Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителя СПб ГБУЗ "Городская многопрофильная больница N 2" (далее - Заказчик): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС;
при участии представителя ООО "ОРАНЖ" (далее - Участник, Поставщик),
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 13286-ЭП/23 от 29.05.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку эндоскопа (для верхних отделов желудочно-кишечного тракта, для нижних отделов желудочно-кишечного тракта) (извещение N 0372200131723000295),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 31.03.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку эндоскопа (для верхних отделов желудочно-кишечного тракта, для нижних отделов желудочно-кишечного тракта) (извещение N 0372200131723000295) (далее - Запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 10 410 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.04.2023 NИЗК1 победителем Запроса котировок признано ООО "ОРАНЖ".
По результатам закупки Заказчиком с Участником заключен государственный контракт N 0372200131723000295 от 14.04.2023 на 8 400 000,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.3. Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 05.05.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с Участником.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила следующее:
В соответствии с условиями Контракта Поставщик обязуется осуществить поставку медицинских изделий Видеогастроскон "ПЕНТАКС" "ЕС" с принадлежностями вариант исполнения EG29-H0 (код ОКГ1Д2 - 32.50.13.190) (далее - Оборудование) в соответствии со Спецификацией (Приложение N 1 к Контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, сборке, установке и вводу в эксплуатацию Оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Заказчика, эксплуатирующих Оборудование в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) Оборудования (далее - Услуги), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленное Оборудование и надлежащим образом оказанные Услуги.
В соответствии с п. 3.1 Контракта Поставщик обязан:
3.1.1. поставить Оборудование в строгом соответствии с условиями Контракта в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки;
3.1.2. уведомить Заказчика о готовности Оборудования к поставке не позднее, чем за 5 (пять) дней до поставки Оборудования;
3.1.3. оказать Услуги в строгом соответствии с условиями Контракта в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки.
В силу пункта 5.1 Поставка Оборудования осуществляется Поставщиком в Место доставки в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента заключения контракта, то есть по 28.04.2023.
19.04.2023 года Поставщик обратился в адрес Заказчика с письмом N 02, в котором информировал Заказчика о невозможности исполнения своих обязательств по Контракту, вследствие сообщений дистрибьюторов об отсутствии на территории РФ Оборудования 2022 года выпуска по причине осложнения геополитической обстановки и введения санкций в отношении РФ.
Определить сроки поставки Оборудования Поставщик затрудняется, в связи с чем просит рассмотреть вопрос о прекращении обязательств по поставке и оплате указанного Оборудования.
Поставщик при заключении Контракта не проявил должной осмотрительности и разумности, не оценил свои возможности исполнения условий Контракта, что привело к неисполнению обязательств по Контракту в полном объеме.
На основании изложенного Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 16.05.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 16.05.2023.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
Действуя добросовестно, Поставщик обратился к своему коммерческому партнеру ООО "Медтехпроект" с запросом о возможности осуществить поставку необходимого медицинского оборудования 28.03.2023.
До окончания сроков подачи ценовых предложений (31.03.2023) Поставщик имел на руках коммерческое предложение о поставке необходимого Заказчику медицинского оборудования.
03.04.2023 Поставщик обратился к своему коммерческому партнеру ООО "Медтехпроект" с запросом о возможности осуществить поставку необходимого медицинского оборудования. До окончания сроков подачи ценовых предложений (07.04.2023) Поставщик имел на руках коммерческое предложение о поставке необходимого Заказчику медицинского оборудования.
В связи с необходимостью скорейшей поставки медицинского оборудования в адрес Заказчика, Поставщик заключил договор поставки медицинского оборудования N 2023/13 от 05.04.2023 и в указанную дату осуществил 100% предоплату за медицинское оборудование. Указанный договор был заключен во исполнения обязательств по поставке оборудования по Контракту 0372200131723000280.
По закупке 0372200131723000280 Контракт был заключен 06.04.2023. Таким образом, Поставщик заблаговременно позаботился о наличии возможности поставки по данному контракту, предварительно оплатил необходимое к поставке медицинское оборудование, что может свидетельствовать о его добросовестных действиях, направленных на исполнения указанного контракта.
11.04.2023 по закупке 0372200131723000295 в ЕИС был опубликован итоговый протокол, согласно которого в закупке приняло участие два участника, победителем являлось ООО "ОРАНЖ".
12.04.2023 Поставщик заключил дополнительное соглашение к договору поставки медицинского оборудования N 2023/13 от 05.04.2023, согласно которому к поставке добавилось медицинское оборудование, необходимое для исполнения обязательств поставщика по Контракту N 0372200131723000295. В указанную дату была осуществлена 100% оплата за медицинское оборудование.
14.04.2023 был заключен контракт N 0372200131723000295.
Таким образом, Поставщик, действуя добросовестно, до заключения государственных контрактов приискал возможность поставки Оборудования, осуществил его 100% предоплату, так как по предоплаченным контрактам поставка Оборудования осуществляется быстрее.
При этом, поставка оборудования должна быть осуществлена контрагентом, с которым ООО "Оранж" имело опыт работы (закупка N 0816500000623001377).
Кроме того, Поставщик сам имел опыт исполнения аналогичных контрактов, где к поставке требовалось эндоскопическое оборудование (закупка N 0177200000921001447; N 0851200000621002122), в том числе, производства "Пентакс" (извещение N 0875200000221000214; N 0130200002420003240).
Однако 18.04.2023 Поставщику стало известно, что оборудование не может быть поставлено в разумные сроки, ввиду того, что представительство "Пентакс" на территории РФ ограничивает отгрузку, так как необходимое к поставке медицинское оборудование было забронировано другим участником закупки. Как позже стало известно Поставщику, вторым участником закупки являлось ООО "Балтмедикал" ИНН 7841306328. Поставщик узнал об этом, исходя из переговоров с представителями Заказчика по поводу исполнения контрактов.
19.04.2023 Поставщик, во исполнения обязанности, предусмотренной п. 3.1.9 Контракта (незамедлительно информировать Заказчика о сложностях, возникающих при исполнении Контракта, а также обо всех обстоятельствах, препятствующих исполнению Контракта) направил в адрес Заказчика официальное письмо N 02 от 19.04.2023 и N 01 от 19.04.2023. В указанных письмах Поставщик сообщил о сложностях в поставке, отсутствии возможности поставить необходимое Заказчику медицинское оборудование по двум Контрактам, а также предложил расторгнуть контракт по соглашению сторон. Указанное предложение было предложено Заказчику, так как Поставщик и Заказчик достоверно знали, что необходимое медицинское оборудование по двум контрактам имеется в наличии у ООО "Балт Медикал", однако последние в ходе телефонных переговоров и в официальной переписке, отказывались реализовывать данное оборудование в адрес Поставщика.
Поставщик руководствовался принципом разумности и достижения результата закупки, так как Заказчик вправе предложить второму участнику закупки заключить контракт в случае расторжения Контракта с победителем закупки по соглашению сторон. Таким образом, Заказчик мог сократить время заключения контракта и поставки медицинского оборудования.
На предложение Поставщика от 19.04.2023 Заказчик никак не отреагировал, Поставщик, находясь в диалоге с представителями Заказчика, договорился о расторжении контракта по соглашению сторон, в связи с этим 27.04.2023 Поставщик направил в адрес Заказчика проект соглашения о расторжении.
Следует отметить, что 20.04.2023 Поставщик заключил дополнительное соглашение к договору поставки медицинского оборудования с контрагентом ООО "Медтехпроект", согласно которому срок поставки был увеличен.
Несмотря на трудности, возникшие у Поставщика при поставке медицинского оборудования, последний обратился к дистрибьюторам "Пентакс" на территории РФ.
05.05.2023 Поставщик направил запросы коммерческого предложения по средствам электронной почты. В большинстве случаев, дистрибьюторы игнорировали запросы ООО "Оранж", когда получали информацию о конечном получателе оборудования.
ООО "Эндомед" направил коммерческое предложение со сроками поставки не менее 6 месяцев.
ООО "Балт Медикал" запросило пакет уставных документов, которые были незамедлительно отправлены, однако ответа о сроках поставки не последовало.
Таким образом, дистрибьюторы "Пентакс" подтвердили невозможность поставки оборудования в виду его отсутствия на территории РФ, а также в следствии ограничения отгрузки оборудования для конкретного Заказчика.
На основании изложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ОРАНЖ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны Участника предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение сведений в отношении ООО "ОРАНЖ" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "ОРАНЖ" (ИНН: 9718178942) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 5 июня 2023 г. N РНП-78-736/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2023