Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова" Минздрава России (далее - Заказчик):
ООО "ОСТ-КОННЕКТ" (далее - Участник, Поставщик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 13270-ЭП/23 от 29.05.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку модульных эндопротезов (извещение N 0372100048822001346),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 27.12.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку модульных эндопротезов (извещение N 0372100048822001346) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 815 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.01.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ОСТ-КОННЕКТ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ОСТ-КОННЕКТ" заключен государственный контракт N 0372100048822001346 от 03.02.2023 на сумму 1 815 000,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, пр.и условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 4.2, 9.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 15.05.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ОСТ-КОННЕКТ".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку модульных эндопротезов (далее - Товар) по заявкам Заказчика.
В соответствии с п. 4.1 Контракта поставка Товара осуществляется Поставщиком партиями. Количество партий не более 10 (десяти). Срок поставки Товара (период поставки) составляет 6 (шесть) рабочих дней, с учётом ограничений, установленных настоящим пунктом Контракта. Срок поставки Товара начинает течь со следующего после даты получения Поставщиком соответствующей заявки на поставку Товара рабочего дня и заканчивается в 15:00 (по московскому времени) последнего рабочего дня, входящего в период поставки.
Заявка на поставку Товара от 13.03.2023 N 05-07/1512 была направлена в адрес Участника и получена последним 13.03.2023. Срок исполнения обязательств Участника по Контракту истек 21.03.2023.
Поставщик нарушил условие, содержащееся в п. 4.1 Контракта, поскольку не предоставил Заказчику Товар в количестве и ассортименте определенных заявками на поставку в вышеуказанные сроки.
Претензией от 24.03.2023 N ИС-05-07/1929 Заказчик уведомил Участника о нарушении срока поставки и потребовал незамедлительно выполнить свои обязательства по Контракту.
Вместе с тем, по состоянию на 15.05.2023 Участник не исполнил обязательства по поставке Товара в количестве и ассортименте, предусмотренными заявкой на поставку Товара.
В связи с существенным нарушением Участником условий Контракта, в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 15.05.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "ОСТ-КОННЕКТ" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 26.05.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что основания для включения сведений об ООО "ОСТ-КОННЕКТ" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют ввиду следующего:
ООО "ОСТ-КОННЕКТ", заключив Контракт с Заказчиком, руководствуясь нормами Контракта, Закона о контрактной системе, ГК РФ и иных правовых актов Российской Федерации, приступило к выполнению взятых на себя обязательств.
13.03.2023 от Заказчика была получена заявка за исх. N 05-07/1512 на поставку товара:
- "Компонент бедренный MRH" в количестве 3 шт.;
- "Компонент бедренный дистальный GMRS" в количестве 8 шт.
24.03.2023 Участник произвел частичную поставку Товара по заявке, согласно Документу о приемке N 39 от 24.03.2023 на общую сумму 660 000,00 рублей:
- "Компонент бедренный MRH" в количестве 3 шт.;
- "Компонент бедренный дистальный GMRS" в количестве 1 шт.
10.05.2023 Участник произвел поставку Товара "Компонент бедренный дистальный GMRS" в количестве 1 шт., согласно Документу о приемке N 85 от 10.05.2023, на общую сумму 165 000,00 рублей.
04.05.2023 Участник направил в адрес Заказчика письмо исх. N 46, которым сообщил о готовности осуществить поставку согласно заявке N 05-07/1512 от 13.03.2023 в оставшемся объеме.
19.05.2023 Участник произвел поставку Товара "Компонент бедренный дистальный GMRS" в количестве 3 шт. на общую сумму 495 000,00 рублей, согласно Документу о приемке N 98 от 19.05.2023.
Задержка поставки Товара обусловлена нарушением логистики поставок товаров, увеличенными сроками прохождения границ и таможенных досмотров, а также изменениями условий платежей и сложностями их прохождения между российскими и европейскими контрагентами.
В подтверждение вышеуказанных обстоятельств Участник приложил письмо исх. N 13 от 24.04.2023, полученное от эксклюзивного дистрибьютора онкологических эндопротезов компании Stryker Orthopedics (США) - ООО "МЕДТЭК", являющегося партнером ООО "ОСТ-КОННЕКТ" по договору.
15.05.2023 Заказчик вынес Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с нарушением Участником существенных условий Контракта.
22.05.2023 Участником в Единой информационной системе (ЕИС) размещено Возражение на Решение Заказчика.
Поставка Товара на территорию Российской Федерации была затруднена из-за введенных в отношении Российской Федерации экономических и других санкций. Кроме того, приобретение аналогов данного Товара в пределах Российской Федерации не представляется возможным ввиду их отсутствия.
ООО "ОСТ-КОННЕКТ" никак не могло предусмотреть вышеуказанных обстоятельств, ставших причиной невозможности своевременной поставки Товара по Контракту.
ООО "ОСТ-КОННЕКТ" не отказывалось от исполнения контрактных обязательств и готово было осуществить поставку согласно заявке N 05-07/1512 от 13.03.2023 в оставшемся объеме.
Таким образом, можно сделать вывод, что ООО "ОСТ-КОННЕКТ" не уклонялось от исполнения Контракта, все действия были направлены на надлежащее и своевременное исполнение обязательств по Контракту.
Однако Участник столкнулся с невозможностью исполнить обязательства по Контракту в связи с обстоятельствами, не зависящими от него.
Необходимо отметить, что у ООО "ОСТ-КОННЕКТ" на исполнении находится более 15 контрактов, а исполнено более 200 контрактов, что говорит о наличии опыта и всех необходимых ресурсов, а также подтверждает добросовестное поведение, своевременное и качественное исполнение обязательства по контрактам.
На основании изложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ОСТ-КОННЕКТ".
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, учитывая тот факт, что Участником совершались активные действия, направленные на исполнение Контракта, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ООО "ОСТ-КОННЕКТ" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ОСТ-КОННЕКТ", (ИНН: 7839468650), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 5 июня 2023 г. N РНП-78-720/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2023