п. 1 ч. 1 ст. 33 ФЗ "О контрактной системе_".
Довод жалобы является обоснованным.
При таких обстоятельствах, заказчик при формировании и размещении извещения об осуществлении закупки нарушил положения п. 1 ч. 1 ст. 33 ФЗ "О контрактной системе...", что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ.
Выявленные нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33 ФЗ "О контрактной системе_" не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи с чем предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выдается.
Так, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.05.2023 г., на участие в закупке было подано 4 заявки, заявки были допущены к участию, и признаны соответствующими.
При проведении внеплановой проверки Комиссией Курского УФАС России на данном этапе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в действиях (бездействиях) субъектов контроля иных нарушений ФЗ "О контрактной системе_" не выявлено.
На основании результатов проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), материалов, имеющихся в деле, руководствуясь ст.99, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Медицинские изделия" обоснованной.
2. Признать заказчика - Областное бюджетное учреждение здравоохранения "Курская городская больница N 6" комитета здравоохранения Курской области нарушившим требования п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание об устранении нарушений п. 1 ч. 1 ст. 33 ФЗ "О контрактной системе..." не выдавать, в связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать материалы дела N046/06/42-299/2023 уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для принятия решения о возбуждении/об отказе в возбуждении административного производства по установленным фактам нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: .
_.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 5 июня 2023 г. N 046/06/42-299/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.06.2023