Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Администрации муниципального образования Смольнинское (далее - Заказчик):
ООО "СТРОЙ АЛЬЯНС" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 12978-ЭП/23 от 25.05.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту уклонения от заключения государственного контракта на поставку адаптеров электродных для подключения электродной шапочки на выполнение работ по помывке детского игрового и спортивного оборудования, находящегося на балансе Администрации МО Смольнинское (извещение N 0172300001923000021),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта уклонения от заключения государственного контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 12.05.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по помывке детского игрового и спортивного оборудования, находящегося на балансе Администрации МО Смольнинское (извещение N 0172300001923000021) (далее - Запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 675 180,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.05.2023 N ИЗК1 победителем Запроса котировок признано ООО "СТРОЙ АЛЬЯНС".
Частью 6 ст. 50 Закона о контрактной системе установлено, что заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном ст. 51 Закона о контрактной системе, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее трех часов с момента размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные п. 1 ч. 4 ст. 51 Закона о контрактной системе, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных п. 2 ч. 2, п. 2 ч. 3, п. 2 и 3 ч. 4 ст. 51 настоящего Федерального закона, не допускается.
22.05.2023 Заказчик разместил на электронной торговой площадке (РТС-тендер) проект государственного контракта.
В соответствии с ч.ч. 4, 5 ст. 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со ст. 95 Закона о контрактной системе (ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе).
Из системного толкования вышеуказанных статей следует, что подтверждение обеспечения исполнения контракта в полном объеме представляется одновременно с проектом контракта, подписанным лицом, имеющим право действовать от имени победителя аукциона.
В регламентированный срок ООО "СТРОЙ АЛЬЯНС" не направило Заказчику посредством оператора электронной торговой площадки проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени Участника, а также не представило необходимые документы об обеспечении исполнения контракта.
В соответствии с ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного п. 3 ч. 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный ч. 3 настоящей статьи, не выполнены требования п. 3 ч. 3 настоящей статьи) и ч. 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных ч. 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
Поскольку в регламентированный законом о контрактной системе срок, Участник не направил Заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени Участника, Заказчик разместил в ЕИС Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 24.05.2023 N ППУ20_1, согласно которому ООО "СТРОЙ АЛЬЯНС" было признано уклонившимся от заключения Контракта.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
Представитель Участника на заседании Комиссии УФАС пояснил, что ООО "СТРОЙ АЛЬЯНС" не имело умысла на уклонение от заключения контракта. Проект контракта не был подписан в регламентированный срок по вине ООО "БК Альянс", с которым ООО "СТРОЙ АЛЬЯНС" был заключен договор по сопровождению участия в торгах и государственных закупках N 10/1.
23.05.2023 ООО "СТРОЙ АЛЬЯНС" оформило и оплатило независимую гарантию, однако несмотря на своевременную оплату комиссии за оформление банковской гарантии, специалист ООО "БК Альянс" не разобравшись, ввел в заблуждение ООО "СТРОЙ АЛЬЯНС", утверждая, что деньги со счета не списались, а значит ПАО "БАНК УРАЛСИБ" откажется завершать оформление независимой гарантии. Тем самым специалист ООО "БК Альянс" сделал невозможным своевременное размещение независимой гарантии, поскольку специалисты не стали связываться с ПАО "БАНК УРАЛСИБ" для того, чтобы оформление гарантии было завершено, а соответственно размещение независимой гарантии в реестре независимых гарантий было доведено, и соответственно разместить подписанный контракт. Таким образом, по мнению Участника, ООО "БК Альянс" ввело в заблуждение ООО "СТРОЙ АЛЬЯНС", тем самым воспрепятствовало в подписании Контракта и приложению независимой гарантии. 24.05.2023 ООО "СТРОЙ АЛЬЯНС" направило претензию ООО "БК Альянс" в связи со сложившейся ситуацией.
По словам представителя Участника, ООО "СТРОЙ АЛЬЯНС" намеревалось подписать контракт и добросовестно его исполнять. Для этого у ООО "СТРОЙ АЛЬЯНС" заранее была подготовлена материально-техническая база для исполнения условий контракта. Более того, кроме уже имеющегося оборудования и материалов, в соответствие с п. 5.7 Технического задания контракта 19.05.2023 ООО "СТРОЙ АЛЬЯНС" дополнительно закупила:
1. 6 комплектов спецодежды для работников для летнего сезона;
2. 6 комплектов средств индивидуальной защиты.
В п. 5.8 Технического задания контракта указано, что работы должны выполнятся в соответствие с Распоряжением Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга от 03.07.2020 N 186-Р "Об утверждении методических рекомендаций по осуществлению дезинфекционных и профилактических мероприятий на территориях парков, садов, скверов, а также на детских и (или) спортивных площадках".
В целях исполнения этого условия ООО "СТРОЙ АЛЬЯНС" создала складской запас:
1. Хлорактивных дезинфицирующих средств на основе гипохлорита кальция в концентрации не менее 0,5% по активному хлору.
2. Дезинфицирующие средства на основе четвертичных аммониевых соединений (ЧАС).
ООО "СТРОЙ АЛЬЯНС" было выяснено, что на текущей момент у поставщиков отсутствует дефицит дезинфицирующих средств и в случае необходимости может быть закуплено необходимое количество средств.
На основании изложенного Участник ходатайствовал о невключении ООО "СТРОЙ АЛЬЯНС" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку умысел на уклонение от заключения контракта у ООО "СТРОЙ АЛЬЯНС" отсутствовал.
Вместе с тем на заседании Комиссии УФАС Участником не подтверждено соответствующими доказательствами утверждение ООО "СТРОЙ АЛЬЯНС", о том, что вышеуказанные обстоятельства явились непреодолимым препятствием для подписания проекта контракта в регламентированный срок. В частности, не представлено достаточных и убедительных доказательств наличия обстоятельств, препятствовавших подписанию проекта контракта.
Кроме того документов, свидетельствующих о намерении ООО "СТРОЙ АЛЬЯНС" заключить контракт, на заседание Комиссии УФАС не представлено Участником. Сведения о независимой гарантии, выданной ООО "СТРОЙ АЛЬЯНС" в качестве обеспечения исполнения контракта, в реестре независимых гарантий отсутствовали; денежные средства от Участника в качестве обеспечения исполнения контракта на счет Заказчика не поступали.
Таким образом, в ходе рассмотрения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО "СТРОЙ АЛЬЯНС" не представило документы и сведения, позволяющие сделать вывод о его намерении заключить контракт в установленный срок.
Данные обстоятельства подтверждают недобросовестное поведение Участника, которое нарушило права Заказчика, поскольку Заказчик не достиг цели проводимой закупки.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона, в том числе, приведших к невозможности заключения контракта с лицом, признанным победителем аукциона.
ООО "СТРОЙ АЛЬЯНС", участвуя в Запросе котировок, приняло на себя все риски, связанные с таким решением, и, действуя добросовестно, очевидно, было уверено в своей способности преодолеть любые обстоятельства, наступление которых могло бы привести к не подписанию контракта, что является риском самого победителя Запроса котировок и не свидетельствует о его добросовестности.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Следовательно, Участник запроса котировок, самостоятельно принявший решение об участии в закупке, обязан учесть специфику заключения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия и сроки, должен надлежащим образом оценить свои трудовые и финансовые ресурсы (в том числе для того, чтобы обеспечить исполнение контракта), а также осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае уклонения от заключения контракта в дальнейшем.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Таким образом, с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, оцененных в совокупности и взаимосвязи доказательств, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении ООО "СТРОЙ АЛЬЯНС" подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "СТРОЙ АЛЬЯНС", ИНН: 9714004744; сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Медведев Дмитрий Иванович, ИНН: 540551439139, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "СТРОЙ АЛЬЯНС" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
|
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
24.05.23 |
25.05.23 |
25.05.23 |
0 |
25.05.23 |
01.06.23 |
01.06.23 |
0 |
06.06.23 |
06.06.23 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 1 июня 2023 г. N РНП-78-708/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2023