Комиссия Томского УФАС России по контролю законодательства о контрактной системе в сфере закупок, рассмотрению информации о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Комиссия Томского УФАС России, Комиссия), в составе:
председателя Комиссии:
Камалдиновой И.М. - начальника отдела контроля отдела монополистической деятельности;
членов комиссии:
Детковой А.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности;
Крыловой К.С. - специалиста 1 разряда отдела контроля монополистической деятельности,
рассмотрев информацию (вх.N 4422-ЭП/23 от 31.05.2023), направленную в Томское УФАС России ФГБНУ "Томский национальный исследовательский медицинский центр РАН" (далее - Заказчик) и содержащего сведения об ИП Зильберг С.П., победителя закупки в форме электронного аукциона "Поставка медицинского изделия: катетера для системы картирования сердца/радиочастотной абляции сердца, одноразового использования для нужд Тюменского кардиологического научного центра" (извещение N 0365100000923000063), в связи с односторонним отказом от исполнения контракта, с целью рассмотрения вопроса о включении сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков, подрядчиков (исполнителей) (далее - Реестр),
при участии посредством ВКС представителей Заказчика - Колунина Г.В. (Доверенность N 23 от 02.06.2023), Бондаревой Н.В. (доверенность N108 от 09.06.2022), при участии посредством ВКС представителя ИП Зильберг С.П. - Кириллова В.С. (доверенность от 05.06.2023),
УСТАНОВИЛА:
31.05.2023 - Заказчик представил в Томское УФАС России в соответствии со ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) сведения о Поставщике для включения в Реестр.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта установила следующее:
09.02.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС, Официальный сайт) размещены извещение об аукционе в электронной форме "Поставка медицинского изделия: катетера для системы картирования сердца/радиочастотной абляции сердца, одноразового использования для нужд Тюменского кардиологического научного центра" (извещение N 0365100000923000063) с начальной (максимальной) ценой 3 545 730,00 руб.
Пунктом 1 статьи 525 ГК РФ предусмотрено, что поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
15.03.2023 Заказчик и Общество заключили муниципальный контракт N 18-Б (далее - Контракт) с ценой Контракта 3 545 730,00 руб.
Согласно пункту 1.1 Контракта, В соответствии с договором Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные договором, осуществить поставку медицинского изделия: катетеров абляционных IntellaNav MiFi Open-Irrigated (код ОКПД2 - 32.50.13.110) (далее - Оборудование) в соответствии со Спецификацией (приложение N1 к договору) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) Оборудования (далее - Услуги), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные договором, принять и оплатить поставленное Оборудование и надлежащим образом оказанные Услуги.
В соответствие пункта 3.1 Контракта, Поставка Товара осуществляется Поставщиком с даты заключения Контракта до 10.03.2023.
Согласно пункта 1.3 Контракта, Поставка Оборудования осуществляется Поставщиком с разгрузкой с транспортного средства по адресу: город Тюмень, улица Мельникайте, дом 111, цокольный этаж, склад (далее - Место доставки).
В силу пункта 5.1 Контракта, Поставка Оборудования осуществляется за счет Поставщика. Поставщик обязан доставлять (поставлять) Оборудование до Места доставки в рабочие дни с 09:00 ч до 12:00 ч и с 13:00 ч до 16:00 ч (по тюменскому времени) в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня подачи Заказчиком заявки на партию Оборудования. Период поставки: со дня заключения договора по 31 мая 2023 года (включительно). Поставщик несет все риски, связанные с доставкой Оборудования до Заказчика. Согласно пункта 4.1.1 Контракта, Поставщик поставляет Товар своими силами в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом.
В соответствие с пунктом 11.4 Контракта, Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения договора по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Федерального закона о контрактной системе.
В силу пункта 11.1 Контракта, Договор вступает в силу вступает в силу с момента его заключения и действует по 24 июля 2023 года, а в части исполнения Сторонами своих обязательств по настоящему договору - до полного их исполнения.
Срок исполнения контракта: 24 июля 2023 года.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу пункта 2 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (далее - ГК РФ) к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 523 ГК РФ определено, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
19.05.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
19.05.2023 Заказчик разместил в ЕИС решение об одностороннем отказе.
Согласно сведениям из ЕИС указанное решение было получено Обществом 19.05.2023.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
30.05.2023 - дата вступления в законную силу решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
31.05.2023 Заказчиком в Томское УФАС России направлена информация (вх.N 4422-ЭП/23 от 31.05.2023) для рассмотрения вопроса о включении сведений о Поставщике в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с односторонним отказом от исполнения Контракта.
Заказчиком не нарушены сроки направления информации об Поставщике в Томское УФАС России, установленные частью 16 статьи 95 Закона 44-ФЗ.
В ходе заседания Комиссия Томского УФАС России изучила документы и пояснения, предоставленные Заказчиком и Обществом установила следующее.
В соответствие с пунктом 5.1 Контракта, Поставка Оборудования осуществляется в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня подачи Заказчиком заявки на партию Оборудования.
22.03.2023 Заказчик направил в адрес Поставщика заявку N1 на поставку медицинского изделия от 21.03.2023 исх.N367 на сумму 724 904,48 руб. Срок поставки: по 05.04.2023.
12.04.2023 Заказчик направил в адрес Поставщика заявку N2 на поставку медицинского изделия от 10.04.2023 исх.N451 на сумму 724 904,48 руб. Срок поставки: по 26.04.2023.
Товары по заявкам N1 и N2 на момент принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта не поставлены.
Представитель Общество на заседании Комиссии Томского УФАС России сообщил, что 22.03.2023 и 12.04.2023 от Заказчика поступили заявки на поставку Товара: Катетер абляционный IntellaNav MiFi Open-Irrigated, размер электрода кончика 7F (2.33 мм) х 4.5 мм, диаметр катетера 7.5F (2.50 мм), кривизна ассиметричная. Поскольку в Договоре не однозначно определен состав закупаемых изделий в части количества и кривизны и то, что наиболее востребованными при проведении электрофизиологических процедур являются катетеры абляционные "IntellaNav MiFi Open - Irrigated, размер электрода кончика 7F (2.33 мм) х 4.5 мм, диаметр катетера 7.5F (2.50 мм), кривизна большая" по сравнению с ассиметричной кривизной, ИП Зильберг С. П. предполагал к поставке Катетер абляционный IntellaNav MiFi Open-Irrigated в следующих вариантах исполнения: I. Катетер абляционный IntellaNav MiFi Open-Irrigated, размер электрода кончика 7F (2.33 мм) х 4.5 мм, диаметр катетера 7.5F (2.50 мм), кривизна стандартная; II. Катетер абляционный IntellaNav MiFi OpenIrrigated, размер электрода кончика 7F (2.33 мм) х 4.5 мм, диаметр катетера 7.5F (2.50 мм), кривизна большая; которые являются наиболее востребованными и в полном объеме перекрывают потребности медицинских учреждений и имеются в наличии у ИП Зильберг С. П.
Поставщик в адрес Заказчика направлял письма (от 04.04.2023 исх. N 1; от 16.05.2023 N 2), в которых предлагал к поставке именно указанные изделия, поскольку в настоящий момент не представляется возможным поставка катетеров с ассиметричной кривизной по причине их отсутствия в РФ.
Кроме этого, до подачи заявки на участие в данной Закупке у Поставщика имелись в наличии катетеры (I, II), чем подтверждается счет-фактурой от 25.01.2023 N 2.
Вместе с тем, ООО "ГАНЕША" уведомило ИП Зильберг С.П. о резерве катетеров (III) от 28.02.2023.
17.03.2023 ООО "ГАНЕША" направило письмо (от 17.03.2023) в адрес Поставщика о снятии с резерва катетеров (III).
В целях приобретения данных катетеров (III) ИП Зильберг С. П. обратился к ООО "ББК ПРОМ" (Республика Беларусь), но получил ответ об отсутствии данного типа катетеров (III).
В связи со сложившийся ситуацией, Поставщик направил письмом (N 3) Заказчику с предложением расторгнуть Контракт по соглашению сторон. Письмом (N 4 от 29.05.2023) в ответ на Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, повторно предложено рассмотреть возможность поставки медицинских изделий в вариантах исполнения I или II, в случае согласования, гарантировалась поставка в течении 3 (трех) рабочих дней.
В силу пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила), являющихся приложением к Постановлению Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее - Постановление N1078), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
В связи с вышеизложенным Комиссия сообщает следующее:
1. Нарушения, предусмотренные подпунктом "а" пункта 15 Правил, утвержденных Постановлением N1078, в действиях Заказчика в ходе заседания Комиссии не установлены. Требования к порядку и принятию решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлению его поставщику и размещению в единой информационной системе Заказчиком соблюдены;
2. Факты существенного нарушения Поставщиком условий Контракта находят свое подтверждение. Однако неисполнение обязанностей по Контракту, произошло в связи с отсутствием возможности поставки катетеров с ассиметричной кривизной по причине их отсутствия в РФ.
3. Поставщиком предоставлена информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий Контракта. Поставщиком направлялись письма в адрес производителей об уточнение имеющего товара в наличие, кроме этого, направились письма в адрес Заказчика.
Таким образом, доказательства, неоспоримо свидетельствующие об умышленном уклонении ИП Зильберг С. П. об исполнения своих обязательств по Контакту, в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 99 Закона 44-ФЗ Федеральная антимонопольная служба является органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок. Контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой публичной ответственности установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения закупок.
Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений.
Как мера публичной ответственности такое включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в ч. 1 ст. 1 Закона 44-ФЗ, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта расторжения государственного контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения информации о заявителе в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контакта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Ни Закон 44-ФЗ, ни Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные ему сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Комиссия, изучив и проверив предоставленную информацию и документы, пришла к возможности не включения сведений об ИП Зильберг С. П. (ИНН 502729138340) в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона 44-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"
РЕШИЛА:
Сведения об ИП Зильберг С. П. (140006, Московская область, Г. ЛЮБЕРЦЫ, Южная, 8, 44, ИНН - 502729138340) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель комиссии А.Ф.Абдурахманов
Члены комиссии: К.К. Лукьяненок
З.С.Истомина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 6 июня 2023 г. N 070/10/104-509/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2023