Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу (далее - Заказчик):
OOO "Алти Групп" (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 13296-ЭП/23 от 29.05.2023) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на приобретение и монтаж комплекта арочного металлодетектора, демонтаж старого металлодетектора (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 25.05.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172100008423000008. Начальная (максимальная) цена контракта - 400 815, 00 руб.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, которые выразились в установлении ненадлежащий требований к закупаемому товару, в части установления требований к характеристикам закупаемого оборудования, совокупность которых указывает на оборудование единственного производителя.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Ознакомившись с представленными документами и сведениями, заслушав пояснения представителей сторон, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
1. Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе, электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1-п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В своей жалобе Заявитель утверждает, что при описании объекта закупки Заказчик установил уникальные характеристики, показатели и значения, которые свойственны только товару единственного производителя.
Из содержания извещения о проведении закупки следует, что в техническом задании Заказчиком установлены следующие требования к закупаемому товару:
Наименование объекта закупки |
Характеристики товара |
|
Наименование показателя |
Значение показателя |
|
2 |
3 |
4 |
Приобретение и монтаж комплекта арочного металлодетектора, демонтаж старого металлодетектора
|
Вид металлодетектора |
Арочный стационарный |
Высота/Ширина/Глубина (мм), не менее |
2230/850/460 |
|
Габариты прохода Длинна/Ширина/Глубина (мм), не менее |
2030/750/430 |
|
Возможность синхронизации ПК |
Да |
|
Энергозависимая память для сохранения установок |
Да |
|
Тестовый режим самодиагностики |
Да |
|
Количество уровней регулировки чувствительности каждой зоны, не менее |
400 |
|
Независимая регулировка чувствительности каждой зоны |
Да |
|
Селективность |
Магнитные и немагнитные металлы |
|
Степень локализации объекта |
Точная |
|
Максимальное значение счетчика проходов и тревог, не менее |
99 999 |
|
Световое оповещение сигнала тревоги |
Да |
|
Количество тонов сигнала тревоги, не менее |
99 |
|
Звуковое оповещение сигнала тревоги |
Да |
|
Количество режимов срабатывания ИК -датчиков, не менее |
4 |
|
Количество рабочих частот, не менее |
50 |
|
Количество стандартных программ, не менее |
72 |
|
Автономная работа |
Да |
|
Пылевлагозащищенное покрытие корпуса |
Да |
|
Счетчик срабатывания сигнала тревоги |
Да |
|
Счетчик походов |
Да |
|
Пропускная способность (чел/мин), не менее |
60 |
|
Количество независимых зон обнаружения, не менее |
6.12.18 |
|
Количество уровней регулировки общей чувствительности, не менее |
100 |
|
Четырехзначный пароль |
Да |
|
Количество настроек |
1 |
|
Выходы тревоги для управления сторонним оборудованием (сухие контакты) |
Да |
|
Пуль ДУ |
Да |
|
Диапазон рабочих температур |
-20 до +50 |
|
Мощность, не менее(Вт0 |
12 ВТ |
|
|
Напряжение(В) |
110-240 В/50 Гц |
В качестве подтверждения доводов Заявителем представлена ссылка на информационный сайт производителя систем безопасности - ООО "ГК ИРА-ПРОМ" https://detektor-rf.ru/.
При этом из представленных Заявителем документов и сведений не следует, что указанные им сведения о производителях оборудования являются полными и всесторонними, и содержат весь перечень производителей, выпускающих закупаемый Заказчиком товар.
Кроме того, Заказчик проводит электронный аукцион продукции для неограниченного количество лиц, поскольку поставка закупаемых товаров не является лицензируемым видом деятельности, а предметом аукциона является поставка продукции, а не ее производство.
Таким образом, технические характеристики товара позволяют любому лицу (юридическому или физическому) принять участие в аукционе, если это лицо обладает товаром с названными функциональными свойствами и желает принять участие в электронном аукционе.
Комиссия УФАС отмечает, что частью 4 ст. 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. В день рассмотрения жалобы по существу участник закупки, подавший жалобу, вправе ее отозвать непосредственно при рассмотрении.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, подателем жалобы не представлено доказательств, в том числе экспертиз, экспертных заключений, подтверждающих доводы заявителя о том, что указанные в документации требования не обусловлены необходимостью удовлетворения потребности заказчика и приведут к закупкам товаров, которые имеют избыточные потребительские свойства и не влияют на функциональные и потребительские свойства закупаемых товаров, не определяют их качественные характеристики необходимые заказчику.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что в материалах дела отсутствуют достаточные доказательства, подтверждающие довод Заявителя об ограничении количества участников рассматриваемой закупки, в связи с чем Комиссия УФАС не усматривает в действиях Заказчика признаков нарушения ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. Кроме того, в силу ч. 1 ст. 36 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе отменить закупку с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей. По истечении сроков, предусмотренных настоящей статьей, и до заключения контракта заказчик вправе отменить закупку только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы.
В силу ч. 2 ст. 36 Закона о контрактной системе, при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке формирует с использованием единой информационной системы извещение об отмене закупки, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает его в единой информационной системе. С момента размещения указанного извещения в единой информационной системе закупка считается отмененной.
Из содержания информации, размещенной в ЕИС, следует, что 29.05.2023 Заказчиком процедура закупки с номером извещения 0372100049623001097 была отменена.
Соответствующее извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.05.2023 NИО1 размещено в ЕИС 29.05.2023 в 17:25.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу OOO "Алти Групп" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 5 июня 2023 г. N 44-2065/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2023