Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей ГБДОУ детский сад N 40 Московского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик), ИП Подгайской Е.А (далее - Заявитель), уведомленных о месте и времени заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 12962-ЭП/23 от 25.05.2023) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра сотрудников ГБДОУ детский сад N40 Московского района Санкт-Петербурга в 2023 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 19.05.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200236623000013. Начальная (максимальная) цена контракта - 354 880, 00 рублей.
ИП Подгайская Е.А. в жалобе указала на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении непредусмотренных Законом требований к участникам закупки.
Заказчик с доводами Заявителя не согласен.
Информация, изложенная в жалобе, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение о проведении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования);
Пунктом 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки.
Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.
При этом, в силу ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. N 478-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 478-ФЗ), лицензии, выданные до дня вступления в силу Закона N 478-ФЗ, подтверждают наличие у лицензиата лицензии на день вступления в силу Закона N 478-ФЗ. Закон N 478-ФЗ вступил в силу с 1 января 2021 года.
Таким образом, после 1 января 2021 г. подтверждением наличия лицензий, выданных до 1 января 2021 г., является запись в реестре лицензий.
Согласно п. 46 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") является лицензируемым видом деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлен перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, который включает в себя в том числе следующие работы: медицинские осмотры (предварительные, периодические).
Таким образом, для оказания услуг, являющихся объектом рассматриваемой закупки, участник закупки должен обладать соответствующей лицензией на право осуществления медицинской деятельности. Иных документов, подтверждающих право оказания услуг, являющихся объектом рассматриваемой закупки, действующим законодательством не предусмотрено.
Из содержания извещения о проведении аукциона следует, что Заказчиком было установлено следующее требование к участникам закупки:
Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
Выписка из реестра лицензий, по форме утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N2343, либо копия акта лицензирующего органа о принятом решении, содержащих сведения о действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности на виды работ (услуг) (Постановление Правительства РФ от 01 июня 2021 г. N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" включая работы (услуги) по: медицинским осмотрам (предварительным, периодическим), на экспертизу профессиональной пригодности согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 28 января 2021 г. N29н.
Также в извещении определено, что участник закупки должен представить в составе заявки на участие в аукционе документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона:
выписка из реестра лицензий, по форме утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N2343, либо копия акта лицензирующего органа о принятом решении, содержащих сведения о действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности на виды работ (услуг) (Постановление Правительства РФ от 01 июня 2021 г. N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" включая работы (услуги) по: медицинским осмотрам (предварительным, периодическим), на экспертизу профессиональной пригодности согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 28 января 2021 г. N29н.
Таким образом, в указанной части Комиссия УФАС не усматривает в действиях Заказчика признаков нарушения Закона о контрактной системе при установлении требований к участникам закупки.
При этом, Комиссия УФАС отмечает, что содержащееся в составе извещения описание объекта закупки содержит требование, в силу которого, Исполнитель должен иметь действующую лицензию на осуществление медицинской деятельности, содержащую перечень работ (услуг) составляющих следующие виды медицинской деятельности: "терапия", "стоматология", "оториноларингология (за исключением кохлеарной имплантации)", "дерматовенерология", "психиатрия", "психиатрия-наркология", "неврология", "офтальмология", "профпатология", "медицинские осмотры (предварительные, периодические)", "клиническая лабораторная диагностика", "кардиология", "акушерство и гинекология", "функциональная диагностика", "ультразвуковая диагностика", (требование установлено в соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12 ФЗ от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности, Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2021 г. N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации". При окончании срока действия лицензии до исполнения обязательств по Контракту Исполнитель в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязан обеспечить продление действующей лицензии. Указанное требование также определено Заказчиком в проекте контракта, являющегося неотъемлемой частью извещения.
В свою очередь, Комиссия УФАС не может констатировать, что указанное требование установлено Заказчиком к участникам закупки, поскольку устанавливает требования Заказчика к объекту закупки. При этом, из содержания проекта контракта, определяющего права и обязанности исполнителя и Заказчика, следует, что указанная часть извещения содержит требование к исполнителю контракта, при этом указанное требование накладывает на него не предусмотренные законодательством требования, что в значительной степени ограничивает количество участников закупки, имеющих лицензию на право осуществления медицинской деятельности на виды работ (услуг) по: медицинским осмотрам (предварительным, периодическим), на экспертизу профессиональной пригодности согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 28 января 2021 г. N29н.
Указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении Заказчиком ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, в силу которой, не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу об обоснованности доводов Заявителя.
2. Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Подгайской Е.А обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 31 мая 2023 г. N 44-2000/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.06.2023